- Вот наступает праздник Преображения Господня, или, как его ещё называют, Яблочный Спас. А до этого Медовый Спас. Им начинается Успенский пост. А после поста будет праздник Нерукотворного Образа - Ореховый Спас. В эти дни Церковь освящает плоды земли. Вопрос у меня такой. Наш батюшка говорил на проповеди, ссылаясь на церковные правила, что "кто отведает виноградные гроздья или другие плоды раньше времени, да не вкусит их в течение месяца за презрение устава". В наше время круглый год привозят разнообразные фрукты из тёплых стран. Неужели православным нельзя их покупать и есть до Яблочного Спаса?
Алла Каюмова, г. Калуга
Всё внешнее должно совершаться с рассуждением. Речь, очевидно, идёт здесь о том, чтобы не принимать Божий дары раньше созревания. И без церковного освящения. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет в одном из писем, что там, где достигается самое главное, мы можем быть совершенно свободными по отношению к внешнему. Без этого главного всё второстепенное не имеет никакого смысла. И потому праздник Преображения даётся нам, чтобы мы узнали об ином вкушении.
Господь избрал трёх лучших Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, чтобы возвести их на Фаворскую гору. На вершине горы Господь являет Свою славу.
Он не совершает чуда. Напротив, чудо прекращается: Тело Христово, которое в течение всей Его земной жизни должно было излучать Божество, обнаруживает своего Носителя. Его лицо становится подобным сиянию солнца, и одежды - белее самого белого снега. Перед Ним предстоят, как бы вышедшие внезапно из таинственного мрака, Моисей и Илия, величайшие личности в истории богоизбранного народа. Ветхий и Новый Заветы беседуют вместе на Фаворе, и трое учеников - свидетели их соединения. Апостолы охвачены ужасом и в то же время ощущают глубокую радость: "Хорошо нам здесь быть!" Как дети, они не могут удержаться от восторга. Ещё, ещё! Пусть не кончается праздник, пусть благодать продлится ещё несколько дней. Неужели Господь не может такое устроить? Внезапно облако покрывает вершину горы, и глас торжественной непостижимой красоты исходит из облака: "Сей есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте". Потом они не видят никого, кроме Господа. И сходят с горы с тем, что невозможно забыть и что одновременно рождает множество новых вопросов.
Каждому христианину было или будет дано пережить свой Фавор, узнать чудесные мгновения на пути веры. Кто из нас не ощущал однажды, что он особенно любим Господом, что он избран Им? Бог однажды взял нас за руку и отвёл в сторону - тогда, когда мы не знали, что Он нас ждёт, и когда мы не ждали Его. Кто из нас не почувствовал вдруг, что жизнь его стала совершенно иной? В начале нашего духовного пути Бог утешает нас щедро Своею любовью и зовёт следовать за Ним. Это было, может быть, среди праздника в храме, когда распахнулась нам внезапно глубина веры. Или когда мы были в аду отчаяния и нечаянно раскрыли Евангелие. Или на уединённой молитве, или в причастии святых Христовых тайн. Или когда прикладывались к простой иконе и коснулись Бога.
Блаженны христиане, избранные из всех людей, которым было дано пережить это потрясение, оттого что открылся им свет Лица Господня. И они узнали, что Христос - самое драгоценное, бесценное сокровище и что ближе Его не может быть никого. И поняли, что некоторые люди были святыми, потому что с ними был Бог. Как хотели бы мы, чтобы эти мгновения длились вечно!
Как апостолы на горе Фаворской или как дети. "Господи, дай нам ещё раз ощутить, что Ты с нами. Дай всегда вкушать радость Твоего присутствия". Однако Фавор кончается. "Даже в явлении Своём нам, Бог остаётся сокрытым", - говорит святой Максим Исповедник. Чем больше мы возрастаем в познании Бога, тем больше понимаем, что Он превосходит всякое разумение.
Для чего Бог даёт нам это утешение, если нам предстоит с неизбежностью снова погрузиться после небесного праздника в серость наших будней? Мы знаем, что Господь избрал Петра, Иакова и Иоанна, потому что эти три апостола скоро будут рядом с Ним во время Его молитвы о чаше в Гефсиманском саду. И Господь явил им Свое Преображение, чтобы они не помрачились рассудком, когда увидят Его распинаемым на Кресте. Чтобы у них были силы предстоять перед невозможным, переносить непереносимое. Нет, самая высокая гора в мире - не гора Фавор, а Голгофа. Где предельная высота - Божественная любовь, способная умирать даже за тех, кто отвергает её.
И, во-вторых, Своим Преображением Христос напомнил апостолам и всем людям, что они тоже призваны к преображению. Жизнь человеческая должна стать восхождением на гору Преображения. Человек создан для Божественного. Мы можем удовлетвориться только абсолютным. Мы не созданы для того, чтобы оставаться в границах тленного мира. Благодатью Божией мы должны превзойти себя. Святые отцы говорят об обожении человеческой природы. И это значит, что мы предназначены к сокровеннейшему и теснейшему общению с Богом. И вся наша жизнь на земле должна быть чаянием жизни в вечности, когда она откроется в полной силе. Земная жизнь должна быть местом, где совершается наше постепенное преображение в сынов Божиих, уподобление Христу Богу, по дару Христа. Смысл праздника Преображения - в том, чтобы мы, христиане, со страхом и радостью узнали своё достоинство и помнили, к какой Церкви мы принадлежим.
Однако чтобы стать человеком, надо пройти долгий путь. А чтобы стать сыном Божиим, путь потребуется несравненно более долгий. Всё заключается в том, чтобы не мешать Христу совершать наше преображение. Ни жизнью, ни смертью нашей, ничем. Вместе с Ним идти туда, куда позовёт Господь.
