Впервые о борьбе отважных милиционеров Валерия Шохина и Алексия Коноваленко с азербайджанской наркомафией в г. Долгопрудном Московской области я узнал два года тому назад. Дело тянется более трёх лет. Теперь, по явно сфабрикованному обвинению в организации обстрела квартиры прокурора Яцентюка арестован Валерий Блохин. Газета "МК" в своём обычном стиле поспешила клеветнически обвинить Валерия не только в обстреле квартиры, но и в убийстве судьи Урлиной и в других убийствах, совершённых в Долгопрудном с мая по август 2004 г. Уже и отца Андрея Лазарева из Кимр, активно заступающегося за них, привлекают к суду за клевету.
Почему молчат другие СМИ? Я считаю, что здесь мы все кровно заинтересованы в объективном правосудии. Особенно ужасает лицемерие власти. Борьба с бедностью - на деле уничтожение бедных. Борьба с наркотиками - на деле поощрение наркодилеров. Всё это напоминает кошмарный сон. Хочется возопить: "Господи, почему Ты нас оставил?" Вот Вы, священник, ответьте, почему всё это Бог допускает?
А. Печеркин, Московская область
Бог всегда попускает такому быть - такова духовная логика истории. На память приходит слово пророка Исайи по поводу врагов богоизбранного народа: "О, Ассур, жезл гнева Моего! И бич в руке его - Мое негодование!" (Ис. 10, 5). Это было приблизительно за семь столетий до пришествия Христова. Что происходило тогда в Израиле? Мы знаем обличение Пророком несправедливых правителей: "Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот". Грозные ассирийские армии двинулись в путь, чтобы сокрушить Израиль. Таково было решение тогдашнего мощного "мирового центра". Враги были убеждены, что это они принимают судьбоносное решение. Послушайте, как они хвалятся своей силой: "Рука моя захватила богатство народов, как гнёзда; и никто не открыл рта и не пискнул" (Ис. 10,14). Какая гордыня! Какое презрение к "малым сим", не имеющим силы защитить себя! Пусть никто не смеет пискнуть, когда я взял всё.
Таково "прочтение" событий глазами сильных мира сего. Но Бог через Своих пророков делает иной "анализ", который совсем не политического порядка (не "с позиции силы"), а порядка духовного. Мы часто говорим, что Батый, Наполеон, Гитлер и все, кто осуществляет беззаконную власть в своём отечестве, - только орудие в руках Божиих, чтобы наказать народ (народы), не имеющий истинной веры или утративший её. Нам надо научиться видеть всю разницу между "прочтением" только человеческим и "прочтением" в вере одних и тех же фактов и событий. Это не означает, что мы освобождаемся от ответственности совершать прежде всего человеческий анализ происходящего. Это необходимо. Здесь начало участия в жизни. Но надо попытаться идти дальше - до видения действия Божия в действиях даже самого нечестивого правителя. Сегодня как никогда мы должны внимать Духу Святому, чтобы в вере видеть нынешние апокалиптические события, которые касаются лично каждого из нас. И молиться всею нашей жизнью - там, где речь идёт о спасении многих. Это невозможно, если мы будем воспринимать происходящее с нами как сон, за который мы не несём ответственности (так было во всём, определившем октябрь 1993 года), сдаваясь, как говорится, на милость любого победителя.
"Вот, Господь грядет со страшной силою Своею, - восклицает Пророк, - и величающиеся ростом будут срублены, высокие повержены на землю" (Ис. 10, 33). Слово Господне. Пусть сильные мира сего не воображают, что они абсолютные хозяева всего и что они могут безнаказанно раздавить подобных себе. В Церкви Святой нам дано заранее услышать Песнь Богородицы: "Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя" и Господни заповеди блаженства: "Блажени, егда поносят вам и ижде-нут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради".
Однако будем остерегаться упрощённого видения, утверждающего, что власть имущие - только марионетки в руках Божиих. Каждый из них - человек, и кому много дано, с того много спросится. И на самом деле больше всего дано нам, христианам. Бог силен в одно мгновение всё изменить, хотя медлит с исполнением наших прошений, испытывая нашу верность Ему: всё ли мы делаем от нас зависящее в самых безнадёжных обстоятельствах.
Только что, когда я заканчивал Вам свой ответ, мне позвонили и сказали, что суд нашёл необоснованным обвинение отца Андрея Лазарева в клевете и направил его дело для пересмотра. Не так ли было и с нашими алтарниками, остановившими кощунственную выставку в центре имени Сахарова? Точно так же Валерий Блохин и Алексей Коноваленко могут быть оправданы, если молитвенная и деятельная их поддержка со стороны православных не будет ослабевать.
Дорогой отец Александр! Снова, по милости Божией, мы входим, в Рождественский пост, и начинается он с праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. А меня, пытающуюся осознать смысл праздника, это снова наводит на одни и те же размышления. Скажу то, о чём многие говорят: какие строятся сейчас храмы и какая при этом нищета народа! Как верующий человек, я, конечно, не против храмов. Но зачем такая дорогостоящая пышность? Не есть ли это своего рода идолопоклонство? Не о нищих ли прежде всего должна заботиться Церковь? Не по этой ли причине попустил Бог такое разорение храмов в нашей России?
Е. Арапова, г. Екатеринбург
Не по этой. А по той, что не было востребовано то, что в храме, бесконечно превосходящее все сокровища, какие только есть на земле - благодать Христова. Христос говорит: "Нищих всегда имеете, а Меня -не всегда" - не потому, что Он не заботится о нищих.
Пречистая Божия Матерь, трёхлетняя Отроковица вводится в храм Божий, чтобы стать вместилищем Духа Святого, Храмом Божиим. Каждый из нас и все мы вместе -Храм Божий. Потому что ради веры нашей Дух Божий живёт в нас. И праздник Введе-ния - праздник нашего достоинства членов Христа Распятого и Воскресшего, Который Сам есть Храм Божий. Этот праздник учит нас, как мы должны относиться к храму, куда приходим молиться. Потому что в храме, в том самом Храме, где было Введение Бо-жией Матери, как открывает нам Евангелие, совершалось оскорбление святыни.
Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его Крестных Страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев Храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное Тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас "проповедники любви", которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа.
Почему Господь являет такую ревность о Храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот Храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: Святое, куда могли входить только священники. И далее, - отделённое двойной завесой, - было Святое Святых. В первом Храме, построенном Соломоном, находились Ковчег Завета и скрижали Закона, вручённые Богом Моисею. С разрушением Храма в 587 году до Рождества Христова Ковчег исчез, но Святое Святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право войти туда раз в году - в праздник, пророчествующий об Искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в Храме, рядом со Святое Святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. "Здесь вы должны уподобляться Мне, - как бы обращается Он к нам. -Храм - дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников".
Сколько ударов бича Господня полагалось бы для всех тех, кто разорял и осквернял наши храмы, превращал их в клубы, кафе и овощехранилища, в общественные туалеты - в дома их торговли! Воистину полной мерой они получили эти удары от Господа. Как полной мерой получат их и те, кто сегодня публично глумится над нашими святынями. Но неплохо было бы также, если бы Господь заходил, как тогда, время от времени и в наши храмы для "наведения порядка". Осознаём ли мы, что в самом
скромном деревянном христианском храме есть несравненно большее, чем то таинственное присутствие Божие, которое было во Святое Святых Иерусалимского Храма? Сам Христос Бог Своим Пречистым Телом и Кровью присутствует здесь в Евхаристии -вот где подлинное Святое Святых! Сколько священников, наверное, желали бы иногда дать волю своему гневу, подобно Христу, и изгнать из храма тех, кто непочтителен к священному месту. Толпы туристов отечественных и иностранных устремляются в древние православные храмы в более чем сомнительных для святилища одеждах и, не замечая богослужения, вслух комментируют произведения церковного искусства. А в боковом приделе скачут, как на игровой площадке, дети, оставленные без присмотра "благочестивыми" родителями. В это время у входа в храм нетерпеливо и отсутствующе ждут "очереди" те, кто суеверно, "на всякий случай", принёс своих детей на крестины. Мы не говорим уже о тех искренне верующих, которые всю жизнь ходят в Церковь и до сих пор не знают важнейших моментов Божественной литургии. А тем более о тех, кто приходит в храм с чёрной целью - "подзарядиться энергией" или украсть ИКО1Гу.
Степени различны, а Бог долготерпелив и многомилостив. Но Он напоминает также, как опасно всякое неблагоговение. Из него постепенно создаётся атмосфера нечестия - так что, согласно Писанию, "человек беззакония" сможет сесть в храме, выдавая себя за Бога. Господь попустил быть очистительной буре 1917 года, разрушающей наши храмы, чтобы дать нам время на покаяние. Но как мало мы вразуми-лись! О если бы каждый из нас мог сказать вслед за Господом: "Ревность о доме Твоем снедает Меня".
Где нет благоговения к храму, там не может быть истинного отношения к Церкви Божией. Но Храм, которым иудеи так гордились, - только каменный храм, построенный к тому же язычником, желавшим польстить этому надменному народу. "Разрушьте его, - говорит Господь (и это произойдёт при императоре Тите в 70-м году), - его значение относительно, ибо подлинный храм - тот, который Я восставлю в третий день". Даже ученики не поняли тогда слов Христа, потому что Он говорил о Своём Теле, Которое должно было воскреснуть в третий день.
Господь говорит, что истинный Храм, достойный бесконечного почитания, -человечество Христа, которое стало Ковчегом Его Божества. Он Сам - совершенное Святое Святых, присутствие Божие среди людей. Слово стало плотию, и Его Тело - подлинное Святое Святых храма.
"Ибо в Нём обитает полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9). К этой тайне уже сейчас устремлена трёхлетняя Отроковица, Божия Матерь.
Тело Христово, Которое мы принимаем за Евхаристией и Которое присутствует в дарохранительницах на престолах наших храмов, должно исполнять нас страхом Бо-жиим и бесконечным благоговением. И, наоборот, всякое неблагоговение или просто безразличие перед этой великой тайной должны вызывать в сердце христианина святой гнев, несравненно более праведный, чем по отношению к нечестию в Иерусалимском Храме.
Сделаем ещё один шаг вместе с Божией Матерью, входящей во Святое Святых. Новый Храм, достойный почитания, - не только человеческая природа Христа, но весь народ Божий, привитый к Нему и питаемый Божественной жизнью, исходящей от Него на всех членов Его мистического Тела. Вся Церковь, Тело Христово, - это новый Храм, каменные храмы Которого -только бледный образ. Она составлена из всех крещёных людей, ищущих жизни по воле Божией. Несмотря на несовершенства, грехи и немощи своих чад, Церковь -пребывание Бога среди людей, знамение присутствия Его в мире. Она не создана святыми людьми, она создана, чтобы делать людей святыми. Потому что Создатель её - Бог, Который становится одним из нас через Пречистую Деву, входящую ныне во Святое Святых.
В праздник Введения, радуясь тому чудесному, что совершает Церковь в мире, принесём покаяние пред Господом, позаботимся о нашем внутреннем очищении, чтобы быть нам на самом деле чадами её. В этот день даром Духа Святого и Божией Матери увидим в Ней Тело Христово, исполнимся любви к Ней. Осознаем, что каждый христианин - храм Божий. В каждом новокрещёном младенце рождается Христос. С каким благоговением должны бы наши дети, и мы вместе с ними, совершать восхождение к Богу, неся в своём теле живое присутствие Воскресшего Христа, принятое в крещении. Придёт день, когда наши тела, эти храмы Духа Святого, возвратятся в землю. Наступит время, когда земная Церковь, с её священством и таинствами, перестанет существовать, исполнив своё предназначение. Не будет больше Божественной Евхаристии. Наш мир разрушится, и все самые великолепные храмы превратятся в ничто. Но во граде небесном и вечном останется один только Храм, Который есть Сам Бог. Мы будем введены в него как чада Божий, и наша жизнь будет бесконечным приобщением радости Святого Святых.