Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Ноябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Венеция православная

Приходской совет общины свв. Жен-Мироносиц, Венеция

Венецианский залив
и церковь святого Георгия-на-Острове

 

 Италия и Православие - понятия, на первый взгляд, несовместимые, не имеющие точек соприкосновения. Италия - страна, являющаяся колыбелью западного христианства, а на протяжении вот уже тысячи лет - центром Католической церкви. Отсюда исходили приказы об организации крестовых походов в Святую Землю, один из которых, четвёртый по счёту, неожиданно "завернул" в пределы Византийской империи и предал её разграблению. Из Италии на протяжении веков слышались призывы об обращении язычников и "схизматиков" в "истинную католическую веру", для чего в помощь монахам-проповедникам создавались рыцарские ордена. Из Италии пришёл митрополит Исидор и пытался насадить в Москве унию после Ферраро-Флорентийского Собора 1438 г. Из Италии пришла на славянскую землю Брест-Литовская уния 1596 г., принёсшая столько горя Украине и разделившая триединый славянский народ.

Отец Алексий Ястребов с частью
мощей св. преп. Марии Вифинской

В последние годы множество паломников приезжали поклониться святыням Италии и, в первую очередь, посетить её самую известную святыню - мощи святителя и чудотворца Николая в Бари.

Но не только святынями богата Италия, её дремлющая сила - в сохранившейся богатой духовной традиции, ведущей своё начало от времён апостольских. По причине оторванности западного христианства от своих церковных корней - наследия отцов Церкви I тысячелетия - и почти полного незнания византийской мысли, продолжившей патристическую линию в православном богословии, в XX в. произошёл заметный кризис в западной теологии на фоне глубочайшего кризиса западного мировоззрения в целом. Это подтолкнуло мыслящих людей в Римско-Католической церкви к изучению древних отцов Церкви, минуя средневековые комментарии, а также к изучению богословской и монашеской традиций восточного Православия. Благодаря этому "открытию" православного Востока на Западе среди верующих и католического духовенства появился большой интерес к Православию и возникло мощное движение, направленное на изучение православной культуры и богословия в самом широком аспекте - от отцов Церкви до писателей русского религиозно-философского ренессанса XX в.

Поэтому темы "Италия и Православие" или "Католическая церковь и Православие" не тождественны теме "Ватикан и Православие", продолжающей пока оставаться очень болезненной в отношениях двух Церквей. Возвращение к святоотеческим корням, к тому общему, что объединяло когда-то Западную и Восточную Церкви, есть важнейшая задача современных богословов.

Напольные мозаики одной из самых
древних церквей в Венеции

В Венеции, одном из городов, тесно связанных с историей взаимоотношений Востока и Запада, в 2002 г. открылся приход Русской Православной Церкви. Новообразованный приход свв. Жен-Мироносиц вошёл в состав Корсунской епархии РПЦ. Его настоятелем стал кандидат богословия Свято-Тихоновского Богословского института священник Алексий Ястребов. Отец Алексий прежде преподавал в Москве, он автор ряда статей по патрологии, а ныне пишет диссертацию об о. Павле Флоренском

Церковная область Венеции издревле имеет большое значение не только для западного, но и для восточного христианства. Действительно, Венеция как бы соединяла собой эти два мира: в эпоху раннего Средневековья она являлась форпостом Византийской империи на Западе, затем владела многими греческими территориями, а в XV веке предоставила приют греческим беженцам после падения Константинополя. Тот факт, что епархия Венеции издревле имеет статус патриархата, говорит сам за себя - здесь всегда ощущалось сильное влияние православного Востока.

Фрагмент фасада собора
апостола Марка

По благословению патриарха Венецианского, кардинала Анжело Скола, приходу свв. Жен-Мироносиц выделена в Венеции церковь для совершения воскресных и праздничных богослужений. Теперь древний храм Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи (chiesa San Zan Degola), в котором прежде служили лишь изредка, оживает - открывается новая страница его почти тысячелетней истории. Восстанавливается, таким образом, историческое значение Венеции как своеобразного "моста" между Востоком и Западом.

Церкви Венеции в буквальном смысле наполнены мощами святых угодников, прославляемых Православной Восточной Церковью. Большинство этих святынь прибыло туда из Константинополя после его захвата крестоносцами во время IV Крестового похода в 1204 г. Местонахождение многих из этих святынь было до сих пор неизвестно православным верующим, о некоторых из них знали лишь единицы.

С помощью Божией приходу свв. Жен-Мироносиц удалось "вернуть" верующим их святыни: постепенно о них узнали и в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось в несколько раз, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая поездки по Северу Италии. Прихожане

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, св. первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и евангелиста Марка, св. великомученика и целителя Пантелеймона, святых патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, трёх патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. патриарха Германа, священномученика Павла и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. В Венеции находятся мощи первого монаха прп. Павла Фивейского, св. мученицы Христины, св. Феодора Тирона, столь почитаемого в Русской Церкви, св. мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, апостола и евангелиста Луки и других святых угодников Божиих.

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых практически ничего не известно, кроме их имён. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении его мощей в России не знали, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве "игумен всея Руси" - преподобный Сергий Радонежский.

Мало знают и о том, что в Венеции на острове Лидо покоится часть мощей святителя Николая Чудотворца. С их появлением связана следующая история. После захвата мощей свт. Николая жителями города Бари, в Миры Ликийские, где прежде покоились мощи святого, прибыли венецианцы. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние и под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько замедливших в храме солдат нагнали своих товарищей, уже собиравшихся взойти на корабль, и сообщили, что почувствовали в одном из приделов церковных чудесное благоухание. Вернувшиеся венецианцы отыскали, таким образом, сохранявшуюся в тайне от латинян часть мощей свт. Николая и с большим торжеством привезли её в Венецию. Мощи были помещены в древнем храме свт. Николая на острове Лидо. Есть свидетельства, что какое-то время сохранялось также и чудесное мироточение от мощей святого, чему мы и по сей день являемся свидетелями в г. Бари.

Разграбление Ближнего Востока и Византии, в котором венецианцы принимали самое непосредственное участие, позволило им стать обладателями невиданного дотоле собрания святынь. Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всём христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе свв. Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны святым у их мощей, приезжают паломнические группы из России.

8 мая 2004 г. в день памяти апостола и евангелиста Марка в знаменитом соборе его имени, считающемся в Католической церкви вторым по важности после собора апостола Петра в Риме, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра - памятнику эпохи Возрождения, очень "западному" по своему стилю, собор апостола Марка представляет собой как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада.

Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Учитывая значение Венеции для Православия, русская община должна иметь собственную церковь, как её имеют представители Константинопольского патриархата. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил это начинание. Однако необходимы достаточные средства для постройки церкви за границей и тем более паломнического центра.

Отец Алексий обращается ко всем с просьбой помочь строительству русской церкви в Венеции. Сбор пожертвований затрудняется тем, что приход пока не имеет своего расчётного счета.

Информацию о приходе можно получить, позвонив отцу Алексию в Венецию по телефонам:

(+39)-041-972-583 и

(+39)-338-475-3739.

 

Электронный адрес: mirofore@mail.ru

 

Для тех, кто пожелает отправиться в одно из паломнических путешествий по Северу Италии, организуемых приходом свв. Жен-Мироносиц, сообщаем телефон в Москве: 258-6767 (Константин Хотов).

Венеция

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU