Портрет академика И.П. Павлова Художник М.В. Нестеров |
10 декабря - 100 лет назад русский учёный Иван Петрович Павлов первым из представителей России получил Нобелевскую премию
Великий физиолог академик Павлов родился в Рязани. Его отец, Пётр Дмитриевич, был священником, из духовного сословия происходила его мать, Варвара Ивановна. В 1864 г., окончив духовное училище, Иван поступил в Рязанскую семинарию. Учась в семинарии, юноша Павлов глубоко интересовался естественными науками. В выборе жизненного пути его окончательно утвердила книга И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". Но стремление к материалистическому познанию природы не поколебало его христианского мировоззрения. Глубоко верующим человеком он оставался до конца своих дней.
В 1870 г. Иван Павлов поступил на юридический факультет и вскоре перешёл на естественное отделение физико-математического отделения Санкт-Петербургского университета. Окончив курс с учёной степенью кандидата естественных наук, он продолжил учение в Медико-хирургической академии. В 1878 г. он по приглашению С.П. Боткина стал работать в лаборатории при его клинике в Германии, а получив диплом лекаря, стал ею заведовать.
Тогда же Павлов начал исследования физиологии пищеварения, а в 1883 г. он защитил докторскую диссертацию, был назначен приват-доцентом в Академию, но продолжил свою работу в Германии и вернулся в Россию через два года.
В 80-х годах полностью определилось направление научной деятельности Павлова - изучение влияния нервной системы на деятельность внутренних органов. С 1890 г. Павлов руководил кафедрой физиологии Медико-хирургической академии. К началу нового столетия им было создано учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Оно стало основой для дальнейшего изучения функций мозга.
К Павлову приходит всемирное признание, он становится почётным членом многих академий мира, а в 1904 г. первым русским лауреатом Нобелевской премии. Это была премия по медицине и физиологии "за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса".
Октябрьская революция резко поделила жизнь академика Павлова на "до" и "после". Его вера в прогресс подверглась жестокому испытанию. Экономика, наука и культура, развивавшиеся в России семимильными шагами, в одночасье перестали существовать. Друзья и ближние, коллеги и ученики покидали Россию и этот мир.
Ленин и ленинцы понимали, как опасен был бы для них Павлов, окажись он за границей как "враг советской власти". Имея же возможность жить и работать в России, он, будучи патриотом, Родину не покинет. Всемирная слава Павлова давала ему возможность сохранять при власти большевиков независимость, защищать от произвола науку, защищать жизнь и свободу своих сотрудников и коллег. Он демонстративно надевал царские ордена, которых не носил до революции, открыто посещал богослужения. Изображая профессора Преображенского в "Собачьем сердце", Михаил Булгаков вдохновлялся слухами и легендами о И.П. Павлове.
В своих выступлениях и письмах к советским вождям он бесстрашно выступал против политики бесконечных репрессий и подавления гражданской жизни. В конце 1934 г. он писал в Совнарком: "Тем, кто злобно приговаривает к смерти массы себе подобных и с удовольствием приводит это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами чувствующими и думающими человечно... Не один же я так чувствую и думаю. Пощадите же родину и нас".
Учёному было тогда уже восемьдесят пять лет, но многое в науке и просто в жизни держалось благодаря ему. В Петербурге был храм во имя Входа Господня во Иерусалим (в народе известный как Знаменская церковь), почётным старостой которого был И.П. Павлов. После его смерти храм закрыли, потом снесли, а на его месте построили павильон ленинградского метрополитена (станция "Площадь Восстания"). В 20-е годы Иван Петрович Павлов пожертвовал икону Божией Матери "Знамение" в храм апп. Петра и Павла при городской больнице. При закрытии храма икона была спасена от поругания и надолго оказалась в Париже. Русский православный хранитель иконы недавно вернул её в Россию, и сегодня она снова обрела своё место в возобновлённом больничном храме.