Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Декабрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Святитель, связавший эпохи

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

 28 декабря - 75 лет со дня преставления священномученика Илариона (Троицкого)

Когда нас охватывают сомнения относительно будущего России - а при нашей жизни с её лихими поворотами и озадачивающими сюрпризами они не могут не возникать, - надо вспоминать слова инока Филофея "Москва - Третий Рим, а Четвёртому не быти", несомненно услышанные им от Самого Бога. В них - гарантия сохранения нашего духовного стержня, а значит, и существования как нации.

Понятно, что фраза, произнесённая в XV веке, может показаться не очень убедительной. Но у неё есть наилучшее из всех возможных подтверждений - наша история.

В чём, собственно, заключается главная мысль старца Филофея? В том, что всё происходившее в России со времени её Крещения и всё, что будет происходить в ней, пока тварное бытие не упразднится его Создателем, имеет единый сквозной смысл, а значит, в своей сущности характеризуется строгой преемственностью.

Кто-то из читателей возразит: а как же семьдесят лет советского атеизма? Разве коммунистам не удалось приостановить ход нашей христианской истории?Владыка Иларион (Троицкий)

Конечно, нет! Прельстившись учением Маркса, они тешили себя иллюзией, будто направляют события туда, куда указал этот лжепророк. Желая построить "новый мир", они сломали сословную структуру царской России, но, не понимая того, что это восстанавливает административное устроение допетровской Святой Руси, перенесли столицу в первопрестольную Москву. Взявшись за создание "нового человека", они написали для него "Кодекс строителя коммунизма", но он получился почти точной копией Заповедей Христа. Революции существуют только в умах политиков, а народная жизнь непрерывна, ибо она складывается из жизней людей, которые, переходя из одного отрезка истории в другой, остаются теми же самыми.

Особенно прочной скрепой сменяющих друг друга периодов общенациональной жизни служат такие личности, которые, во-первых, умеют вобрать в себя как можно больше той России, в которой протекала их молодость, и, во-вторых, сохраняют верность тому лучшему, что они вобрали в свою душу и чему научились.

Таким драгоценным для России человеком, обладавшим в исключительной мере всеми теми упомянутыми качествами, был великий святитель, архиепископ Верейский Иларион (Троицкий). В обращённом к нему кондаке Церковь поёт: "Краса новомучеников Российских, Руси святой похвала", и это абсолютно верно. Но к этому надо добавить, что он был украшением не только сонма новомучеников, но и всей России. Соловки

Как и почему у бедного сельского батюшки родилось это чудо человеческого совершенства? Дивный юноша рос на рубеже веков в уездной глуши Тульской губернии. Он сочетал в себе редкую красоту с ангельской чистотой целомудренной души и выдающимися способностями к учёбе и умственному труду, позволившими ему блестяще пройти полный курс духовного образования - училище, семинария, Духовная академия - и в 27 лет получить звание магистра богословия. Казалось, ему не нужно было бороться с соблазнами и, окончив учёбу, он просто и естественно принял монашеский постриг и в том же году стал сначала иеромонахом, а затем архимандритом.

Что же окружало эту необыкновенную личность в период её созревания и что из окружающего она впитала, чтобы сохранить в себе до кончины, делясь им с другими?

Это была великая пореформенная Россия, прекраснейшая из стран, когда-либо существовавших на земле, но в невиданной пышности своего очередного расцвета начавшая уже проявлять признаки увядания и омертвения, - всего ощутимее в завораживающей и будоражащей культуре Серебряного века. Эта культура, достигнув предельных высот по уровню мастерства, в нравственном отношении пыталась встать по ту сторону добра и зла, и эти два начала всё больше перемешивались между собой в русской жизни, так что отделить их друг от друга стало почти невозможно. Одни и те же люди слушали проповеди Иоанна Кронштадтского и читали революционные прокламации, молились в храме о "безмолвном житии во всяком благочестии и чистоте" и участвовали в антиправительственных демонстрациях, возмущались падением морали и требовали неограниченной свободы для каждого. Многие великие люди того времени не разобрались в этом хаосе, приняли призраки за действительность, внешнюю красивость за подлинную красоту, посулы лжепророков за обетования Христа. Многие, но не отец Иларион. Его дар различения духов был уникальным. Он был одним из тех немногих людей своего времени, которые видели Россию правильно, отметая всё наносное и случайное. Это позволило ему внести заметный вклад в то, чтобы переход от дореволюционной России к послереволюционной не был тем полным разрывом, который декларировался большевиками, а содержал в себе максимально возможный при таких декларациях элемент преемственности. Произведённый в 1923 году в архиепископы и став наместником Сретенского монастыря в Москве, он сделался правой рукой Патриарха Тихона и получил от него благословение на подвиг исповедничества - на участие в диспутах против наркома Луначарского и лжемитрополита "живой церкви" Введенского. Не теряя благодушия и чувства юмора, он играючи клал их на лопатки, убедительно доказывая безумство обновленчества и его обречённость на провал. К голосу жившей в нём светлой, мудрой и красивой, как он сам, России прислушивались не только тысячи присутствовавших в зале, но и сидевшее в президиуме советское начальство. В конечном счёте его влияние сыграло решающую роль в том, что власть отвернулась от живоцерковников и вступила в переговоры с Православной Церковью, которая вернула себе многие храмы, захваченные раскольниками. Конечно, последние видели во владыке Иларионе своего главного врага. По их интригам он попал и на Соловки, и в Ярославскую тюрьму.

В 1929 году, 28 декабря, владыка Иларион умер в тюремной больнице Ленинграда от сыпного тифа. Великому архипастырю было всего 43 года...

Рака с мощами священномученика Илариона
в Храме Сретения Владимирской
иконы Божией Матери
Московского Сретенского монастыря

Прошло много лет, начался новый отрезок нашей истории - перестройка, отмена социализма, возрождение веры и Церкви. И давно умерший владыка Иларион снова напомнил о себе, вмешавшись в нашу духовную жизнь самым неожиданным образом. Об этом чуде рассказывает его преемник, наместник возобновлённого в 1994 году Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

"Многие из наших прихожан помнят Любовь Тимофеевну Чередову, последнюю духовную дочь священномученика Илариона (Троицкого). Ей было уже больше ста лет, но она с полной убеждённостью говорила, что не умрёт, пока не будет прославлен в лике святых владыка Иларион. Настал момент, когда был поднят вопрос о его канонизации. Любовь Тимофеевна была в это время уже тяжело больна. Она не вставала, и врачи поражались, что она ещё жива. И вот, поехав в последний раз её причащать, я принёс ей радостную весть: решение о канонизации священномученика Илариона принято Синодом. После Причастия мы прочитали несколько молитв и в том числе "Ныне отпущаеши..."

Через три дня она отошла ко Господу".

Таким образом, святитель Иларион связал не два, а целых три периода нашей истории, показывая маловерам, что никто не может остановить её промыслительного движения. В частности, преемственность духовной жизни Сретенской обители явным образом выразилась в соединении прежнего её наместника, уже святого, с нынешним их общей духовной дочерью, которой Бог не дал умереть, пока она не выполнила своего предназначения.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU