Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Октябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Зависть

Настоятель Никольского храма в д. Малинники о. Вячеслав БРЕГЕДА

Каин убивает Авеля

 По христианскому вероучению, завидуя, человек совершает грех. В Евангелии Спаситель говорит, что "завистливое око... оскверняет человека" (Мк. 7, 22). В обыденной жизни приходится иногда слышать о "доброй зависти" и о "чёрной зависти". Не будем обманываться. Зависть - всегда зависть.

 

Об этом наша беседа с настоятелем Никольского храма в д. Малинники о. Вячеславом БРЕГЕДОЙ.

 

- Десятая заповедь Господня гласит: "Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего...". Иначе говоря, не завидуй?..

- Зависть - страшное чувство. От него произошло неустройство во всей Вселенной. Оно оказалось присуще не только людям, но и высшим духовным существам - ангелам. Первым позавидовал славе Божией один из совершеннейших ангелов - денница или сатанаил, который после отпадения от Творца стал называться сатаной. Решив, что он сам - как Бог, он увлёк в погибель противления божественной власти сонмы других ангелов. Как образно говорится в Апокалипсисе, третью часть звёзд. Далее этот грех перешёл и на род человеческий. Диавол позавидовал первым людям, их райской жизни и любви к ним Творца. Обманом и хитростью он вынудил наших прародителей нарушить заповедь Божию не вкушать плодов от древа познания добра и зла: "В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги..." (Быт. 3, 5 ). Иначе говоря, враг рода человеческого предложил первым людям "лёгкий путь" обретения божественной благодати через противление и непослушание воле Создателя. Однако совершенство, как известно, достигается огромным трудом через самоотречение и духовный подвиг.

Последствия грехопадения оказались катастрофическими для всей живой и неживой природы. За ним последовала духовная смерть человека, нестроения в мире, войны, революции, разного рода катаклизмы и в конечном итоге - ограниченность нашего земного бытия короткими временными рамками.

Господа называют Вседержителем, т. е. Он весь мир содержит в Своей власти. Необыкновенную гармонию во всём мы замечаем, наблюдая жизнь живой природы. И осознание величия Божия наполняет сердце неизреченной радостью и упоением.

Каждый человек призван быть исполнителем Божественного Промысла, поэтому очень важно понять своё призвание в жизни, направить свои способности в правильное русло. Тому, кто живёт так, чувство зависти чуждо. Главным содержанием бытия становятся благодарность Богу и желание соблюдать Его святые заповеди. У живущего по воле Божией зависть претворяется в стремление вести добродетельную жизнь и равняться на тех людей, которые в этом преуспели. Награда такому человеку - жизнь вечная и Божие усыновление. И это такое богатство, по сравнению с которым все сокровища мира - ничто. Об этом говорит и пророк Давид: "Бозе есте (вы боги) и сынове Вышняго еси" (Пс. 81,6).

 

- Каковы всё-таки причины зависти ?

- Господь определил каждому из нас своё назначение в жизни. Однако нам постоянно хочется чего-то большего. Мы всегда за чем-то стремимся. В результате подрываем свои душевные и физические силы, нарушаем гармонию не только в своей душе, но и во всём мире. Смотрите, как изуродована и страдает окружающая нас природа. Безудержная погоня за техническим прогрессом поставила нашу жизнь буквально на грань выживания. Главная трагедия человека и человечества в том, что мы противопоставляем свою волю Божественной, т. е. не живём и не стремимся жить по Его святым заповедям. Все это в полной мере относится и к зависти.

 

- Можно ли дать какое-либо определение рассматриваемой нами страсти? И как её преодолеть?

- Зависть - прежде всего есть неправильное душевное устроение человека, разновидность душевной болезни. Очень важно осознать, что эта болезнь у нас есть, понять ущербность нашего мировоззрения.

Народная поговорка гласит: "Не тот богат, у кого сад, а кто одному цветочку рад". Необходимо научиться довольствоваться малым, стараться желать людям добра, не злорадствовать и не ожесточаться, например, по поводу того, что ваш сосед или знакомый построил новый дом или купил заграничный автомобиль, а вы этого не можете...

Вспомним мытаря Закхея, который был жадным и сребролюбивым. Но когда увидел Господа, его душа преобразилась, и он решил половину своего имения раздать нищим, а тем, кого обидел, воздать вчетверо. Добродетели, противоположные зависти - милосердие, смирение, доброе душевное расположение к окружающим нас людям. Вот этому нужно учиться и к этому стремиться.

 

- Бывает так, что один грех открывает путь в сердце человеческое другим грехам. Что Вы можете сказать в отношении зависти?

- Позавидовал, возгордился - совершил преступление. Как я уже говорил, сатанаил, позавидовав славе Божией, впал затем в грех гордыни: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему" (Ис. 14,13-14).

Из-за зависти Каин убивает Авеля. Как известно из Священного Писания, жертва Авеля была принята Богом, он приносил её от чистого сердца. Каин не мог этого перенести - его жертва была отвергнута. Господь, видя злое расположение Каина, говорил ему: "Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? ...у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4; 6, 7). Но Каин не внял божественному предостережению...

В книге Премудростей Иисуса сына Сирахова сказано, что признак счастья - доброе, весёлое лицо. Если человек мрачен - жди беды. Действительно, один грех порождает множество других. Разрушение плотины, как известно, тоже начинается с маленького ручейка.

В старину из-за зависти крестьяне, случалось, жгли барские усадьбы и дома своих зажиточных односельчан. Сегодня нередко по этой же причине убивают "новых русских", сжигают дачи, квартиры... И попадают в глубокую нравственную бездну, навлекая гнев Божий на себя и на своих потомков.

Грех, как сказано в Евангелии, сначала поселяется в сердце человеческом, а затем выходит наружу и обращается в действие.

Совершенно очевидно, что если человек не сдерживает свои греховные наклонности, это может привести к страшным духовным извращениям.

Люди нередко не замечают в себе многих страстей и зависти тоже. На исповеди, например, говорят священнику: "Я не завистлив", хотя на самом деле всё обстоит иначе. По моему мнению, признак зависти - раздражительность по любому поводу, если человек, что называется, срывается из-за мелочей.

В молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: "Господи... даруй ми зрети моя прегрешения". Вот это, пожалуй, самое главное в жизни. Святые отцы также говорили, что видящий свои грехи духовно более преуспел, чем воскрешающий мертвых. Зависть, как ржа на железе или тля на траве, разрушает здоровье и духовное, и телесное.

 

- Несомненно, нужно видеть в себе грехи и бороться со своей греховной природой. Но как, например, инвалиду, у которого нет ног, не завидовать здоровым людям?

- Однажды я имел общение с человеком, у которого не было ни рук, ни полноценных ног. Но вместе с тем он был вполне счастлив. Этот совершенно нетрудоспособный инвалид рисовал прекрасные картины, которые вывозились даже за рубеж. Брал кисть ртом и творил, что называется, чудеса...

Важно понять, что нет безвыходных ситуаций и не падать духом. Господь не оставит человека, попавшего в беду. Примеров можно привести очень много. Другой путь ведёт лишь к недовольству, неумиротворённости, душевному расстройству.

 

- Бывают случаи, когда человек от природы очень завистлив и не пытается изменить себя. Это что - до гробовой доски?

- Древние говорили: "Познай самого себя, и ты познаешь мир". Святые отцы наши страсти делят на душевные и телесные. Например, чревоугодие, блуд - это телесные страсти. Зависть - душевный грех.

Если, что называется, жизнь "прижмёт" и человек всё-таки обратит на себя внимание: почему он раздражителен, сребролюбив или завистлив, - значит, у него есть шанс исправиться, хотя это и немалый труд.

Святые подвижники главной целью жизни считали стяжание благодати Святаго Духа. Когда человек исполнен благодати, его образно можно сравнить с сосудом, стоящим на огне, к которому не подлетает никакое насекомое, т. е. им не владеют страсти. А стяжание благодати возможно только через воцерковление и подвиг.

 

- Во времена первой французской революции появился лозунг: "Свобода, равенство, братство". Различные общественные потрясения - не следствие ли зависти одних к другим? Например, бедных к богатым?

- "Свобода" и "братство" - вполне христианские понятия. В Евангелии от Иоанна сказано: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 32). Однако равенства как такового в природе нет. Каждая тварь знает своё место и им довольствуется. Никто никому не завидует и не превозносится. И это вполне естественно. Случается, конечно, что некоторые виды вытесняют других, но это уже некое нарушение природной гармонии. Это во многом применимо и к человеческому обществу. У всех разные умственные и физические способности, разные и потребности.

Бог есть Любовь, и главный евангельский принцип - жить в любви и смирении. Только в этом может быть равенство. Но мир не живёт по Евангелию. Каждый из нас должен стать "садовником" или "огородником" в самом себе и в своих детях, выкорчевывая все душевные "сорняки". Лишь при непрестанном внутреннем очищении и обновлении человек может со временем сделаться "храмом Божиим" - "жилищем Святаго Духа", и никакой грех над ним не будет иметь силы.

 

Беседовал Владимир Борисович ПАНКОВ

 

Приход Никольского храма в д. Малинники Сергиево-Посадского района Московской области просит оказать посильную помощь в восстановлении церкви.

Сообщаем реквизиты:

р/с 40703810740380101794

в Сергиево-Посадском ОСБ №2578 "СБЕРБАНК РОССИИ" г. Москва,

к/с 30101810400000000225, БИК 044525225, ИНН 5042049783.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU