О фильме Мэла Гибсона "Страсти Христовы"
Фильм "Страсти по Христу" о последних 12 часах земной жизни Спасителя, который поставил знаменитый американский актёр Мэл Гибсон, неожиданно для всех стал чемпионом по кассовым сборам, обойдя по многим показателям широко разрекламированную третью серию "Властелина колец" и другие популярные развлекательные ленты. Теперь у воротил кинобизнеса просто не укладывается в голове, каким образом "абсолютно некоммерческий религиозный фильм", снятый небольшой независимой компанией, который, ко всему прочему, имеет возрастной ценз (зрителей до 17 лет на него пускают только в сопровождении взрослых), смог собрать за первые две недели проката более двухсот миллионов долларов, что является недостижимым пределом для большинства голливудских опусов. В своё время крупные киностудии отказались заниматься этим "неперспективным проектом", и теперь многие из них кусают локти, подсчитывая барыши, которые могли бы получить. Эксперты объясняют такой успех бурной полемикой, которую фильм вызвал ещё задолго до своего выхода, а также тем, что он получил одобрение Ватикана. Действительно, многие церковные общины арендовали целые кинотеатры для своих прихожан. Однако далеко не только католики "строем" пошли смотреть эту ленту. Один лишь интернет-сайт картины только за первые дни её показа посетили более 50 млн. человек, многие из которых заявили, что посмотрели фильм несколько раз и хотели бы его увидеть снова. Специалисты и СМИ, как всегда, увлеклись изучением цифр, статистики и конъюнктуры рынка, напрочь забыв, что это, в первую очередь, фильм о Сыне Божием - разве одного этого не достаточно, чтобы вызвать широкий зрительский интерес? Конечно, это далеко не первая попытка экранизации библейского сюжета, однако, пожалуй, впервые тема Евангелия была затронута без каких-либо попыток "взглянуть на него современными глазами", неизбежно ведущих к искажению смысла, заложенного в Писании. Большинство предыдущих фильмов о Христе являлись либо откровенно антихристианскими - как скандальная лента Мартина Скорцезе "Последнее искушение Христа", либо отличались чересчур вольной трактовкой евангельского сюжета - как например, известная рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Пожалуй, Мэл Гибсон стал первым, кто поставил себе задачу сделать как можно более реалистичный фильм о Сыне Божием, основанный исключительно на евангельском тексте. Именно поэтому он снял его на "мёртвых языках" - арамейском и латыни, несмотря на то, что прекрасно знал, что американские зрители с большой неохотой смотрят фильмы с субтитрами. Кстати, первоначально Гибсон хотел обойтись вообще без какого-либо перевода. Сам он прекрасно владеет латынью, которую изучал в католической школе. Гибсон считает себя истинным католиком и регулярно ходит на службы в небольшую часовню в Малибу, построенную на его деньги. В семейной жизни он также придерживается христианских взглядов: женат уже более 20 лет и имеет семерых детей. Его семья считается одной из самых крепких в Голливуде, а он сам - примерным мужем и отцом. Но главное, что Христос для Гибсона - это не просто исторический персонаж. "Он умер за нас за всех, и пора вернуться к этому откровению, пока мир окончательно не сошёл с ума", - сказал создатель "Страстей" в одном из интервью.
Съёмки фильма, обошедшегося примерно в 30 млн. долларов, Гибсон почти полностью оплатил из собственного кармана, однако его интересовали отнюдь не будущие доходы. Наоборот, он был готов к тому, что его лента вряд ли окупится. Более того, он практически пошёл против течения и не испугался многочисленных трудностей. С самого начала съёмок Гибсон и его фильм подверглись массированной атаке со стороны различных иудейских организаций. Его сразу же записали в антисемиты на том основании, что он собирается "возложить вину за гибель Христа на всех евреев". Критики умышленно не замечали, что, по сути, они нападают не столько на Гибсона, сколько на само Евангелие, поскольку создатель фильма неоднократно замечал, что намерен изложить историю последних часов земной жизни Христа так, как она описана в Библии. Бесчисленное число раз ему приходилось повторять, что он никого не собирается "оскорблять, а тем более проповедовать антисемитизм" и что его картина - это, прежде всего, "повествование о любви, вере, надежде и прощении, а не вызов кому бы то ни было". Однако противники фильма не унимались. Им даже и в голову не приходило, что многочисленные фильмы о Холокосте, которые неизменно получают высокие оценки критиков и вызывают бурные восторги либеральной прессы, тоже можно трактовать как попытку возложить вину за гибель евреев на весь немецкий народ или на христианский мир в целом, тем более, что такая мысль действительно "ненавязчиво" проводится в некоторых "исторических" лентах на эту тему. Однако никакого "двойного стандарта" здесь нет. Просто само по себе упоминание Евангелия уже воспринимается некоторыми ортодоксальными иудеями с нескрываемым раздражением и оценивается как "пропаганда антисемитизма".
Под давлением еврейских организаций режиссёр был вынужден "смягчить" некоторые сцены фильма. Но и этого защитникам иудейских интересов оказалось мало. В частности, глава Антидиффамационной лиги США Абрам Фоксман обратился к Гибсону с просьбой включить в фильм своеобразный постскриптум, в котором зрителей попросили бы не воспринимать фильм в качестве повода для проявления ненависти. На это режиссёр ответил ему, что будет молиться, чтобы "люди во всём мире относились друг к другу с любовью, вне зависимости от каких-либо различий". Однако ни лигу, ни другие подобные ей организации это не убедило: успех "Страстей" лишь усилил критику фильма со стороны американского и мирового еврейства. В частности, одна из ведущих газет США "Нью-Йорк Тайме" опубликовала статью своего обозревателя Шэрон Ваксман, в которой говорится, что "фильм может разрушить карьеру Гибсона, поскольку многие виднейшие деятели Голливуда - евреи". Газета пишет, что некоторые из них, в том числе шеф студии "Дрим Воркс" Джеффри Каценберг и один из наиболее влиятельных продюсеров "фабрики грёз" Дэвид Геффен, уже "выразили ярость по поводу фильма" и заявили, что "постараются избегать в дальнейшем сотрудничать с Гибсоном". Впрочем, не все евреи считают этот фильм "вредным". Например, популярная израильская газета "Маарив" считает, что в нём "евреи выглядят симпатичнее, нежели римляне, и замысел "Страстей" нельзя назвать антисемитским". Однако руководство израильского кинопроката, видимо, придерживается иного мнения и уже заявило, что не намерено приобретать ленту для проката в Земле Обетованной.
Схожие проблемы у "Страстей" возникли и в других странах, где сильны позиции еврейской диаспоры. Например, во Франции долго не могли найти человека, который не испугался бы обвинений в "антисемитизме" и решился купить фильм для местного проката. Наконец, такой смельчак нашёлся: им стал известный продюсер Тарак Бен Аммар, тунисец по происхождению и мусульманин по вероисповеданию. Он заявил, что "считает своим долгом мусульманина, верящего в Христа, выпустить эту ленту". Вообще, это очень показательно - в католической Франции лишь последователь ислама может позволить себе такую роскошь, как дать своим соотечественникам возможность посмотреть фильм о Христе! И дело здесь отнюдь не в коммерческом риске - успех фильма в Америке и большая шумиха вокруг него практически гарантировали ему отличную кассу в любой другой стране мира. Наоборот, французские кинодельцы готовы отказаться от стопроцентной прибыли, лишь бы не обидеть евреев и не нарушить неписаные нормы политкорректности, которые для западных демократий становятся уже важнее национальных конституций. Но разве это не вопиющее проявление религиозной нетерпимости, когда господствующей и традиционной для Европы религии, каковой всё ещё является христианство, чуть ли не вменяется в обязанность плясать под дудку другого вероисповедания, к которому в процентном отношении принадлежит лишь незначительный процент населения континента. Под видом борьбы с антисемитизмом иудейские "правозащитные" организации всё чаще спекулируют на своей "исключительности" и чувстве вины европейцев за "гонения на евреев в прошлом", зачастую вмешиваясь в вопросы, которые их абсолютно не касаются.
Хорошо, что хоть Ватикан не пошёл на этот раз у них на поводу, повернув общественное мнение в пользу фильма.
Конечно, можно по-разному относиться к самой идее экранизации Евангелия, однако, как представляется, сегодня было бы неверным отказываться от использования возможностей кинематографа для донесения его истин до широких масс. Например, в США обратили внимание на то, что популярность фильма привела к резкому спросу на религиозную литературу. Антихристианские силы давно используют экран на полную катушку, и вряд ли будет лучше, если светские кинозрители будут судить о Библии лишь по фильмам, типа "Последнее искушение Христа" и другой подобной мерзости. Мэлу Гибсону надо сказать спасибо хотя бы за то, что он, с одной стороны, сделал попытку реалистичного и честного киноизложения одного из. главных событий христианской истории, а с другой - сумел доказать всему миру, что Иисус Христос всё ещё необходим многим людям, и не как "религиозный миф", а как живая реальность.
Российская премьера "Страстей" прошла 7 апреля. Случайно или нет, но выход картины пришёлся на Страстную седмицу.