Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Ноябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Бюрократическая диктатура

Андрей Николаевич САВЕЛЬЕВ, депутат Государственной Думы РФ

 Нелепость "реформ Козака"

От Путина долго ждали серьёзных изменений в кадровой политике и трансформации системы управления государством. И кое-чего дождались. Прежде всего, "питерской волны", слегка потеснившей ельцинский клан, и нового наплыва военных, подавшихся в управленцы. По части госреформ дождались системной мобилизации антигосударственной по своей сути бюрократии и предоставления ей невиданных привилегий, впечатляющих даже в сравнении с коммунистическими временами. Увы, даже трагедия Беслана не привела к серьёзным кадровым трансформациям.

Несколько лет Администрация Президента трудилась над разрешением проблемы: какова должна быть структура правительства и как в нём распределены полномочия. В результате гора родила мышь: утверждённая структура правительства оказалась совершенно непродуманной. Административный аппарат замер на многие месяцы без соответствующих приказов по штатному расписанию и должностных инструкций. Работа центральных органов власти была парализована, что в полной мере высветило некомпетентность той команды, которая готовила некие "реформы Козака" и о деятельности которой с благоговением шелестели внутрибюрократические сплетни. Реформаторы даже не удосужились отработать момент введения своих нелепостей в административную жизнь!

Сегодня будучи главой государства Президент теперь исполняет обязанности второго премьера, курирующего ряд министерств и отвечающего за результаты их работы. Бюрократия взвалила на плечи Президента функции, не отражённые в Конституции, и сняла с себя соответствующий груз. Насколько дорого стране обходится расслабленность чиновничества, показал теракт в Беслане, когда просто некому было брать на себя ответственность за противодействие бандитам, а Президент остался на несколько дней в полном одиночестве.

В столь же спешном порядке и с тем же произвольным отношением к праву был принят куцый по размерам и убогий по содержанию закон о госслужбе, основное содержания которого свелось к гарантиям госслужащим как по части номенклатурного перемещения с должности на должность, так и по части привилегий материального характера. Чиновники получали фактически то, что "Единая Россия" и правительство отняли у населения.

Наученные ельцинизмом до полной атрофии совести, они даже не попытались ввести в систему госслужбы обязанности, которые системно выстроили бы государственное управление и ограничили бездонную жадность местной бюркоратии, плодящейся как кролики. Не введены ни границы штатной численности, ни пределы размеров жалованья, ни нормативы исполнения должностных обязанностей, обеспечивающие выполнение государственных функций. Бюрократия формально законным образом (т. е. законом, попирающим правовые нормы) получила беззаконные возможности делать то, что делала всегда - коррумпироваться, мздоимничать и издеваться над гражданами.

Особая сторона "реформ Козака" - раздевание российских регионов, получивших массу обязанностей без какого-либо финансового обеспечения. Это превращает местную власть в команду пожарников, которые ждут, когда им в бочку нальют воды, чтобы потом оправдываться, почему выгорело полгубернии. Понадобились жертвы Беслана, чтобы прийти к выводу, что федерализм - никуда не годная система организации власти, в которой никакая "вертикаль" власти состояться не может, а присутствует только спихивание ответственности перед нацией с одного бюрократического этажа на другой. Но даже отмена выборности губернаторов никакой "вертикали" не установит, поскольку тут же возникнут проблемы с избираемыми мэрами городов, главами районов и т.д. Кроме того, "вертикаль" только тогда будет иметь смысл, если в ней будут не только должностные отношения, но также этика служения и идеология государственности. Ничего такого пока в административных инициативах власти не просматривается.

Наконец, местное самоуправление в рамках "реформ Козака" оказалось какой-то раковой опухолью, которая требует новых и новых затрат "на демократию". Теперь местное самоуправление с самостийными бюрократическими группировками можно будет обнаружить буквально под каждым кустом - в каждом хуторе будут добиваться выборности власти. А потом вешать на неё обязанности, с которыми не справляется ни федеральная власть, ни региональная.

Небходимо также напомнить о том, что именно нынешние "великие комбинаторы" от политики, забившие все щели госаппарата, обеспечили срыв принципа "двух сроков", дав тем самым ельцинским ставленникам почти повсеместно задержаться на своих постах ещё на 4 года.

Все эти реформы для государства - то же, что приватизация для .экономики. Они идут не от жизни, не от интересов и потребностей выживания нации и страны, а из убогой "теоретической" мысли, изысканной на мировых идеологических помойках.

Проблемы госуправления, заострившиеся в результате "реформ Козака" и высветившие глубокую некомпетентность идеологов и проводников этих реформ, ставят перед Россией проблему проведения кадровой революции и принципиального изменения отношения к госслужбе. Прежде всего, необходимо верно оценить кадровые ресурсы и кадровые резервы.

 

"Незаменимые"

Путин хотел порвать с ельцинскими ставленниками, но не смог. Система повальной коррупции и создание целого отряда бюрократов, превративших свою профессию в торговлю интересами России, остановили Путина. "Так называемую элиту" (как Путин охарактеризовал ельцинские кадры в период своей избирательной кампании в 2004 году) спихнуть с насиженных кресел оказалось ему не под силу. Просто потому, что он не знал, кем же этих людей заменить, чтобы государство не рассыпалось как карточный домик. А "незаменимые" образовали новую номенклатурную касту, соединившую в себе все пороки советской и постсоветской системы.

Народ ожидал и ещё продолжает ожидать, что во власть придёт некий "путинский призыв" - невиданные люди с чистыми руками, совестливые и толковые. Эти ожидания остаются напрасными. Восстановления кадровой вертикали не получилось. Госкадры остаются раздробленными по частным проектам с личными задачами, по кланам, обслуживающим олигархов. Может, после Беслана Президент прозреет и начнёт убирать с глаз долой тех, кто ежедневно расписывается в своей неспособности служить России?

 

Силовики

Казалось бы, военные представляли собой естественный ресурс для призыва на госслужбу. Выправка и привычка чётко и вовремя рапортовать сложили иллюзию, что человеку в погонах многое можно поручить. И это действительно так, покуда плечи служилого не обременяют большие звёзды. Капитаны и майоры, в крайнем случае - полковники и подполковники, ещё на что-то годятся, а с генералов начинается жуткая личностная деградация, которая в полной мере выражена в состоянии российской армии и флота.

Например, губернатор Московской области Громов развёл в Подмосковье чудовищную бюрократизацию (сравнимую только с лужковской), в которой процветает повальная коррупция.

Генерал Шпак может стать исключением из правила, гласящего, что на гражданской службе постсоветский генералитет заведомо неуспешен.

Мода призывать силовиков на госслужбу дорого обходится России, в которой управленцы порой не в состоянии понять элементарных норм гражданской жизни и буквально невежественны во всех областях, где от госслужащего требуется высокий профессионализм. Без глубокой реформы самой армейской службы, без восстановления офицерской чести и славы армии как Христова воинства заимствование кадров госслужбы из армии будет лишь пересаживанием некомпетентных чиновников с места на место.

 

Купцы и дельцы

Либеральная публика много ждала от внедрения в политику бизнесменов. Но те обычно шли на госслужбу, только когда бизнес явно шёл к закату. Примеров удачного выступления бизнесменов на политической арене, которые дали бы стране (или какой-нибудь области, Городу) хотя бы какие-то признаки успеха, не наблюдается. В силу индивидуалистического пути образования нынешних российских капиталов (а чаще всего - просто воровского пути), в сословии "кормильцев" не может быть этики государственного служения. Госслужба в любом случае воспринимается купцами как род бизнеса. Эта социально-профессиональная категория не в состоянии видеть общенациональный интерес и в последние годы всегда тягала в собственный карман всё, что плохо лежит. В этом смысле бизнесмен на госслужбе сталкивается с противоречиями собственным повседневным привычкам и по большей части делает выбор в пользу частных или клановых интересов - просто совмещает в себе жулика-предпринимателя и коррумпированного им чиновника.

Купцы и дельцы на госслужбе могут только одно: подчинять государство своим частным интересам и насаждать аморальные нормы поведения не только на госслужбе, но и в обществе в целом.

Россия живёт под наркозом либеральной пропаганды и пока не в состоянии понять, отчего её так ломает и корёжит от любого телодвижения власти. Те, кто сбросил с себя дурман либеральных догм, легко определят причину болезни - диктатура либеральной бюрократии. От либерализма следует всё - коррупция, измена, пренебрежение гражданскими правами, сепаратизм, некомпетентность. Ведь либерализм связан со вполне определённым типом мышления и поведения.

Спасению Родины может способствовать только слой людей, кровно причастных к её судьбе и ни в коей мере не связанных ни с какими зарубежными проектами. Это должна быть кадровая революция против бюрократической диктатуры.

Не будучи уверен в успехе, Путин вряд ли соберётся провести кадровую революцию и неизбежную при этом переориентацию власти. Единственное, что может его подвигнуть к такому шагу - попытка перед лицом агрессии против России (которую президент наконец-то обнаружил и назвал) перестать быть либералом, продолжателем ельцинизма и отыскать в себе русскую душу. Пока же русским в ожидании национального лидера остаётся "перетерпеть Орду" и готовиться к реваншу своей исторической традиции.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU