15 октября - 190 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова
Поэтов часто называют в России пророками. Строго говоря, это неточное сравнение. Здесь имеется в виду не пророчество в узком смысле этого слова, т.е. предвидение будущего, а скорее прозорливость, способность прозревать духовный смысл ситуации и давать ей метафизически правильную оценку. Это умение входит в состав художественной интуиции всякого истинного поэта. Он видит реалии соответствующего с нашим материальным миром мира сущностей не "через тусклое стекло", как мы, а более чисто. Ибо экран, отгораживающий человека от потустороннего бытия, у него более прозрачен. Такой дар называется "ясновидением", поэтому лучше говорить не "поэт-пророк", а "поэт-ясновидец". Им был, например, Тютчев, который говорил о России:
"Не поймёт и не заметит гордый взор иноплеменный,
Что сквозит, что тайно светит в наготе твоей смиренной"
Сам-то он видел это тайное так же ясно, как видят вещи:
"Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя".
Ясновидцем был и Блок, к которому "дыша духами и туманами", являлась в кабаке Вечная Женственность, а перед бредущими по Петербургу красноармейцами, он увидел какое-то странное существо, которое назвал "Исусом Христом" (с одним "и"!). Но в нашей поэзии был и такой человек, который изрёк самое настоящее пророчество, касающееся будущего России, притом пророчество, сбывшееся до деталей. Этот человек - Михаил Юрьевич Лермонтов.
В 1830 г. он написал стихотворение из 18 строк, которое так и назвал "Предсказание". В тот момент ему было 16 лет.
Настанет год,
России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сёл,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать.
Прочитав эти строки, вспоминаешь: невероятно! Несовершеннолетний юнец, проще сказать, мальчишка, сумел заглянуть в грядущее на 87 лет вперёд и увидеть конец русской монархии. И когда? В момент её явного и последовательного укрепления, ставшего ответом на недавний заговор декабристов, не имевший никаких шансов на успех и позорно провалившийся. Пределы державы медленно, но верно расширялись: в направлении Китая усилиями сибирского генерал-губернатора Муравьёва, в направлении Чечни и Дагестана - планомерным замирением горцев в ходе Кавказской войны. Императорский бюрократический аппарат, созданный ещё Петром, работал безотказно, зорко следя за любой крамолой и вовремя её пресекая. Да и крамолы практически не было, затаились даже масоны, всё дрожало перед грозным Николаем I. Так что логики в прогнозе Лермонтова не было. Да и какая логика может вычислить события на столетие вперёд?
Но падение царизма - не самое удивительное прозрение поэта. Юный поэт видит: падает царь и сразу же начинается террор и человекоубийство, ибо прекращается действие закона, охраняющего имущество и жизнь граждан. Так оно у нас и вышло: после Февраля 1917 г., когда рухнула монархия, а особенно после июля 1918 г., когда Николай II был убит, началась страшнейшая из войн, братоубийственная гражданская война, и горы трупов либо наскоро закапывались в безымянные могилы, либо лежали неубранными, разнося зловоние и заразу.
А теперь мы подходим к самому таинственному и самому интригующему месту поразительного стихотворения.
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом.
Кто этот "мощный человек"? Поэт, так ясно увидевший начало, не мог не увидеть, верно, и конец. И для нас с вами далеко не безразлично, приходила ли уже эта личность с булатным ножом, или она ещё явится в России. Литературоведы скажут: это, дескать, Наполеон, так как Лермонтов в стихотворении того же 1830 г. обратил к нему слова: "сей острый взгляд с возвышенным челом". Но ведь в тот момент Наполеон уже девять лет как лежал в могиле. Что же, Лермонтов предсказывал его будущее воскресение в России? Абсурд. Воспоминание об императоре французов могло стать толчком к живописанию образа "мощного человека", но лишь в том же смысле, как фраза Пушкина "гости съезжались на дачу" стала толчком для написания Толстым "Анны Карениной". Нет, тут что-то другое и гораздо более серьёзное, чем Бонапарт.
Но, может быть, он являлся нам в лице Ленина? Или Сталина? Нет, не получается. Первый был лобастым, но сказать, что он имел "возвышенное чело" никак нельзя, а Сталин, несмотря на свой незаурядный ум, был узколобым. А других кандидатур в нашем прошлом нет. Значит, его явление ещё впереди.
А раз так, то тут и думать нечего. Это - антихрист. Когда принимаешь эту интерпретацию лермонтовского "мощного человека", всё встаёт на свои места. Ведь антихрист будет красивым внешне, но абсолютно безжалостным. Он накормит всех тех, кто ему поклонится, но остальных предаст голодной смерти ("гладу"), так как без его печати на лбу и правой руке нельзя будет ни продавать, ни покупать. И это время, судя по признакам, перечисленным в 24-й главе Евангелия от Матфея, не так уж далеко.
А через три с половиной года после его появления Бог убьёт "мощного человека" дыханием Своих уст и придёт во славе судить живых и мёртвых...
Вот что открылось богодухновенному взору шестнадцатилетнего поэта.