Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Август 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Зелёные знамёна над Крымом

Александр Николаевич Крутов

 Проезжая по Центральному Крыму, от Симферополя к Феодосии, невозможно не заметить десятки новёхоньких мечетей, выстроенных за последние два года. "Неужели здесь столько мусульман?" - возникает невольный вопрос. Если на все эти молельные дома хватает верующих, то приверженцев ислама в Крыму должно быть более четверти миллиона (столько на полуострове крымских татар, по последней переписи населения).

- Строительство новых мечетей осуществляется преимущественно за счёт иностранных спонсоров. Помощь в финансировании строительства, подготовке священнослужителей предоставляет в основном Турция, которая с января прошлого года стала постепенно уменьшать объёмы финансирования, поскольку, по мнению некоторых турецких аналитиков, религиозность крымских татар крайне низка, - говорит протоиерей Александр Кубелиус.

- Ислам у крымских татар - на уровне домашней традиции, - вторит ему известный крымско-татарский журналист, бывший главный редактор газеты "Авдет" Лиля Буджурова, - даже молитвы читаем на татарском, а не на арабском языке.

Тем не менее оказывается, что интерес к судьбе крымских татар проявила Саудовская Аравия, родина ваххабизма. Она участвует в подготовке священнослужителей, финансирует образовательные проекты. Многочисленные факты подтверждают, что в Крыму вовсю идёт экспансия радикальных форм ислама.

Самый мощный всплеск интереса к распространению в Крыму исламского фундаментализма произошёл в 2000 г. Тогда ряд российских изданий и телеканалы РТР и НТВ почти одновременно напечатали и показали материалы, посвящённые крымским ваххабитам. В итоге едва не разразился российско-украинский дипломатический скандал: местные власти и СБУ в один голос отрицали существование ваххабизма на полуострове.

А вот духовные власти, в отличие от" светских, не пытались замолчать проблему. Напротив, она их сильно беспокоила. Осенью 2000 г. Крым посетил муфтий мусульман Украины, шейх Ахмед Тамим. На пресс-конференции в Симферополе он отметил, что в Крыму распространяется много литературы, пропагандирующей ваххабизм и исламский фундаментализм. "Духовное управление мусульман и большинство мусульманских общин Украины осуждают религиозный экстремизм во всех его проявлениях и выступают против попыток использовать религию в политических целях", - подчеркнул Ахмед Тамим. Но из выступления шейха следовало, что достигнуть взаимопонимания в этом вопросе с новым руководством духовного управления мусульман Крыма, активно участвующим в политических акциях, пока не удалось.

Радикальный ислам на этом полуострове вновь привлёк к себе внимание после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Как заявил в интервью УНИАН вице-президент Фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар, несмотря на то, что сейчас деятельность исламских фундаменталистских центров в Крыму не достигла опасных масштабов, она таит в себе потенциальную долговременную угрозу. Речь идёт о проповедниках ваххабитского толка, имеющих несколько сотен сторонников в исламской среде Крыма. Они занимаются проповеднической деятельностью, распространяют среди крымских татар специальную литературу, предоставляют средства для строительства мечетей. Они активно действуют среди крымско-татарской молодёжи, которая не имеет постоянной работы и живёт с грузом нерешённых социальных проблем. Это, прямо скажем, взрывоопасный материал для будущего не только Крыма, но и Украины и России.

Следует сказать и об организации "Хизб ут-Тахрир", активистов которой в Узбекистане бросают в тюрьму на несколько лет. В программе этой партии говорится, что её идеологией является ислам, а назначением - "возродить исламскую умму (сообщество), освободить его от идей, системы и законов неверных, так же как и от господства и влияния их государств. Она также нацелена на восстановление исламского государства халифат". Достичь всего этого предлагается исключительно ненасильственными методами, но в это верится с трудом.

Сравнительно недавно представители этой партии появились и в Крыму. Поначалу сведения о её деятельности были довольно скудны. Например, в январе прошлого года в Баку вместе с пятью членами "Хизб ут-Тахрир" был арестован гражданин Украины, крымский татарин из Симферополя Юнус Вилеев, ранее уже встречавшийся с одним из руководителей партии. При обыске у арестованных изъяли инструкции по изготовлению взрывных устройств и подготовке террористических актов в филиалах - международных организаций в Баку.

Однако ныне и слепому видно, что местные "хизб ут-тахрировцы" - реальная сила, о чём говорит хотя бы постоянное поминание партии в речах председателя Меджлиса крымско-татарского народа (представительного органа, контролирующего и направляющего подавляющее большинство проживающих в Крыму татар) Мустафы Джемилева.

На прошедшей в конце апреля встрече с преподавателями и студентами Крымского государственного инженерно-педагогического университета он обратился к молодёжи с просьбой "быть осторожнее" в связях с "различными авантюристическими организациями, использующими в своих целях изречения из Корана". Здесь явно имелась в виду организация "Хизб ут-Тахрир", которая, по утверждению симферопольской газеты "Полуостров", в последнее время заметно активизировала свою деятельность в Крыму.

