Отложите … срамословие от уст ваших (Кол. 3, 8)
Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, найди эти звуковые волны.
Слово... Почти нематериальное понятие. Может быть, и говорить-то не о чем? Но апостол Павел предупреждает "...злоречивые... Царства Божия не наследуют" (I Кор. 6,10).
Слово - это дар Божий, то что уподобляет человека Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Одним творческим словом Господь создал наш прекрасный мир - вселенную, космос. Космос - по-гречески "красота". Слово Творца вызвало к жизни Красоту. И словом же мы пытаемся оскорбить эту красоту, осквернить её.
Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха. "Никакое гнилое слово да не исходит шуст ваших, а только доброе... " (Еф. 4,29) - учит апостол. "А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас..." (Еф. 5,3) - настаивает он. Но именуются. Гнилые слова сегодня стали нормой в языке народа. Сквернословие употребляется даже в семьях, и не только в общении между взрослыми, - зачастую детские уста оскверняются гнилыми словами.
Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюблённые. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми.
Но особенно печально то, что сквернословие по своей обыденности и распространённости многими не считается за грех.
Так было не всегда.
СКВЕРНОСЛОВИЕ - ОТ СЛОВА СКВЕРНА
Это явление приняло массовый характер в последнее время - время усилившегося наступления сил тьмы на народную душу. Матерная ругань - явное проявление зла в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна.
В словаре В. Даля, который является результатом глубокого изучения живого народного русского языка, сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное".
Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.
Грех сквернословия был осуждён на Карфагенском соборе (прав. 71):
"Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других". Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рождён и воспитан матерью.
МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ СКВЕРНОСЛОВИЯ
Не все понимают, какая беда для общества и для каждого из нас кроется в скверной брани. Мистические корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки. Когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть, придают себе более скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.
Таким образом, так называемый мат является языком общения с демоническими силами. Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальный - значит адский, из преисподней.
Но силы зла - силы исключительно зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов - погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком- грешником. И если человек сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор и отдаёт себя в руки дьявола... "От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 37), - предупреждает Спаситель.
В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной парализации речи, когда человек не может выговорить ни "да", ни "нет", он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие из непечатной брани.
Явление странное, но не одиночное, и говорит оно о многом. Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, чем остальная речь. Не бес ли, используя греховный навык человека, оказывает ему такое "благодеяние", демонстрируя свою власть над частично омертвелым телом? А что же будет после смерти? Власть демона станет полной и окончательной.
СКВЕРНОСЛОВ ЛИШАЕТСЯ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Среди православных верующих живёт предание, что Пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Её уделов на земле.
Но, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в Своих молитвах тех, кто сквернословит. Богородица не молится за тех, кто ругается матом. И в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Матерный язык есть наследие языческих времен, когда славянские племена ещё не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием.
РУССКИЙ ЯЗЫК - ДАР БОЖИЙ
Именно нашей стране, нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности.
И от этого языка отказываются матерщинники, вместо Богом данного богатства употребляя жалкий наборчик гнусных, не Богом данных слов, но подсказанных извечным врагом рода человеческого. Такие люди сознательно калечат в себе образ Божий - и это начало богоотступничества.
Сегодня продаются даже словари матерной ругани. Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают всё, чтобы народ наш учился сам себя осквернять.
Словом Бог сотворил всё. "И сказал Бог: да будет свет" (Быт. 1,3).
Слово - оружие и человеческого творчества. Слово должно нести благодать - благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него.
Сквернословием же сеется тьма.
ГНИЛАЯ РЕЧЬ РАСТЛЕВАЕТ ЧЕЛОВЕКА
Вот как говорит апостол Иаков о грехах языка: "Посмотри, небольшой огонь так много вещества зажигает; и язык - огонь, прикраса неправды... это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда... " (Иак. 3, 5-8).
Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека; мешает его приобщению к культуре, делает такого человека ненадёжным во взаимоотношениях с другими. Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения человека.
Сквернослов не только отдаёт свою душу во власть бесов, он ещё и влияет на состояние души окружающих его людей. Злоречие ожесточает его, он не щадит ни стыдливости женщин, ни детской чистоты.
А ведь любая информация преобразует, изменяет сознание. Как же может преобразовать сознание скверная брань? Только раз услышанное слово живёт в нас до конца жизни. Всю жизнь! Анестезиологи рассказывают, что под наркозом, когда ослабевает воля человека, случается, что люди, никогда в жизни не говорившие скверных слов, произносят что-то из ранее услышанной брани.
Так вырождается нравственность народа - из поколения в поколение. Сейчас это явление особенно усилилось, потому что очень многие пристрастились к сквернословию.
НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ
В прежние времена русские люди отдавали себе отчёт в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго наказывали. При богочестивых царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.
Святая Православная Церковь знает, что до всеобщего Страшного суда душу каждого умирающего человека ждёт частный суд. Душа проходит мытарства, где её истязают бесы за грехи, совершённые в земной жизни. Поэтому так страшно умереть без покаяния!
Есть люди, которые думают: погрешу немного, а потом покаюсь. Но мы видим немало примеров, когда Господь не даёт покаяния грешнику, который не собирался в своей жизни бороться с грехом.
Ныне большинство людей легкомысленно относятся к загробной жизни, не боясь гневить Бога, легко отворачиваются от Церкви, равнодушны к молитве и не желают отказываться от своих грехов. И среди самых распространённых грехов - сквернословие, заполонившее речь нашего народа.
ПРИКРЫТАЯ ФОРМА СКВЕРНОСЛОВИЯ
В последние годы появилась некоторая форма сквернословия, когда грубые слова заменяются другими, но ставятся во фразе на привычные для брани места. Иногда даже спрашивают, возможна ли такая замена? В таких случаях вспоминается вопрос Любочки из "Пошехонской старины" Салтыкова - Щедрина: "Маменька, под какое декольте шею мыть? Под большое или под малое?" Шею нужно мыть, чтобы она была чистая, а от сквернословия нужно отказываться совсем и окончательно. Мы не можем отнести слова-заменители к обычным словам-паразитам, засоряющим речь. Разве что, приравняв их к энцефалитным клещам. Ведь сущность сказанного проглядывает и сквозь завесу. Так, никого не оставляет в сомнении звуковая пищалка, прикрывающая теле- и радиоматерщину.
Да, грех сквернословия, на первый взгляд, не так тяжек как, например, аборт, блуд или грабёж. Вроде бы, что-то незначительное. Но вдумаемся, каковы результаты: человек умирает без покаяния, не получает возможности очистить душу перед священником, и, даже имея такую возможность, не может ею воспользоваться, ибо наказан Богом за грех сквернословия.
Будем помнить, что смертным может быть всякий в сознании совершённый и при этом нераскаянный грех.
Сквернословие - начало пути к ещё большему злу.
Покаемся же искренно в этом гнусном грехе, чтобы не повторять срамную речь никогда.