Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

С Днём Победы, братия и сестры!

Содержание номера       Главная страница номера

Лики на сводах смотрят с надеждой

Марина Александровна АНАШКЕВИЧ

Восстановленный Никольский собор в Мосальске

 

 Дивно хороша Калужская земля! Издревле славятся эти места своими святыми обителями - Оптиной и Тихоновой пустынями, Шамординским монастырём, святыми источниками. В одном только Мосальском уезде Калужской губернии к концу XIX в. насчитывалось более полусотни храмов. В 30-х гг. прошлого века многие из них были не только закрыты, но и уничтожены. Не избежали печальной участи и монастыри.

Во владениях мужского Боровенского Успенского монастыря были когда-то обширные земельные угодья с многочисленными деревнями и сёлами. По преданию, монастырь был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, священноиноком Ферапонтом. На утверждение созданной им обители он принёс с собой благословение своего наставника - икону Успения Божией Матери.

"Блаженный Ферапонт, ища место для основания пустынножительства, пришёл сюда в то время, когда вся окрестность нынешнего села Боровенска была покрыта густым сплошным бором. Утомлённый от пути, он лёг под тенью одного из вековых деревьев, поставя на него образ. Но проснувшись, не нашёл того на своём месте; объятый недоумением, но не потеряв упования на свою божественную путеводительницу, Ферапонт по долгом искании, нашёл икону в глубине леса, на одной из сосен...

До трёх раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение её в одном и тот же месте; приняв это за указание, что Матерь Божия благословила избрать сие самое место для вселения на нём своей знаменосной иконы, блаженный Ферапонт соорудил тут обитель, собрав братию и почив в мире, лета долга, по сем возлёг здесь же на вечный покой в основанной им же первоначально деревянной церкви во имя Успения Божией Матери" (Церковно-историческое описание монастырей, М, 1863).

Храмовая икона Успения Божией Матери, которую, по преданию, основатель бывшей обители священноинок Ферапонт получил от преподобного Сергия Радонежского, помещалась за правым клиросом в особо устроенном старинном киоте, в виде церкви с пятью главами и восьмиконечными крестами.

Храм был закрыт в 1935 году. После войны там размещались сепараторный пункт, зернохранилище и склад запасных частей для сельскохозяйственной техники. Теперь, правда, всего этого там нет и в помине, но открыт храм не для прихожан, а дождям и ветру.

Успенская церковь с приделами Рождества Христова, свт. Николая Чудотворца и свт. Василия Великого - выдающееся произведение русского зодчества, даже теперь, в полуразрушенном виде, поражает своими формами. На облупившихся стенах ещё просматриваются лики святых, но пятна сырости и грязи расползаются всё дальше.

Где теперь чудотворная святыня, где напрестольное Евангелие со среброзолочёными наугольниками? Безвозвратно утрачен и дивный иконостас, сделанный бывшими монастырскими крестьянами... О былом великолепии свидетельствуют лишь с трудом различимые, как бы покрытые голубоватой дымкой тумана, остатки росписи... Но неслучайно, видимо, на сводах нижнего храма хорошо сохранилась фреска "Всевидящее Око". В небесной голубизне зрачка зияет, как кровоточащая рана, выщербленный кирпич - пьяный безбожник выстрелил из ружья... Сквозь рваный ажур кованых решёток слабо струится свет, словно стыдясь выхватывать из мрака следы вандализма. Под ногами - серый бетонный пол бывшего склада, крошево изразцовой плитки и битый кирпич.

Пройдёт год, другой - и подняться в верхний храм будет уже невозможно: ступени практически стёрты, холодной чернотой зияют провалы. Внутри - ни следа былой красоты, только холм сгнившего зерна и птичьего помёта. На противоположной от алтаря стене - едва различимый, но неуничтожимый в вечности образ: Господь преломляет Небесный хлеб для двенадцати своих учеников... Лишь слабые контуры сидящих вкруг стола с Чашей, лики различить уже невозможно... И тут в гулкой тишине приходит мысль: что происходит с нами? Почему для нас стали невидимы лики, почему так редко встречаются человеческие лица, зато личины - сплошь и рядом?

Закон, установленный Творцом, незыблем. Иерархия существования строится сверху вниз: небесные лики - земные лица - адовы личины. Эта перспектива - обратная той, с которой мы смотрим на мир сегодня. Парадоксально, но нас вполне устраивает такой мир.

Церковь Успения Божией Матери
бывшего Боровенского монастыря

 

Я стояла в заброшенном храме, претерпевшем всё - бомбёжки, непогоду, грабежи и святотатство, смотрела на простреленное и всепрощающее Божие Око и думала о том, что под рок-музыку, наверное, удобнее всего находиться в перевёрнутом виде - на голове, вверх ногами, но ещё удобнее пинать этими самыми ногами Небо. Но не падаем ли мы всё глубже вниз - благодаря взлетающему до небес ТВ рейтингу?.. И ещё я задумалась над словом "личина", образовавшем гораздо больше однокоренных слов, чем, скажем, лицо: личный, личность, личинка... Живой организм, проходящий стадию метаморфозы. Словом, до лица ещё далеко, тем более до лика...

В двух километрах от Боровенска, в селе Быстрое, стоит церковь в ещё более плачевном состоянии, но несмотря на попытки сравнять храм с землёй, полуразрушенные стены всё ещё держатся благодаря прочной кладке. Нашлась в селе лишь одна семидесятилетняя старушка, вспомнившая, что этот деревенский храм назывался Предтеченским. Евдокия Ильинична помнит, как в мирные дни здесь венчались односельчане, а в войну - лежали раненые солдаты. Помнит и батюшку весьма преклонных лет, которого "увезли, и больше никто его не видел". А ещё "старики сказывали - давно это было, миленькая, - от железной дороги, от самых Сухиничей, что за много вёрст отсюда, мужики тащили на себе отлитые для храма колокола...".

Время разбрасывать и время собирать камни... Пришла пора возвращать историю храмов из забвения. И писать новую. Лики на сводах взирают на нас с надеждой. Хочется верить, что вслед за восстановленным Никольским собором в Мосальске тронется лёд в отношении Предтеченской и Успенской церквей (последняя объявлена памятником архитектуры и намечена к реставрации ещё в 1998 году). Архиепископ Калужский и Боровский Климент, посетив заброшенную обитель, дал своё благословение на скорое её возрождение.

Наши предки знали наверняка: если поднимется храм, будут и ягоды в лесу, и рыба в реке, и урожайный год, и лад в семьях. Ну а пока трудоспособный люд бежит из деревни в ближайшие города, сбывая дачникам дома за бесценок. А многие избы и вовсе стоят с заколоченными окнами, обросшие крапивой...

Зато в живописное село Шалово стекается всё больше народа. Возрождается Свято-Троицкий монастырь - возрождаются и близлежащие деревни. Реставрация храма Святой Троицы, возведённого двести с лишним лет назад, близится к концу. Храм действует пятый год, по молитвам Оптинского старца схиигумена Илия. Благодаря подвижническому труду братии и настоятеля иеромонаха Никона, бывшего капитана десантно-штурмовой бригады, обитель обустраивается: поднимаются здания келий, часовня. И святой источник бьёт неподалеку. Лесная тропинка ведёт к купальне, украшенной ладной деревянной главкой с крестом. После погружения в прозрачную, обжигающе студёную воду ощущаешь себя заново рождённым...

Если случится быть в Шалово, непременно посетите Троицкий собор. Там, помимо древних икон, вы увидите резной образ Николая Чудотворца, выполненный 10-летним мальчиком. Здесь братия расскажет вам, какие чудеса происходят в Шалово, где воистину пребывает благодать Божия...

 

Получатель: Калужское

епархиальное управление,

ИНН 4027023098,

р/с 40703810422240103291,

Калужское ОСБ № 8608 г. Калуга,

к/с 30101810100000000612,

БИК 042908612,

для Боровенского монастыря.


г. Мосальск, Калужской обл.

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU