Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Август 2004

Содержание номера       Главная страница номера

"Пока не очистит себя человек…"

Виктор Григорьевич ДАУРОВ

 Милое моё крёстное чадо, из всего того, что я тебе старательно выписывал и втолковывал в предыдущий раз, ты выбрал два-три постулата, остальное постарался не заметить.

Видишь ли, есть небесная иерархия. Нам всем это очень трудно понять. У апостола Павла сказано: как Христос глава Церкви, так и муж глава семьи. Ныне это воспринимается очень трудно. Не признаём и не хотим признавать над собой никого. Однако слышали и знаем: смирение и послушание - главные добродетели. Но это как бы не для нас написано. Так что же такое для нас Православие, если к исполнению заповедей мы не стремимся? Тогда, по слову Христа, остаётся только лицемерие и фарисейство.

По поводу культуры. Совершенно неоспоримо мировое значение русской культуры, даже в XX веке, даже при всём нашем видимом внешнем разгроме. Вот только что, утром, слушал по радио информацию: три четверти молодых англичан не знают, кто такой Стивенсон, автор "Острова сокровищ", а это их национальный классик. О какой уж "культуре" тут говорить!..

Да, ещё о телевизоре... Вижу, мои доводы - не смотреть его, все мои доказательства губительности телемании тебя так до конца и не убедили. Ты даже говоришь, что разговаривал на эту тему с отцом О. из П-ского храма, и он тебе ничего предосудительного про телевизор не сказал, а лишь говорил, что не надо им чрезмерно увлекаться. А вот отец В., помню, как-то говорил, что когда к нему подходят на исповедь прихожане, он уже по глазам определяет, кто из них смотрел накануне телевизор и даже что именно. "Я, - говорит, - ей прямо так и сказал: "Ну, что, Нюра, опять вчера сериал смотрела?" - "Ой, батюшка, смотрела, грешна. Прости меня, непутёвую..."".

Я отца В., помню, спросил: "Батюшка, а как же так видно-то?" Он говорит: "Так в них ведь, глазах-то, как в зеркале, всё отражается. А вот тут - и он хлопнул себя по лбу, - отпечатлевается, даром-то ничто не проходит".

Так что, С. не хитри и не ищи себе "добреньких" батюшек, по своим грехам, а ищи духовных и строгих. И потом, что значит - "чрезмерно"? Сверх определённой меры? А мера-то где? Кто её определял? И можно ли, например, определить меру употребления яда?

Я тут летом разговаривал с одним паломником из Сибири. Представь себе, есть ещё такие: где пешком, где на попутном мотоцикле в коляске, где в кузове зерноуборочной машины - добрался-таки до наших краёв и собирался идти дальше -через Сергиев Посад, аж до матери городов русских, града древнего Киева. Так вот он рассказывал.

Забрёл он в одну из южно-уральских деревушек, слегка отстоящую от магистральных дорог; с одной стороны - глухой сосновый бор, с другой - заросшие бурьяном поля, с третьей - общественный пруд. Приходит, а там - поминки. Причём, вторые за три-четыре дня...

Завезли к ним в деревню какие-то ухари целый крытый грузовик водки. Поскольку магазина в этом населённом пункте со времён начала перестройки нет, а ближайший - в двадцати пяти километрах, стали жители этой заброшенной Богом и людьми деревеньки хватать товар "оптом" - сумками, сетками, ящиками... На все деньги, какие в тот момент оставались - от пенсий, от реализации сыро-вялено-копчёной рыбы, которая в кой-каком количестве ещё водилась в их общественном пруду.

Короче говоря, опорожнили мужички (да и бабы в том участие принимали) за два дня почти половину всего стратегического запаса той водки, которую купили впрок, про запас. Ну и... в тот же день нашли первого мертвеца. Малость протрезвели, начали озираться, считать - чтой-то народу убавилось?.. Там, сям, по банькам да по увалам, на грядках да по сараям - ещё восемь душ насчитали. Тут уже окончательно отрезвели. Каялись, хватались за головы, воду из колодцев ведрами пили, на себя выливали...

На третий день, как полагается, похоронили всех в одночасье на одной новой линии на одном кладбище, на окраине села. Отголосили, отревели враз овдовевшие бабы и стали столы накрывать на поминки. Накрыли, расселись: тут и оставшиеся местные мужики, чудом уцелевшие в неравном бою с самопальной бурдой, и съехавшиеся отовсюду сродственники и дружки - всех беда собрала. А на столах... На столах - всё та же "палёная" водка!

Пили, правда, уже осторожно и "в меру" - по трети стакана, не больше. Однако ближе к вечеру, питие когда закончилось на столах, мужики загрустили, а бабы раскисли, под шумок разослали гонцов по домам, чердакам и подпольям...

Надо ли продолжать? Надо ли говорить, что наутро те, кто поминал, не все проснулись. Кстати, как заметил рассказавший мне эту историю паломник из Сибири, церкви в той деревне, разумеется, не было. Ни одной иконы, хотя б и картонной, он также ни в одном дому не заметил. Зато практически в каждом "красном углу" - телевизор, старый ли новый, но был. Это вместо божницы. Отсюда понятно, кому теперь, в большинстве своём, молится наш народ и что из этого получается. И по поводу нашего чувства меры тоже всё понятно.

Разумеется, и тут я согласен с тобой, телевизор сам по себе ни плох, ни хорош, как любой инструмент, ну, допустим, топор - важно, в чьих он руках. К сожалению, и, увы, в настоящее время, в нашей стране, телевизор как средство, как инструмент передачи на расстояние (аудиовизуальной) информации, едва ли способствует строительству души. Скорее, её умерщвлению. В прошлый раз я назвал телевизор "черной дырой", куда улетает наше время, нервы, эмоции, здоровье, молитвы... Но вот недавно читал на церковнославянском, заглянул в словарик - знаешь, оказывается, как по-церковнославянски называется всякое коллективное зрелище, театральщина - позорище! Точнее не скажешь.

Какой смысл, в самом деле, стоять всенощную в храме, а потом, придя домой, усесться на весь оставшийся вечер у телевизора? А в остальные дни?.. Можно ли благоговейно и со вниманием молиться на сон грядущий, если перед этим ты посмотрел какой-нибудь душераздирающий триллер с погонями, убийствами, с откровенно непристойными постельными сценами, да ещё приправленный грязным полубандитским сленгом? В лучшем случае, ты автоматически, насилуя себя, вычитаешь правило, и не с покоем и умиротворением ляжешь в постель, а всё ещё раздираемый жуткими сценами из этого самого триллера. Значит, нет у нас другого выбора: либо мы смотрим телевизор и отказываемся от молитвы, либо молимся, но тогда отказываемся от телевизора.

Часто слышишь ещё такое: я смотрю только новости. А зачем их смотреть изо дня в день, из вечера в вечер? Пушкин не смотрел телевизора и даже радио не слушал, но был информирован о текущих событиях своего времени, я думаю, поболее нас. Правда, он не знал про цунами в тот же день где-нибудь у берегов Японии или про скоропостижную смерть какой-нибудь поп-звезды от передозировки наркотиков, но ничего, как-то обходился без этого.

Святой Исаак Сирии писал: "О Царствии Небесном говорят, что оно есть духовное созерцание... И пока не очистит себя человек, не имеет он достаточных сил и слышать о нём, потому что никто не может приобрести оного изучением". То есть чистое, возвышенное невозможно понять, пока сам не очистишься.

Я тебе писал, что два года уже не смотрю телевизора. Но тут как-то недавно включил его. Смотрю - и не понимаю, как я это вообще мог "поглощать".

Спастись ныне, как и во все времена, впрочем, можно только если ходишь в храм, исповедуешься, причащаешься, читаешь Слово Божие и святоотеческие книги. Тогда происходит очищение души, и контраст между светом и тьмою становится ещё более разительным. Включаешь телевизор и видишь, как всё, буквально всё, пронизано фальшью. Всё претенциозно и бездарно. Причём замечаешь, что раньше кое-какую фальшь не замечал, при всём своём вроде бы и прежнем критическом отношении к ТВ, не замечал именно потому, что сам был нечист, как бы пропитан ею.

Говорю как свидетель, как человек, опытным путём проверивший всё это на себе. Сомневаешься - проверь сам.

Пойми, пока ты подключён к этому потоку канализации, грязь вливается в тебя галлонами, вёдрами, - ты не свободен. Сказано: "Если пребудете в слове Моем... истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 31-32). Это непреложный духовный закон.

Ты думаешь (я тоже так думал): "Ничего, пусть показывают всё, что угодно, я сам разберусь, что к чему". Вот на этом бес нас и ловит - на нашей самости: я сам (без Бога). Не разберёшься, уверяю тебя. Ты же знаешь, бес лукав. И служители бесов - журналисты - лукавы: так закрутят, завертят, захороводят... Всему поверишь. И из этой тенденциозно подтасованной "информации" ты потом будешь формировать своё "объективное мнение".

То же самое со светскими газетами. Честных светских газетчиков сейчас днём с огнём не найдёшь. Ну, есть, может быть, один честный на сотню. Но что значит "честный"? Это он считает, что честный. Излагает факты. Но простое тиражирование греха - уже грех. Демонстрация греха - соблазн даже для праведных. Вообще словоблудие - грех. Высмеивание всех и вся - грех. Празднословие и всякое праздномыслие и праздное времяпрепровождение - грех.

Ты скажешь - я впадаю в крайность, а ты - хочешь знать, что происходит в мире. Но тогда ты никогда не будешь в истине. Ты будешь знать о чём-то, но ты не будешь видеть этого в настоящем свете.

Тут - я знаю - срабатывает страх: как же это я вот так сразу отключусь от всего? Должен же я как-то ориентироваться в мире и в том, что в нём происходит? Да, но христианину надо отключиться только от мутного потока информации, который способен лишь дезориентировать. Есть ведь и чистые источники. Правда, их трудно сейчас отыскать, так же, как трудно отыскать чистый целебный родник. Но кто ищет - находит.

Для нас чистый родник - это прежде всего Слово Божие. Оно всё освящает. То есть при его свете всё обретает свои реальные черты. Это компас, это универсальная лакмусовая бумажка, при помощи которой ты определяешь: вот - грязь, вот - фальшь, вот - дезинформация, а вот - истина.

В реальной жизни, конечно, невозможно вообще оставаться без информации. Но, во-первых, я тебя уверяю, необходимая информация сама тебя найдёт и достанет. Неужели у тебя такая неистребимая потребность в подробностях знать, где что-то взорвалось, загорелось и прочее? На это уходят эмоции, а они не бесконечны. На этом нас и ловит враг - постоянно держат в напряжении, чтобы уже ни на что сил не оставалось: ни на молитвы, ни на ближних, ни вообще на адекватную полноту ощущения Божиего мира. Телеман - по сути дела, тот же наркоман. Он живёт в некоем виртуальном, искусственном мире. Отсюда, со временем, и вкусы его и представления о жизни формируются синтетические. При наложении на реальную жизнь, в которой ему всё же приходится, хочешь, не хочешь, - жить, иллюзия и реальность не совпадают. От этого, как следствие, - раздражение, гнев. Оттого во многих совершенно исчезла индивидуальность, мало интересных рассказчиков. Своего мнения у телемана давно нет, а есть лишь некое обобщённое, синтезированное, на основе того, что сказали хорошо оплачиваемые теле-толмачи типа Сванидзе, Киселёва, Леонтьева... В моде одни и те же слова и фразеологические обороты: "как бы", "на самом деле", "здесь и сейчас" и т. п. (У него как бы семейное горе - умерла мать. На самом деле, всё замечательно, он уже похоронил её, сегодня утром вылетел и будет здесь и сейчас... через час"... Бог человеку дал свободную волю. И возможность выбора. И ответственность за него. То есть за всё потом придётся отвечать: на что направил волю, что выбрал... На прощанье могу лишь добавить: у человека одно сердце, оно не может вместить в себя одновременно и Бога, и современный телевизионный эфир... В эфире-то знаешь, кто водится - "духи злобы поднебесной". Впрочем, в предыдущий раз то же самое я тебе сказал словами апостола Павла (лучше всё равно не скажешь): "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и бесовской'' (I Кор. 10, 21).

Истинно так, третьего не дано.

PS. Ты пишешь: "Что же теперь, всё запретить?" Отвечаю: всё не надо, но очень многое, давно пора, как это делают, кстати, в большинстве "цивилизованных" стран мира. Ради благоденствия этих же стран. Если тебе опять хочется поспорить, то объясни мне, пожалуйста, как православный, почему можно запрещать убийство человеческого тела и нельзя запрещать убийство человеческой души?.. Запретить надо, прежде всего, самому себе и своим близким. Хотя бы потому, что в самоубийство (души в первую очередь) - тягчайший христианский грех.

Твой крёстный Виктор

(Виктор Григорьевич ДАУРОВ),

Владимирская область, г. Суздаль


Суздаль

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU