Тьма
спустилась на священный град Москву. Некая мощная, агрессивная сила с неистовой яростью разрушает Третий Рим. Мы публикуем письма москвичей на эту наболевшую тему.
Москва переживала несколько периодов "архитектурной модернизации": в начале XX века, в 20-30-х годах, в 60-х. Новый этап изменения облика столицы начался в постперестроечную эпоху, когда вместе с разрушением архитектурного и исторического облика Москвы начала рушится память народа. Ожесточённая борьба москвичей с инвесторами-застройщиками и чиновниками, извлекающими выгоду из разрушения города, напоминает величайшее сражение XX века -битву за Москву. Выстоим ли?
В центре Москвы, на Пречистенке, в Чертольском переулке, не ожидайте увидеть дворянский особняк или старинную церковь. Из объектов старины здесь остались лишь палаты XVII - XVIII века, да один старинный дом - памятник градостроительства, закрепляющий пересечение древних московских переулков Гагаринского и Чертольского.
В начале XX века было иначе. На месте школы № 29, убогой типовой постройки, когда-то находилась церковь Спаса Нерукотворного, вносившая гармонию во все архитектурные ансамбли Пречистенки. Деревянная церковь Спаса была здесь ещё до воцарения Романовых, каменная возведена в конце XVII века царицей Марфой Матвеевной "в вечное поминовение супруга её, царя Феодора Алексеевича", - так гласила надпись на южной стороне храма. По приделу церковь называлась Параскевы Пятницы на Божедомке. Почему на Божедомке? Чертольский переулок (название происходит от слова "черта" - граница Белого и Земляного города) звался в прошлом Божедомкой, так как здесь был "убогий дом" - морг. Сюда в Спасо-Божедомские катакомбы свозили тела людей, бывших в первопрестольной проездом и нашедших здесь нечаянную смерть. В начале 30-х церковь разрушили. На месте захоронений возвели школу.
Все строения на Божедомке были во владении церкви, и старинные палаты, и дом № 9/5 по Гагаринскому - в нём жил причт, располагалась богадельня для престарелых женщин. Вспоминая о перипетиях своей молодости в мемуарах "Из пережитого" публицист XIX века, редактор газеты "Современные известия" Н.П. Гиляров-Платонов рассказывает, как в молодости давал в этом доме уроки внуку батюшки Божедомской церкви. Здесь жил композитор и музыкальный критик Н.Д. Кашкин, к которому заходил П.И. Чайковский.
В доме поныне живут люди, бережно хранящие историю своей семьи и старой Москвы. Сергей Александрович Куликов - внук почётного гражданина Москвы, создателя Москворецкой линии водопровода Ивана Михайловича Бирюкова, проживавшего здесь с 1860-х. Его внук - иконописец и реставратор, прожил всю жизнь в одной из комнат дедовской квартиры, а в 1994 году вместе с супругой Татьяной Ивановной организовал в ней мастерскую по реставрации икон и изготовлению хоругвей.
Сергей Александрович помнит о том, как в 30-е годы разрушили церковь, как разрыли Божедомские катакомбы - кости валялись по всем переулкам. О том, как батюшка снесённой церкви целыми днями ходил по пустырю, на месте старинного храма. О том, как в 40-х годах во время бомбёжек гибли соседние дома, а дом причта сохранился.
Здание выстояло в войну, не было снесено в 80-х годах, но разрушается сейчас. Семейство Бархо, ассирийцы по национальности, выросшие в одной из коммуналок этого дома, внезапно разбогатели и начали строить мансарду. Вместе с этим строительством осенью 2002 года начал рушиться дом. Дом разрушается по той причине, что переоборудование чердака начали без предварительных инженерных исследований, без получения разрешительной документации на строительство.
Прошло полтора года с момента первого обращения пострадавших жильцов в управу района, мансарда "новорусского" семейства не снесена до сих пор. Художникам Куликовым было предложено по сходной цене освободить своё семейное гнездо. Отказавшись, они узнали, что в занимаемые мастерской комнаты собираются подселить новых соседей.
Великое сражение за каждый дом, за каждое дерево, за каждый кусочек московской земли идёт не первый год. Не все выдерживают. Отчаявшиеся опускают руки, смиряются с мыслью, что Москва будет разрушена или заполонена иноземцами. Не унывающие просят Господа о помощи и получают её.
Подвиг христианства, гражданский подвиг для многих начинается со спасения своих корней своего собственного дома, своего города, своего государства. Это грандиозная работа, которую предстоит сделать, - отстоять Москву для будущих поколений, для сохранения прошлого. Если Господь привёл вас на эту тропу испытаний, просите - помощь придёт.
Москва