События, происходящие в нашей жизни, очень часто не зависят ни от наших желаний, ни от нашей воли. Как бы мы ни старались прожить свою жизнь без огорчений, неприятностей и тяжких потерь, приходится признать, что это нам вряд ли удастся. Об этом предупреждает и Евангелие: "В мире будете иметь скорбь... " (Ин. 16, 33). В то же время Церковь устами апостолов призывает нас не печалиться, а радоваться. Более того, по православному вероучению, уныние относится к числу смертных грехов. Предлагаем беседу священника о. Вячеслава Брегеды - настоятеля Никольского храма в д. Малинники Сергиево-Посадского района с журналистом Владимиром Панковым.
- Отец Вячеслав, как же нужно относиться к неприятностям и скорбям?
- Изначально спросим себя: отчего мы печалимся и зачастую впадаем в уныние? Вот, к примеру, кошелёк потеряли - и нашла на нас печаль. На работе начальник нас отчитал - снова забота. Сосед построил новый дом, а мы живём в старом - опять горе...
Однако все эти признаки лишь обнаруживают, что наше духовное состояние неблагополучно. Точнее сказать, такая печаль - нравственно нездоровая, суетная.
Святитель Иоанн Златоуст в поучениях преподаёт нам уроки христианского поведения в подобных случаях. Если, например, у кого-то воры украли имущество, нужно не огорчаться и унывать, а со смирением просить Господа, чтобы Он принял это как жертву от нас, и благодарить Его за попущенные скорби. Печалиться нужно лишь тогда, когда мы согрешаем и теряем близость к Богу. В Ветхом Завете повествуется о том, как праведный Иов, лишившись всего своего богатства, потеряв детей, поражённый затем проказой, не переставал славить Господа, говоря: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (в землю). Бог дал, Бог и взял; да будет имя Господне благословенно!" (Иов. 1, 21). Конечно, мы, грешные, далеки от такого высокого духовного состояния и понимания происходящего, однако нам необходимо хотя бы знать, к чему нужно стремиться.
- Почему уныние относится к смертным грехам? На первый взгляд, человек ничего плохого вроде бы не совершает, никому не причиняет зла?
- Всё множество различных греховных проявлений, которые свойственны падшей человеческой природе, можно условно разделить на три вида: грехи против Бога, против ближнего и против самого себя. Не буду подробно на этом останавливаться, скажу только, что согрешая упомянутым грехом, человек не только травмирует свою душу, помрачая в себе образ Божий, но и перестаёт уповать на Его благий Промысл о каждом из нас, тем самым удаляя себя от Творца и Создателя своего. Ведь по утверждению святых Отцов, разумная душа дороже всей Вселенной. Такое состояние человека в полном смысле можно назвать душевной болезнью. Начальная ступень этой болезни - печаль, затем уныние, которое нередко переходит в отчаяние. Как известно, Иуда после предательства Христа впал в отчаяние и совершил самоубийство - самый тяжкий из всех грехов.
Преподобный Силуан Афонский так советовал: "Держи ум твой во аде, но не отчаивайся".
- Одна из евангельских заповедей гласит: "Блаженны плачущие...". Очень часто люди и плачут, и одновременно унывают, и наоборот. Нет ли здесь противоречия с вышесказанным ?
- Плач - одно из свойств человеческого духа. Иногда это свойство обнаруживается даже у животных. На первый взгляд может действительно показаться, что Церковь призывает скорбеть, унывать. На самом деле в Евангелии речь идёт о покаянном плаче, когда человек, оплакивая свои грехи, исполняется решимости направить свою жизнь в богоугодное русло. Именно плачущие блаженны, т. е. истинно счастливы.
В жизни мы видим, что плач, как, впрочем, и радость, бывает разного происхождения. Например, сын вернулся с фронта, и мать от внезапно нахлынувшего счастья плачет. Здесь мы видим естественное проявление высоких человеческих чувств, это - слезы радости. Если же кто-то плачет от зависти или, напротив, радуется о том, что у соседа украли машину, это неправильные, духовно ущербные чувства, своего рода "катаклизмы" повреждённой человеческой природы.
У Феофана Затворника в одном из его произведений имеется описание случая, когда бес решил обратиться к Богу и спросил, что ему нужно сделать. Господь повелел ему принести самое чистое на земле. Бес принёс слезу кающегося грешника, и действительно, чище её на земле ничего нет.
- Многие из нас очень тяжело переносят потерю близких, дорогих людей. Некоторые отчаиваются. Горе пытаются "залить" вином... Что вы посоветуете?
- Да, мы действительно печалимся, скорбим о потере близких, и смириться с этим очень непросто. Однако нужно всегда помнить о всеобщем Воскресении и Страшном Суде и ясно осознать, что наше расставание временно. Смерть нас разлучает, но не навсегда. К сожалению, многие люди по маловерию или неверию таких истин воспринять не могут. Для них это область религиозной фантазии и предрассудков. Что сейчас пишут на могильных плитах или памятниках? Чаще всего: "Помним, скорбим". А, например, в римских катакомбах писали: "Спи, брат, отдыхай до всеобщего Воскресения. Встретимся на Страшном Суде".
Нашу жизнь нередко называют "житейским морем". Главное - в тяжких, трагических обстоятельствах не терять самообладания. С Божией помощью всё возможно преодолеть.
Есть здесь и другая сторона. Нередко люди через скорби и страдания обретают веру и впервые переступают порог храма. У меня немало таких прихожан, которые говорили мне, что если бы в их жизни не случилось скорбей, они вряд ли бы нашли дорогу к храму. Во всём необходимо видеть Промысл Божий.
- Выходит, огорчения и скорби приносят нам больше духовной пользы, чем удовольствия и радости?
- Несомненно. Ибо "многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие" (Деян. 14, 22).
Необходимо учиться мужеству. Очень ценно, когда человек это понимает и старается преодолевать искушения и всякого рода жизненные коллизии. Приведу ещё одно изречение из Евангелия: "Мужайтесь, - говорит Христос, - Я победил мир" (Ин. 16, 33). Но мы, к сожалению, в большинстве своём живём по иным принципам. Хотим, чтобы всё у нас было хорошо, беспечально, и подобное мировоззрение и отношение к жизни прививаем и своим детям. Говоря языком мореходов, сами не готовимся к возможным штормам и бурям и детей растим неподготовленными и малодушными. Отсюда и неустроенность нашей жизни.
Апостол Иаков учил: "С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1, 2-4).
У карагандинского старца Севастиана была фотография на столе. Когда у него спрашивали, кто запечатлен на ней? Он отвечал: "Мой благодетель. Через него я получил 10 лет тюрьмы и стал тем, кем являюсь. Я постоянно за него молюсь".
Вот пример христианского отношения к жизни, осознания благости Промысла Божия во всех, даже трагических, обстоятельствах. Ибо сказано: "Молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44).
- Немало житейских примеров, когда люди имеют очень серьёзные заболевания и на протяжении многих лет, а иногда и всей жизни, тяжко страдают. Что вы можете им посоветовать?
- По учению святых Отцов, главное, чтобы был здоров наш внутренний человек, т. е. наша душа. Внешние болезни они почитали за ничто и благодарили за них Бога. Самое трудное и трагичное, когда болящий не может претерпеть свою болезнь с кротостию и смирением. Но и в таких случаях отчаиваться не нужно. Иисус Христос, когда шёл на Голгофу, изнемогая, не мог понести Крест. Нёс его Симон Киринейский. Так бывает и в нашей жизни: человек не имеет сил понести крест своей болезни. Тогда нужно молиться и просить помощи.
И Господь поможет.
Приход Никольского храма в д. Малинники Сергиево-Посадского р-на Московской области просит оказать посильную помощь в восстановлении здания церкви.
Наши реквизиты:
Сергиево-Посадское ОСБ № 2578 Среднерусского банка СБ РФ,
р/с 40703810040380101794, к/с 30101810900000000323,
БИК 044552323, ИНН 5042049783.
E-mail:viacheslav@tsinet.ru
http://www.tropinka.orthodokxy.ru/h_malinn/index.htm
д. Малинники, Сергиев-Посадского района