По-сказочному точный и художественно выверенный образ нашей Родины - витязь на распутье. Вот и сегодняшнее общество, сталкиваясь с множеством кажущихся неразрешимыми проблем, задаётся вопросом о национальной идее, нетерпеливо решает, какую дорогу выбрать? То ли обратиться на Запад, куда нас с пеной у рта зазывают нынешние телеидолы и иноземные проповедники, то ли погрузиться в мир восточного оккультизма, то ли вернуться в ещё недавнее нигилистическое прошлое, в бутафорию мнимого благополучия? В ходе непрекращающегося более восьмидесяти лет уничтожения у народа исторической памяти, многие из нас, словно наивные дети, потеряв ориентиры, не видят очевидный выход из тупика. Наши деды знали его - Православная вера.
Примеров удивительной метаморфозы, происходящей с людьми под живительным воздействием Православной веры, в нашем Отечестве не счесть. Об одном из них стоит рассказать особо.
В 1933 году в подмосковном Истринском районе, осенённом благодатью куполов Нового Иерусалима, в селе Павловская Слобода был разрушен и осквернён храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1650 году ближайшим другом и сподвижником государя Алексея Михайловича Борисом Ивановичем Морозовым. Сложнейшее архитектурное сооружение - огромный, с пятью главами, с трапезной и двумя приделами во имя св. пророка Илии и свт. Николая Чудотворца храм, с величественной шатровой колокольней за своё великолепие в народе всегда величали царским. В храме неоднократно бывал государь Алексей Михайлович Романов. Впоследствии и другой государь - Фёдор Алексеевич, пятнадцатилетним отроком принявший престол от своего отца, молился в храме. В 1682 году, после его внезапной кончины, в Москве начался стрелецкий бунт, от которого в село Павловская Слобода бежали, найдя пристанище в храме, царевна Софья с малолетними братьями Иваном и Петром - будущим Петром Великим.
За два с лишним столетия молитвенная поддержка, исходившая из храма Благовещения, помогала обитателям Павловской Слободы жить и трудиться. На чугунных и литейных заводах с середины XVII века лились ядра и пушки, работали хрустальный и даже конный заводы, суконная и две деревянных фабрики. Только на суконной фабрике было занято две тысячи человек. Более ста кузниц существовало в селе до революции. Найдутся ли в современной России примеры такой организации труда в сёлах?
В архиве храма хранится старая выцветшая фотография. На ней в центре сидит священник с учителями, а вокруг - деревенские мальчишки. Напряжённые, но серьёзные лица. Именно эти дети, воспитанные церковно-приходской школой, в годы Великой Отечественной войны в боях за Родину показывали примеры стойкости и мужества. Из Павловской Слободы вышли два героя Советского Союза, десятки жителей за ратные и трудовые подвиги были отмечены орденами и наградами.
Несмотря на бесовский вихрь революционной эпохи, когда храм был разграблен и закрыт, колокольня взорвана, а в святых помещениях устроены женское общежитие и артель по пошиву сумок, люди не забывали историю своего села и его драгоценной жемчужины.
В 1992 году то, что осталось от храма, вернули православной общине. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начались реставрационные работы, настоятелем храма в это время стал священник Владислав Провоторов.
Своё 350-летие в 2000 году храм встретил возрождённым из руин. Заново отстроена 36-метровая колокольня, тщанием прихожан в 1999 году зазвучали 11 колоколов. Внутри храма сооружён крестильный храм для крещения с полным погружением. Строится новый комплекс, в центре которого - храм Царственных Страстотерпцев, трапезная, дом для священнослужителей, библиотека.
Стараниями отца Владислава храм, как это было всегда на Руси, постепенно превращается в средоточие духовной жизни не только села, но и всего округа. Уже стало традицией проведение несколько раз в год выступлений православного театра, в постановках которого участвуют местные ребятишки. Активно работает детская иконописная мастерская, много ребят занимается рукоделием, начиная с вышивания крестильной рубашечки. Двенадцать одарённых ребят поют в церковном хоре. Постоянно ведётся просветительская работа среди военнослужащих трёх войсковых частей, открыты катехизические курсы.
Рядом с храмом построена лучшая в Подмосковье по своей архитектурной выразительности и местоположению средняя школа, освящение которой состоялось 28 августа 2004 года в день Успения Пресвятой Богородицы и в день празднования 500-летия Павловской Слободы. С благоговением рассказывают прихожане о том, какое важное место в жизни их семей отныне занял храм.
Каждый из нас имеет шанс на спасение. Воспользуемся ли мы им правильно, как наши предки, всячески укрепляя православную общину и делая тем самым русский народ непобедимым, или выберем дьявольский путь гордости и тщеславия, забыв о том, что вера без дел мертва есть? Разве не мы своей недальновидной пассивностью позволили разобщить триединый русский народ, поддавшись иллюзорному искушению самостийности? Разве не мы удивляемся сплочённости малых народов, забывая, что их достойное уважения единство основано прежде всего на вере? Разве нам недостаточно уроков, чтобы понять, что самый страшный наш враг находится в нас самих?
Оружие от этого врага проверено и оставлено нам в назидание нашими предками в священных словах, обращённых к сказочному витязю, стоящему до сих пор на распутье: "Русь Святая, храни Веру Православную!"
Павловская Слобода, Московская область