Ранее на встрече с представителями татарских национальных СМИ Джемилев заявил, что, по его мнению, Координационный Совет общественно-политических сил крымско-татарского народа, партии "Миллет" и "Хизб-ут-Тахрир" использовали митинги против войны в Ираке в качестве политических акций противостояния Меджлису. Дело в том, что начало американского вторжения в Ирак чуть было не вызвало раскол в среде крымских татар. Меджлис в своём официальном заявлении от 23 марта поддержал акцию Вашингтона, а перечисленные выше структуры встали на защиту братьев-мусульман. И, видимо, они потенциально представляют собой реальную силу, конкурирующую с Меджлисом в борьбе за умы крымских татар. О том, что в Крыму действуют исламские фундаменталисты, известно, пожалуй, всем.

- То, что мусульманизация Крыма идёт, - это однозначно, - утверждает атаман казачьего войска Запорожского в Крыму Сергей Карелин, - мусульманские движения появились здесь до подписания Большого российско-украинского договора, когда было непонятно, кому же принадлежит Крым. На картах, издаваемых в Турции, он заштрихован, как их территория. Турция оказывает татарам большую финансовую помощь. А когда несколько лет назад сюда приезжал турецкий министр, на улицах Бахчисарая повсюду висели турецкие вымпелы со звёздами. Я сказал мэру: повесьте хоть один украинский или крымский флаг, а то такое ощущение, будто по Турции идёшь. Сюда приезжали посланцы "Серых волков" (турецкая радикально-исламистская организация), пакистанские миссии, члены которых, кстати, вовсе не спешили покинуть Крым. И сейчас мусульманские движения набирают обороты...

Мэр Бахчисарая (города, в котором работа местного Меджлиса, возглавляемого самыми активными крымско-татарскими лидерами, считается "образцовой") Виталий Курбатов также знаком с ваххабитами не понаслышке.

- Я знаю несколько представителей ваххабитского течения в городе, - говорит он. - Они рассказывают детям о своей вере, но пока ведут себя мирно и спокойно - до определённого момента. Когда он настанет? Может быть, очень скоро.

Об опасности роста влияния исламских фундаменталистов мы беседовали с Мустафой Джемилевым. Характерно, что он сам заговорил об этом. По его словам, своих средств для строительства мечетей у татар, значительная часть которых не имеет ни работы, ни нормального жилья, просто нет. Однако большинство иностранных доброхотов, предлагающих деньги, преследуют свои, весьма далеко идущие цели.

- Мы были рады всем, кто окажет нам помощь в строительстве, - говорит Джемилев, - но некоторые арабские организации начинают строить мечети и создают вокруг себя исламистские организации, нетрадиционные для Крыма. А потом начинается - "я верный, ты неверный". Пользы от такой "помощи" в десять раз меньше, чем вреда. Два раза Саудовская Аравия оказала нам помощь в отправлении верующих на поклонение мусульманским святыням. Но теперь мы решили отказаться от этой помощи, потому что, во-первых, они сами, по своим принципам, стараются отобрать людей, во-вторых, мы заметили, что паломникам сразу начинают проповедовать ислам ваххабитского толка.

Ваххабиты ведут активную пропаганду своих идей не только среди простых мусульман. Похоже, они хорошо освоили современные пиар-технологии и серьёзно занялись собственным имиджем. Главный редактор одной из популярных крымских газет рассказала, как весной представители радикальных исламистов предложили ей встретиться, чтобы читатели могли получить более полное представление о ваххабизме.

- Они оказались спокойными, образованными, очень хорошо подготовленными к разговору людьми, - рассказывает редактор, - я поняла, что мне просто не хватает знаний, чтобы вести дискуссию на заданном ими высоком интеллектуальном уровне.

О пределах дальнейшего расширения ваххабитского влияния мнения экспертов расходятся. До определённой степени сдерживающим фактором, не позволяющим пока радикальному исламу вырасти в Крыму до угрожающих размеров, является позиция Меджлиса. Его лидеры, как мы видим, категорически против ваххабизма - правда, по утверждению многих экспертов, лишь потому, что проигрывают в конкурентной борьбе за умы крымских татар. Борьба с угрозой агрессивного ваххабизма поддерживает авторитет Меджлиса.

- В отдельных сёлах действительно появились ваххабиты, - говорит Лиля Буджурова, - но их мало - около трёхсот на весь Крым, - и они говорят такие дикие для крымских татар вещи (например, отказываются почитать могилы предков), что их отторгает само крымско-татарское общество. И всё-таки, - полагает Л. Буджурова, - чем хуже будут жить люди, тем больше будет ваххабитов.

По мнению старшего научного сотрудника Центра СНГ Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Алексея Полянского, "учитывая становление и слабость исламских институтов в Крыму, ваххабизм может быстро взять верх над другими направлениями ислама". Подобное развитие событий предрекают и некоторые другие аналитики. Пока же очевидно, что ситуация выходит из-под контроля государственных органов Украины и Меджлиса крымско-татарского народа.


Крым

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU