Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Октябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Жить - не тужить

Надежда Александровна ИЛЬИНА

Прп. Амвросий Оптинский

 "Где просто, ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного"

Прп. Амвросий Оптинский

 

23 октября - память преподобного Амвросия Оптинского

 

Как известно, к старцам приезжают с вопросами. А на Руси издревле принято ставить вопрос "ребром". И потому у нашего великого старца преподобного Амвросия Оптинского чаще всего прямо с порога спрашивали: "Как жить?" По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: "Как жить, как жить... Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение". С первого взгляда такое поучение может показаться действительно только шуткой. И стоило ли из-за этого так далеко ехать, часами, сутками в толпе у крыльца кельи стоять в ожидании желанной встречи со старцем?

Но если вдуматься в это такое простое по форме наставление, то открывается его глубокий смысл. "Не тужить" - значит, сердце твоё не должно долго терзаться, мучить себя тоской и унынием в скорбных обстоятельствах и неудачах твоей жизни. Скорбей никто не избежит. Ну, было и прошло. Не прошло, так пройдёт. Слава Богу за всё. Пойдём дальше.

Примем, что Бог даст. "За то, что мы оглядываемся назад, и подгоняют нас розгами, то есть скорбями и неприятностями", - часто говорил старец.

"Никого не осуждать, никому не досаждать" - это ведь почти Нагорная проповедь в двух словах. Ты действительно хочешь жить, как подобает? Так почему же ты смеешь всех осуждать направо и налево? Это ведь нерушимый духовный закон: осудил - и сам примешь суд. Не осуждаешь - не будешь судим. И на душе будет легко. А уже досадить чем-нибудь другому человеку, это просто бесовское действо, потом годами душу не отмоешь. Будешь удивляться: почему мне так тяжело? За что? Да за то, что досаждаешь всем вокруг, даже не замечая этого. Легко. Да... А потом будет трудно.

"И всем - моё почтение" - вот это особенно дорогой товар. Почтение, уважение к человеку, образу и подобию Божию. Любовь, выше которой ничего нет на свете. Вот так, по ступенькам, и восходим к жизни во Христе. Сначала научись не тужить, потом - не осуждать и не досаждать. А там, Бог даст, достигнешь и в меру - "всем моё почтение". Это уже праведность. А фундаментом этой правильной, праведной жизни может быть только смирение. Гордый не сможет не тужить, не осуждать и уважать людей. Из мутного источника и чувства, и мысли исходят мутные. Это очевидно.

Любил старец рассказывать случай, как иногда обстоятельства смиряют человека для его же пользы: ""Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашаемых и спрашивает посланного к нему неопрятного слугу: "Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?" А тот отвечает: "Хороших-то по хорошим разослали, а меня - к Вашей милости"".

Иногда старец Амвросий на вопрос "как жить?" отвечал: "Мы должны жить на земле, как колесо вертится, чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх. А мы как заляжем на землю, так и встать не можем".

Очень интересно разъяснял Преподобный Христову заповедь о том, что если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую: "Если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать - это означает ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси этот удар терпеливо, подставь при этом левую щёку, т.е. вспомни свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и потому достоин наказания".

В ободрение всем нам старец говорил: "Господь долготерпелив. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление". И ещё: "Праведных ведёт в Царствие Божие апостол Петр, а грешных - Сама Царица Небесная". Здесь тоже глубокий смысл: кающийся грешник есть тот самый последний, который будет первым, по евангельской притче. Он младший, блудный сын, который смирением превзошёл праведного старшего сына. Но здесь имеется в виду истинное покаяние, не перечисление своих грехов на исповеди, а изменение жизни.

О своём подвиге старчества преподобный Амвросий говорил просто: "Я в юности был болтуном - любил с людьми поговорить, поразвлечься. Господь и устроил так, что пришлось мне всю жизнь свою толковать с народом. Теперь и рад бы помолчать, да не приходится..."

Встреча со старцем, конечно, милость Божия, но только для того, кто и сам имеет решимость трудиться над своей душой. Иначе можно ходить от старца к старцу без всякого толку. Именно так с большинством из нас и происходит. Потому старцев становится всё меньше и меньше. Ещё в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов советовал не проводить свою жизнь в поисках старцев, а руководствоваться творениями святых отцов, потому что велика опасность встретить лжестарца, который нанесёт твоей душе непоправимый вред. Нам, духовно слепым, трудно отличить истинное от ложного. Но образ старца Амвросия может в этом помочь: он никогда ничего не советовал, пока не спросят. Не поучал, не настаивал, не налагал никаких тяжких правил и епитимий. Он имел все дары Духа Святого, но скрывал это от окружающих. Так что будем осторожны: там, где нам строго приказывают, повелевают что-то неуклонно исполнять - тоталитарная секта, а не старчество. Кстати, все наши великие старцы никаких особых "общин" при себе не имели, а вот ложные старцы имеют их всегда. Надо бежать из таких "общин" и долго лечить свою повреждённую прелестью душу.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU