9 декабря - 235 лет назад был учреждён Императорский военный орден св. Великомученика и Победоносца Георгия
Место России во всемирной истории на все времена определило понимание русским народом российской государственности в её соотнесённости с Царством Небесным. В единении земного с небесным проходила жизнь всей страны и каждого отдельного человека. Все стороны жизни русского народа имеют небесных покровителей, но её величайшие ценности в их нерасторжимом единстве охраняет и защищает прославленный в сонме добропобедных мучеников святой воин Георгий.
Как правило, в житийной литературе подробностям происхождения святых и их дохристианской жизни уделяется сравнительно малое внимание. О святом Георгии мы знаем, что он происходил из знатного каппадокийского рода. Каппадокия была одной из областей Малой Азии - полностью греческой в то время страны. Георгий, будучи военачальником в римской армии, в 303 году, во время гонения Диоклетиана на христиан, открыто объявил себя христианином, то есть добровольно обрёк себя на страшные мучения. После восьмидневных истязаний он был обезглавлен. Воздвигнутое на христиан императором Диоклетианом гонение было последним и самым жестоким за всю историю Римской империи. Вскоре императором стал Константин Великий, канонизованный Церковью в чине равноапостольного. В его царствование прекратились преследования христиан и началась христианизация Империи. По градам и весям Империи широко распространилось почитание святого великомученика Георгия как идеального Христова воина.
На Русь с принятием христианства пришло и церковное почитание святого Георгия в формах, сложившихся в течение нескольких веков на востоке Римской империи. Храмы святого мученика Георгия во множестве украсили Русскую землю уже в первой половине XI в., в годы княжения Ярослава Мудрого, получившего при святом крещении имя Георгий.
Крещёный русский народ принял Георгия в своё сердце и получил его покровительство. Когда над ласковой теплотой домашнего быта, над достоинством крестьянского труда чёрной тучей нависала дикая степь, русские люди уповали как на главного своего защитника на святого Георгия - и Сила Божия побеждала басурманское неистовство. Недаром после Куликовской победы эмблемой Москвы стало изображение святого Георгия на коне, поражающего копьём змея. Эта воинская ипостась образа святого Георгия для русского народа стала главной. Она шла от древнего предания о Георгии-змееборце, согласно которому небесный воин поразил копьём змея-людоеда. В образе змея (или дракона) была явлена тьма преисподняя и всё, что в мире враждебно свету Христовой Истины. "Чудо Георгия о змии" - сюжет иконы, которая была в каждом русском храме и в каждом русском доме - от великокняжеских палат до крестьянской избы. И этот образ стал сердцевиною герба Московского царства, а затем Российской Империи.
В 1769 г. в России был учреждён как высшее отличие для офицеров и генералов орден, называемый "Императорский Военный орден святого Великомученика и Победоносца Георгия". Орден основан 23 ноября (9 декабря н. ст.), в день, когда в 1036 г. в Киеве был освящён соборный храм монастыря Святого Георгия. Гроссмейстером Ордена и первым его "кавалером" (точнее, его кавалерственной дамой) стала императрица Екатерина II. Она же приняла знаки первой степени Ордена как его учредительница.
Девизом Ордена были слова: "За службу и храбрость", главным знаком - золотой, покрытый белой эмалью крест, в центре которого помещался медальон с изображением святого Георгия на коне, поражающего копьём змея. Орден имел четыре степени, знаки которых различались по величине креста. Кавалеры 1-й и 2-й степеней носили также четырёхугольную золотую звезду, а первой степени присваивалось право ношения ленты орденских цветов. Это были так называемые "царские" цвета - чёрный и золотой (оранжевый).
Сразу по учреждении орден занял в российской наградной системе положение самой почётной награды. За всю историю ордена 1-й степени были удостоены двадцать четыре человека, 2-й - сто двадцать четыре, 3-й - шестьсот сорок и 4-й - около пятнадцати тысяч человек. Основная масса награждений 4-й степенью приходится на последние годы существования ордена - Первую мировую войну.
Орден Святого Георгия жаловался скупо, награждённый им, где бы ни появился, привлекал к себе всеобщее внимание. В течение первого столетия существования ордена 4-ю степень за храбрость в бою получили только две тысячи двести тридцать девять человек. Прославленные блестящими победами П.И. Багратион, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, МД Скобелев были кавалерами 2-й степени. Награждение орденом 1-й степени как высшим отличием для высшего командования было исключительной редкостью. Среди удостоенных 1-й степени - П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов... Ни военные действия против Османской империи и блестящие победы русских войск на суше и на море, ни массовый героизм в войнах с Наполеоном, ни оборона Севастополя не увеличивали сколько-нибудь значительно численность кавалеров ордена Святого Георгия - и тем выше была цена награды. Но "Георгий" был не только личным отличием, георгиевских отличий удостаивались и совершившие подвиг воинские части. Это были нашивки, наградные серебряные трубы, георгиевские ленты на знамёна и штандарты. Эти ленты стали знаком русской чести и доблести. После героической обороны Севастополя георгиевская лента была внесена в его герб.
Награждение 4-й степенью ордена Святого Георгия офицеру недворянского происхождения давало право на потомственное дворянство, а "солдатский Георгий" открывал "нижним чинам" дорогу к офицерским званиям. Так называемый "солдатский Георгий" приобщал к Ордену совершивших военный подвиг унтер-офицеров, солдат и матросов. Эта награда - серебряный крест на георгиевской ленте, учреждённая в 1807 г. и называвшаяся "Знак отличия военного ордена", была после Крымской войны разделена на четыре степени, а с 1913 г. стала официально именоваться "Георгиевский крест".
Народ особенно любил своих "кавалеров", любовался ими. Вышедший в отставку "кавалер" и в городе, и в родной деревне был окружён особенным вниманием и со своей стороны стремился "соответствовать" - быть на высоте своего геройского звания. Среди членов ордена Святого Георгия не было деления на "господ" и "простонародье" - все принадлежали единому рыцарскому братству, все были воинами полка, командиром которого являлся Георгий Победоносец.
О своём пути воина писал поэт Николай Гумилёв:
"Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь..."
Была Первая мировая война. Она получила название Вторая Отечественная. И в ходе её действительно решилась судьба нашего Отечества, но решилась она не на поле битвы. Армия уже стояла на пороге победы, когда путём политических провокаций и прямых диверсий при предательском участии либерально-демократической общественности Россию столкнули в пропасть.
Историческая Россия перестала существовать. Но в годы Великой Отечественной войны навстречу подвигу народа, сражавшегося за родную землю, шла кампания по реабилитации русского патриотизма. Перед лицом смертельной угрозы пришлось большевистской власти на ходу перестраиваться. И.В. Сталин, умело направляя и контролируя этот процесс, преследовал не только своё и своей власти спасение. В условиях войны он решительно продолжил перестройку, осторожно им начатую в середине 30-х годов. Перестраивая созданную Лениным в России еврейско-коммунистическую систему власти, он сумел к началу войны в её высших эшелонах заменить коммунистов-революционеров коммунистами-государственниками. Это позволило ему во время войны вернуть стране имена строителей и защитников Российской державы и посвятить им новые советские ордена - Александра Невского, Суворова, Кутузова, адмиралов Ушакова и Нахимова, Богдана Хмельницкого. Тогда же был учреждён орден Славы. На груди героев появились пятиконечные звёзды на георгиевских лентах. Это было эхом славы ордена Святого Георгия... Но "прививка" русского патриотизма к советской идейно-политической системе была трудной задачей даже для Сталина. Ведь он перестраивал эту систему изнутри, и как далеко он планировал зайти на этом пути, осталось загадкой.
Снова зазвучало имя "Россия", в мир вернулось российское государство. Кажется, всем понятна важность обращения к российскому многовековому опыту возрождения наших святынь и традиций. И вот в 2000 г. согласно Указу Президента высшей военной наградой России стал орден Святого Георгия. Надо бы радоваться, но не дают покоя вопросы. За какие и над кем победы станут у нас жаловать орденом Святого Георгия? Все эти годы Российская Федерация укрепляет области Российской Империи в качестве иностранных государств, в основном России не дружественных. Что сказали бы на это кавалеры ордена Святого Георгия, служившие русским государям? Будет ли велика у нас престижность воинской службы, пока из армейской среды не изгнано воровство, кумовство, неуставные отношения, сквернословие, пока в жизни армии не присутствует Церковь?
Что общего у нашей армии с той армией, царской? Станет ли сегодня миллионер-скверноприбытчик ломать шапку, повстречавшись с кавалером ордена Святого Георгия? Не получаем ли мы вместо возрождения ордена висящую в воздухе декорацию?
Яркой приметой нашего времени стал авторский проект двух художников-постмодернистов, замысливших римейк знаменитой картины Репина "Заседание Государственного Совета". На огромных размеров полотне был представлен высший орган управления Российской Империи к его столетнему юбилею. Эта картина как групповой портрет увековечила образы Победоносцева, Игнатьева, Витте, Плеве, Дурново...
Сохраняя композицию и фактуру оригинала, современные творцы римейка к мундирам с золотым шитьем и регалиями Империи приделали головы так называемого "российского политического Олимпа". Наши государственные мужи ни кощунства, ни пошлости в этой затее не усмотрели и охотно позировали фотографам, чтобы предстать в чужих мундирах, с чужими наградами чужого для них государства - Российской Империи. Этой картине суждено большое будущее. Она станет памятником эпохи, являя мир, в котором живёт и работает власть в современной России, как ателье провинциального фотографа с картинами для просовывания голов. Но среди картин этого заведения нет и быть не может другой картины Репина - "Бурлаки на Волге". А как хотелось бы видеть правителей нашей страны тянущими лямку, стаскивая с мели корабль под названием "Россия"! Если их время настанет и российский корабль выйдет на фарватер, то тогда, возможно, и состоится настоящее возрождение ордена Святого Георгия.