Уже 13 лет отряды молодёжного центра "Реставросъ", созданного при Московской Патриархии, во время студенческих каникул разъезжаются по России, чтобы помочь восстанавливать разрушенные храмы и монастыри, обустраивать сельские приходы. Такой труд определён самим названием Центра: приставка "ре" означает воссоздать, "ставросъ" - крест.
Поездок у "Реставроса" было немало, расскажем лишь об одной - о пребывании в гостеприимном женском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, близ села Лукино Новгородской области.
День нашего приезда был похож на многие следующие за ним. Главное составляли молитва и вечерняя служба в недавно отреставрированном храме. Служил низенький отец Петр, помогал ему подросток-алтарник в чёрном рабочем халате, приехавший сюда с матерью подальше от мирских искушений. В день нашего отъезда он тоже засобирался в путь. Объяснил: "Хочу пожить в монастыре в Арзамасе. Когда я там жил, мне совсем не хотелось курить". На это матушка ему заметила: "Но ты ведь и оттуда уехал. От себя не убежишь".
Была среда. На столах в трапезной стояли тарелки со свежими овощами с монастырского огорода, дымился суп, пахнущий жареным луком и травами, стояла кастрюля с гречневой кашей и вишнёвый компот…
Матушка Лидия
Она стала матушкой только 11 лет назад. "Лучше Православия я ничего не нашла, - так определила Лидия результат своих жизненных исканий. - Если бы раньше знала, что есть духовная жизнь и как хорошо с Господом, я тотчас же оставила бы мирскую суету".
А оставлять ей было что. 17 лет она работала в Заполярье в прокуратуре крупного шахтёрского города. Занимала высокий пост, имела авторитет, материальный достаток и уезжать с севера не собиралась. В то время она уже знала о своей неизлечимой болезни, готовилась к операции, но перед этим шагом решила съездить на недельку к матери в маленький городок Богородск. Да так случилось, что назад в Заполярье уже не вернулась и на операционный стол не легла. Они вдвоём с матерью побывали в нескольких монастырях. Получив благословение в Псково-Печерском монастыре, Лидия Константиновна занялась восстановлением храма в Богородске, где жила мать. Когда эта нелёгкая работа была завершена, местный священник отец Святослав предложил ей поднять храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Лукино.
- Я за Лукино не возьмусь, а у тебя, Лидия, получится, - напутствовал её отец Святослав.
И она вместе с матерью Екатериной Михайловной взяла на себя этот подвиг. Здание храма было совершенно разрушено. Стены разошлись по швам. И вокруг развалин стоял бурьян да репейник в человеческий рост. Таким было это место, когда впервые приехала сюда Екатерина Михайловна с дочерью Лидией. Они сразу решили, что здесь будет не приход, а женский монастырь с приютом для бездомных детей и богадельней для старушек.
Все деньги, которые Лидия заработала в Заполярье, она вложила в задуманное дело. Фундамент для первого жилого домика закладывали собственными руками.
Правда, помогали прихожане того храма, который удалось возродить в Богородске. Но из города в Лукино каждый день не наездишься. А тут ещё переселенцы повадились воровать кирпич. Вот так и строились в тяготах и слезах.
Чудеса
Екатерина Михайловна еженощно молилась Царице небесной, чтоб послала помощников. И чудо свершилось.
Из Заполярья приехал бывший муж Лидии, с которым она уже 12 лет не поддерживала никаких отношений. По сути, чужой человек, который раньше её ругал за неуместную при её должности религиозность. И вот этот безбожник с золотыми руками и огромным опытом шахтного строительства не только вложил все свои немалые сбережения в реставрацию Покровского храма, но и сам принялся возводить колокольню.
Отмолила старушка и мужа своего, отчима Лидии, с которым прожила 52 года в мире и терпении, но к вере привела его только теперь. Он и крыши в монастырских строениях крыл, и печки клал.
Дело пошло веселее. Восстановили алтарь. Появился батюшка. Началась в храме служба. Со временем стали находиться благодетели, - то машину дадут по просьбе матушки, то стройматериалов пришлют, а случалось, что помощь возникала совершенно неожиданно.
Как-то, находясь по делам в Москве, матушка зашла в церковь, упала на колени и стала молиться о делах монастырских. Подошли двое мужчин, спросили, какие проблемы, дали ей крупную сумму денег, а потом и сами приехали, помогли сделать пол в храме.
Виктор Андреевич, бывший матушкин муж, возводил колокольню по собственному проекту и своими руками. Дело шло к завершению, но кончился кирпич, а денег нет. И видит Екатерина Михайловна сон: свет на колокольне. Откуда, думает? Электричество-то пока не подводили. А там ходит Сама Царица Небесная, и этот свет от Неё всю стройку озаряет. Утром стали думать: к чему бы такой сон? А тут с почты сообщают: перевод пришёл денежный из Павловского горгаза на 3 миллиона по старым деньгам. По такому случаю один из благодетелей дал безвозмездно машину, и поехал Виктор Андреевич за кирпичом. Вскоре колокольню с помощью племянника Екатерины Михайловны достроил. И крест сам поднял. Участвовал в этом событии настоятель из Оранского монастыря. Специально приезжал. Но что за колокольня без колоколов? Заказали их, рассчитав, что будут готовы к Рождеству. Колокола-то отлили вовремя, а вот денег выкупить их на тот момент не оказалось. И вот звонит матушка в Москву своей доброй знакомой Марии Николаевне и просит помолиться, чтобы производитель привёз колокола к Рождеству и согласился взять плату за них частями. Надо ведь не шуточные деньги выплатить -152 тысячи. Горячо помолилась Мария Николаевна, а к Рождеству привезла в Лукино группу паломников. Колокола уже были на колокольне - начальник производства сам их привез и на частичную проплату согласился. Только льгота эта не понадобилась: одна из паломниц молча передала матушке пачку денег - ровно 152 тысячи. Матушка расплакалась от радости и благодарности.
Жизнь после смерти
Виктор Андреевич успел достроить колокольню, услышать чудный звон колоколов, расходящийся волнами к селу и к реке, и в долину за рекой. Он умер покаявшимся и примирённым, уснул навечно под большим деревянным крестом, что стоит у самой колокольни. Недавно умер и отчим матушки Лидии. Тоже в покаянии и вере, как подобает православному человеку.
На помощь матушке и Екатерине Михайловне подтянулись здоровые работящие парни - дети брата Лидии Константиновны, её племянники. Стали прибывать в монастырь насельницы. Стол накрывается в трапезной на 30 сестёр, а гостям нет числа. Живут в монастыре 5 маленьких послушниц от 9 до 12 лет. Все их любят и балуют, но матушка Лидия считает, что они самые большие труженицы. И посуду за собой моют, и постельное бельё стирают, и порядок в коровнике поддерживают идеальный. А уж какой огород возделали эти девочки, которые никогда и в деревне-то не жили! В миру две из них - Надя и Алла - скитались с родителями по городам, побирались. В школу не ходили. Полгода Надя не могла понять, чего от неё добивается молоденькая учительница Наталья Александровна, прибегавшая в монастырь ежедневно после уроков в сельской школе. Но её труды да усилия сестры Серафимы, которой назначено послушание воспитывать девочек, увенчались успехом. Все ученицы успешно закончили учебный год. От замкнутости и вспыльчивости не осталось и следа.
Путь к спасению
Почему именно сюда приехала молодёжь из "Реставроса" я спросила об этом вечером в келье Олю и Машу, только что вернувшихся из храма.
Маша - удивительная девочка, у которой в руках любая работа спорится. Месяц назад она стала студенткой. Её будущая специальность - физика наукоёмких технологий. Вот её ответ: "Я уверена в истинности Православия и нахожу этому постоянное подтверждение. Сюда мы с братом попали, наверное, по Божией воле. И вот уже второй год сюда приезжаем. Здесь уже всё родное. Пусть тебя не помнят, но ты ведь помнишь всё. Такая радость снова погрузиться в монастырскую жизнь! Радость - выполнить послушание, помолиться в храме среди своих, подумать о жизни без суеты. Здесь благодатно и чувствуешь себя лучше, испытываешь духовное равновесие. Такие места - редкость".
Ольга, студентка филфака Свято-Тихоновского православного богословского института: "О "Реставросе" впервые я слышала от знакомых. Сначала было всё равно куда ехать. По Божией милости попала сюда. Мой отец меня не понял: зачем ты едешь бесплатно работать? Но на самом деле всё иначе: мы не дармовая рабочая сила. Мы милости никому не оказываем. Наоборот - монастырь оказывает нам милость, принимая нас. Он даёт нам возможность спасать свои души. Всякий труд во благо человека, но труд монастырский действует в несколько раз сильнее. Вот ты принял послушание, а делать работу не хочется. И ты переламываешь себя, это очень важно в деле нашего спасения. Конечно, мы здесь очень сильно изменяемся. Поездка с "Реставросом" - это первый шаг к воцерковлению. Здесь вливаешься в монастырскую жизнь. Перед тобой проходят судьбы людские, и твоя - одна из них. Здесь легко исповедоваться. Легко причащаться. Благодатное место".
Но благодатно оно, потому что намолено, а молитвы - тоже труд. И труд этот не для себя...
Я вспоминала прекрасные лица послушниц: Жанна, Наташа, Лена, Светлана, Татьяна. У каждой была своя причина приехать сюда "из пучины людской суеты", как они написали в поздравлении матушке Лидии в годовщину принятия ею пострига. И теперь они молятся за всех нас, за Россию. Они на послушании у Господа Бога. Если бы все мы стали его послушниками, на земле был бы рай. Не было бы праздности, которая ведёт к растлению души и тела. Не было бы пустого и лишнего. Бытие заполнялось бы простым и необходимым трудом. И молитвами - высочайшим творением духа, поддерживающим жизнь на земле.
Тел. центра "Реставросъ"
(095)955-67-90.
Пн. ср. пт., 18:00 - 21:00.