- Дорогой отец Александр! Искренне благодарю Вас за Вашу прекрасную новую книгу "Последнее оружие". Я нашёл в ней ответы на многие волнующие меня вопросы. Но есть один вопрос, на который, наверное, никто никогда мне не сможет ответить. Вернее, ответы даны, в том числе и у Вас, но, видно, я не могу их услышать. С одной стороны, мне понятна боль так нелюбимого Вами Ницше: "Умоляю всех, храните верность земле. Не верьте тем, кто говорит о сверхземных надеждах. Сознают они это или нет, они - отравители". И ещё он пишет: "Где моё жилище, вот что спрашиваю я, вот что ищу, что искал и не нашёл". Есть такое замечательное слово "энтропия". Всё исчезает, вся история, можно сказать, - непрестанные похороны человечества. Это вполне научная картина мира. Однако слишком беспощадная и слишком безрадостная. А мир только тем и занят, что ищет радости. У него единственная забота - как забыть о смерти. Неужели жизнь так бессмысленна? Я понимаю, что всё не так просто. Моя недавно умершая бабушка была глубоко верующим человеком и одновременно видным, учёным, доктором астрофизики. Особенно она почитала Божию Матерь, все Богородичные праздники. Перед смертью она говорила мне: "Не уступай неверию, это энтропия. Молись, преодолевая себя, Божией Матери. Она выведет тебя из любых тупиков". Больше всего на свете мне хотелось бы понять, откуда берётся такая радость у верующих в Пасхальную ночь и в праздник Успения Божией Матери, который Вы называете Богородичной Пасхой.
Алексей Забельский, г. Гомель
Мы совершаем радостный праздник Успения Божией Матери в мире, где радости нет. Мир имеет конец. И он имеет начало во времени. Учёные сегодня говорят, что вселенная началась приблизительно четырнадцать миллиардов лет назад "большим взрывом". До этого мир не существовал. И через миллиарды лет (а может быть, значительно раньше - может быть, вследствие устроенного самими людьми нового "большого взрыва") он прекратит своё существование. После этого - не будет ничего. И весь мир в измерении вечности - только краткий мираж.
Мы тоже - смертны. Однажды мы были зачаты и родились на свет. Каждый из нас - единственное, неповторимое, новое существо, какого не было никогда и не будет никогда. С того момента, как Бог вызвал каждого из нас из небытия. Неужели я до этого не существовал? Не было этого "я", которое в момент начала своего бытия начало быть?
Но однажды, и это потом не раз повторялось, Бог дал мне узнать то, что бесконечно превосходит всякое знание. В Рождестве, у Креста, у святой Плащаницы и в Воскресении, и в Богородичной Пасхе Он явил мне Свой свет, Свою любовь, Свою жизнь. И миллионы людей, таких же, как я, когда касалась их благодать, узнавали, что они никогда не умрут. Что они созданы Богом и для Бога, и только в Нём обретут успокоение. Я существую в Божественной вечности как тот, кого Бог задумал в Своём сердце, в Своей мысли. Прежде, чем я был зачат во чреве моей матери, я был желанным и любимым для Бога.
Разумеется, моя жизнь закончится. Я должен однажды умереть. Что будет после этого? Неужели всё превратится просто в ничто? Всё исчезнет, не оставив никакого следа? Точно так же, как вселенная однажды постепенно погаснет?
Теперь я знаю, почему Церковь говорит по-другому. Она знает, что смерть - не последнее слово. Праздник Успения Божией Матери можно назвать победой над энтропией. Словом "энтропия" учёные обозначают неумолимое движение мира к исчезновению и смерти. На последней странице Священного Писания есть это чудесное обещание: "И увидел я новое небо и новую землю, и сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое" (Откр. 21,1,5). Даже если всё, что мы видим сегодня - наша земля и все звезды, и все галактики, и мы сами исчезнем, всё не будет поглощено смертью.
Почему мы так любим и почитаем Божию Матерь? Она - начало этой победы, заря нового творения. 25 марта по старому стилю (а также 8 декабря, день зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, и 8 сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы) и 15 августа связаны друг с другом. В Воплощении тело Божией Матери не было просто носителем материнства. Она дала Своё тело плоти Своему Божественному Сыну. В Ней Бог и человек соединились. Разве мог после этого Бог оставить Её пречистое тело, где Божество сочеталось с человечеством? Успение - естественное следствие Благовещения. В Благовещении в Пресвятой Деве Слово стало плотию и пребывало с нами. Во Успении человечество обожилось в Ней и стало пребывать с Богом.
Божия Матерь не знала греха. Это значит, в Ней не было семени тления, которое мы носим в себе. На всенощной праздника Успения мы слышим обычное Богородичное Евангелие, потому что мы празднуем вхождение Божией Матери в новый дом. "Благословенна Ты в женах, - так приветствует Её святая праведная Елизавета, когда они встречаются, имея обе во чреве, - благословен Плод чрева Твоего". Она носит под сердцем Того, Кто Своею смертью победит нашу смерть. На многих древних иконах Успения Божией Матери изображены апостолы, стоящие вокруг пустого гроба. Смерть не могла удержать тело Той, Которая ради нас родила миру Христа, Жизнь. Вот почему Божия Матерь - надежда всего творения, и 15 августа - столь радостный праздник. Самый радостный после Воскресения Христова.
В издательстве "Русский Дом" вы можете приобрести книгу протоиерея Александра Шаргунова "Последнее оружие".