Уже девятый год пошёл с той поры, когда весенним апрельским утром 1996 г. в Кремле на Соборной площади в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II тогдашний президент России Б. Ельцин и президент Белоруссии А. Лукашенко принародно объявили под праздничный колокольный звон о своём намерении вести дело к созданию союза между нашими двумя народами. К тому времени Б. Ельцин уже полностью изоврался перед своим народом, его авторитет был, как говорят, "ниже болотной жижи", а летом предстояли выборы на пост главы российского государства. Вот и приходилось ему, скрепя сердце, играть роль радетеля идеи славянского единства, попытаться заставить слабых на память российских избирателей забыть, что в 1991 г. именно он был инициатором развала Советского Союза. Александр Лукашенко в ту пору был молодым (ему едва минуло 40 лет) начинающим президентом, который на выборах 1994 г. в борьбе с другими пятью кандидатами получил более 80% голосов. Ему не надо было кривить душой и лукавить, заявляя о желании жить в союзе с Россией. Идея союза получила полную и безоговорочную поддержку народов обеих стран. В то же время реакция Запада была с самого начала негативной, а с течением времени становилась всё более злобной и агрессивной в отношении российско-белорусского союза и особенно в отношении А. Лукашенко. Невероятно, но факт: Европу и Америку не беспокоят ни наследственная республика в Азербайджане, ни диктатура Туркменбаши, ни вечные президенты-баи во всех среднеазиатских республиках, а вот белорусский президент не даёт им покоя. Ему закрыт въезд в страны Евросоюза и США, его правительство объявлено нелегитимным, а следовательно, и все акты правового характера (в том числе и документы о союзе с Россией) будут поставлены под сомнение. Страны Балтии, недавно ставшие членами НАТО, превращены в плацдарм для ведения политической и подрывной работы по свержению правительства А. Лукашенко. Там печатаются все оппозиционные "белорусские" газеты, пасквили, предвыборная пропаганда противников Лукашенко. Туда бегут некоторые диссиденты, которые потом объявляются "пропавшими без вести". Машина, нацеленная на подготовку и совершение переворота в Белоруссии, запущена на полную мощность. А какова же позиция России перед лицом такого бесцеремонного давления на своего единственного потенциального союзника в мире?
Российская пресса, холопка олигархов-компрадоров, усердствует в поношении Белоруссии и её руководства в точном соответствии с политическим заказом. Иной раз дело доходит даже до курьёзов. Так, в октябре с.г. "МК" опубликовал статью какой-то дамочки под фамилией Гамаюн с заголовком "Позор славянского народа" - это про Лукашенко-то! Кроме ослиного ляганья главы белорусского государства в ней нет ничего, а заголовок в устах гамаюнихи выглядит просто комичным. Тоже мне нашлась защитница интересов славянства! Первый канал российского телевидения послал на выборы и на референдум, проводившиеся 17 октября в Белоруссии, некоего Шеремета, журналиста-провокатора, много лет специализирующегося на антибелорусской пропаганде. Он в своё время хулигански позировал перед камерами телевидения, демонстративно нарушая белорусскую государственную границу, за что был привлечён к суду в братской республике. Теперь ему опять в Минске поставили фингал под глазом в пьяной драке и доставили в милицию, что стало новостью номер один в европейских средствах массовой информации. Только раньше П. Шеремет работал под крышей НТВ, а теперь его устроили под более респектабельную "русскую" крышу Первого канала. Про газеты Б. Березовского "КоммерсантЪ" и "Независимую газету" и говорить нечего, они дышат на Белоруссию как Змей-Горыныч - огнём и серным смрадом.
Боязливое российское правительство и Кремль действуют с постоянной оглядкой на Запад и на интересы собственных олигархов, которые аж синеют от злобы каждый раз, когда разговор заходит о "батьке" Лукашенко. Их понять можно. Они давно хотели бы под разговор о союзе с Белоруссией скупить всю не тронутую разрухой экономику этой республики. Они бы, не поперхнувшись, проглотили все автомобильные и тракторные заводы Белоруссии, их нефтехимические предприятия, магистральные газопроводы и пр., кабы не стоял на их пути всё тот же Лукашенко, который не позволяет использовать чубайсовский прейскурант в приватизационном процессе, а требует платить нормальные рыночные цены по тем уровням, которые определяют западные оценщики. Ну, а наши господа к этому не привыкли, им всё подавай даром, за ваучеры. Ну, как могут они любить такого партнёра? К примеру, захотел "Газпром" создать совместное предприятие с "Белтрансгазом" (хозяином магистральных газопроводов через территорию Белоруссии), чтобы контролировать газовый коридор в Западную Европу, а Лукашенко и говорит: "Нет проблем, но это вам будет стоить 5 млрд долларов". Наши газовые магнаты даже задохнулись от негодования. И тут же прекратили подачу газа в Белоруссию в разгар зимних холодов 2003-2004 гг. Предлог был, естественно, "ценовой". Войдя в раж, "Газпром" даже на какое-то время прервал подачу газа в Западную Европу, что вызвало скандал "за бугром". Пришлось трубить отбой! Вот через такие пни и колоды приходится пробиваться союзу между нашими странами.
В результате мы топчемся на месте уже много лет. На наших глазах слились в одно государство ФРГ и ГДР, объединился Йемен, воссоединился Вьетнам, а мы всё считаем на калькуляторах, что мы выиграем, а что проиграем. Я говорю не о народах, а о правительствах и бизнес-сообществах. Причём со стороны Белоруссии в торгах участвуют тоже нелёгкие партнёры, умеющие считать, насмотревшиеся на наши российские безобразия и не желающие их повторения на своей земле.
В силу отсутствия надлежащей политической воли, без которой немыслимы никакие стратегические решения, мы уже начинаем уставать от бесконечной говорильни на тему о российско-белорусском союзе, от проволочек и затяжек. Люди мало-помалу теряют веру в благоприятный исход бесконечных переговоров, привыкают жить в независимых государствах. Более того, новые поколения граждан, вступающие в активный жизненный период, уже не помнят Советского Союза, тех преимуществ, которые давало совместное сотрудничество, и с каждым годом проволочек число таких людей будет возрастать. В этом кроется большая опасность для будущего наших народов.
Вся та политическая структура российско-белорусского Союзного государства, которая была замыслена лет пять тому назад, находится в положении замороженного долгостроя. Высший государственный совет, в состав которого входят главы государств, премьер-министры и руководители парламентов двух стран, работает, мягко говоря, слабо, формально. Союзного парламента так и не создали. Ранее предполагалось сформировать общий двухпалатный парламент по принципу-, одна палата из представителей на паритетных началах двух действующих законодательных органов обеих стран, а вторая палата должна была быть избрана прямым непосредственным голосованием населения по квоте -75 депутатов от России и 28 - от Белоруссии. Всё это осталось пока на бумаге. Вместо Союзного парламента действует ни шатко ни валко некое Парламентское собрание. Предполагалось создание Совета Министров и Суда. Этого тоже нет, а есть времянка в виде Постоянного комитета Союзного государства. Столоначальником всего процесса определён известный ельцинский управделами Павел Бородин, личность скандальная и по большому счёту вряд ли подходящая для такого святого дела, как союз России и Белоруссии.
После всего сказанного вроде и руки могут опуститься. Но на самом деле жизнь гораздо сложнее и интереснее. Связи России и Белоруссии крепнут и развиваются, несмотря на дряблость политической воли. Экономики наших стран как были в советские времена, так и остались сейчас взаимодополняющими. Белоруссия - это сборочный цех Советского Союза. Россия, увы, поставщик энергоресурсов, главным образом. Белоруссия - второй по значимости партнёр для внешней торговли России (уступает только Германии). Наш товарооборот в этом году достигнет объёма в 15 млрд долларов. Половина всех карьерных работ в России обеспечивается большегрузными автомобилями из Белоруссии, и в то же время 80% всех комплектующих для этих самосвалов поступают из России. Почти все ракетно-зенитные комплексы наших Вооружённых сил смонтированы на шасси белорусского производства. Наш главный ракетно-ядерный защитник - комплекс "Тополь" - тоже передвигается на белорусских "ногах". Мы производим совместно средства спутниковой связи, радионавигационные устройства и т.д. Всего не перечесть! Худо-бедно у нашего Союзного государства есть свой бюджет, большая часть которого идёт на выполнение совместных научных и производственных программ. Бюджет невелик - всего 4 млрд рублей, но ведь с другими государствами - членами СНГ нет ничего подобного.
Белоруссия остаётся самым коротким, самым эффективным и самым дешёвым транспортным коридором для наших энергоресурсов в Западную Европу. Через её территорию мы прокачиваем более 100 миллионов тонн (больше половины всего экспорта) нефти и 22 млрд кубометров газа (20% всего экспорта). Расценки за транзит значительно ниже, чем по территории Украины, не говоря уже о Прибалтике. Наши торговые отношения растут и крепнут фантастическими темпами. Объём товарооборота в этом году будет почти на треть выше прошлогоднего. Нашим газетным уткам давно бы следовало перестать крякать о "нахлебничестве" Белоруссии, а иметь мужество сказать, что эта страна первой из стран СНГ достигла уровня производства 1991 г. и занимает первое место на постсоветском пространстве по производству молока, мяса, яиц, зерна на душу населения, что её внешний долг является самым маленьким.
На выборах 17 октября белорусский народ выбрал свой парламент по мажоритарной системе, на альтернативной основе, и не было на выборах никакого "списка Лукашенко". Одновременно народ высказался за изменение Конституции и дал добро А. Лукашенко на выдвижение своей кандидатуры в третий раз на выборах главы государства. За эту поправку было подано 77% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Нам ли кричать о недемократичности выборов, если у нас и Лужков и Шаймиев вообще превратились в несменяемых набобов. Вместо лицемерных причитаний надо порадоваться тому, что такое решение белорусского народа оставляет открытой дверь для продвижения к реальному созданию Союзного государства - стратегической цели России. Нам остаётся только помолиться за успех этого великого начинания и сделать всё от нас зависящее во имя его торжества.