2 мая - 275 лет со дня рождения императрицы Екатерины II
Можно по-разному относиться к личности Екатерины Великой, но неоспоримо, что если Пётр I прорубил окно в Европу, то она царственно в Европу вошла через парадную дверь и заставила её, мудро используя неистощимые силы нашего народа, считаться с Россией, признать её полноправным европейским государством.
Эта немецкая девочка, приехавшая к нам из крошечного княжества, была поражена мощью и величием России, она искренне полюбила всё русское, ценой огромных усилий стала по-настоящему русской царицей-матушкой. Пётр I только обозначил себя императором, поставил задачу, а она решила её. В годы правления Екатерины II Россия стала величайшей империей мира и оставалась таковой до 1991 года. Стало быть, фундамент она заложила крепкий, а для этого требовались недюжинный ум, твёрдость, мужество и широта души в сочетании с немецкой расчётливостью и практичностью.
Шестнадцатилетнюю принцессу привезли в Петербург из захолустного Штеттина, и в 1745 году она, приняв Православие, стала женой наследника, Петра III, будущей царицей.
В отличие от Петра III, Екатерина очень ответственно отнеслась к предстоящему ей поприщу. Она училась, внимательно ко всему вокруг приглядывалась, выстаивала непривычно долгие для неё православные богослужения, впитывала в себя русский дух, своим приветливым и скромным поведением скоро снискала себе многочисленных доброжелателей.
Ночью 28 июня 1762 года Пётр III в результате заговора гвардейцев был свергнут с престола. Вслед за гвардейцами Россия присягнула Екатерине как своей императрице.
В манифесте, который обнародовала Екатерина II, вступая на престол, она пространно доказывала, что политика Петра III была не православна и не национальна, и потому отречение его от власти было государственной необходимостью.
Общеизвестно временное увлечение императрицы французским либерализмом, но пугачёвский бунт и французская революция отрезвили её.
К сожалению, она так и не поняла, зачем в России так много монастырей, что они вообще делают, эти монахи? И потому отняла земли у обителей. Бедные монастыри, где было мало паломников и жертвователей, не выдержали этого удара и вконец разорились. Одним словом, Екатерина II понимала Российскую империю, но не понимала, что стержень её - Святая Русь. Уничтожь этот стержень - и всё рассыплется как карточный домик. Однако сие деяние не в силах человеческих, а в руках Божиих.
А по всем остальным вопросам она вела мудрую политику. Зорко приглядываясь ко всему и всем, Екатерина II умело лавировала, отступала, наступала и, главное, понимая, что одной ей не справиться, смогла окружить себя преданными талантливыми помощниками.
С самого начала царствования она поставила своей целью умножение величия России, и потому вошла в историю как Екатерина Великая. Во внешней политике Екатерина II поставила перед Россией задачи, которые не смогли разрешить ни Пётр I, ни его предшественники. Необходимо было взять у Турции Крым и северное побережье Чёрного моря, чтобы замкнуть на юге естественные географические границы империи. На западе надо было освободить от польско-католического владычества древнерусские земли с угнетённым православным населением. Мы знаем, что обе эти задачи Екатерина Великая решила: Россия стремительно расширялась к югу и к западу; народонаселение увеличилось на 12 миллионов. Конечно, во главе полков, подобно Петру I, она не ходила. Её заслуга в том, что она дала свободу действия могучему гению Суворова, Ушакова, Потёмкина. О Потёмкине (он умер ещё при жизни императрицы) ничтожные завистники каких только небылиц ни сочиняли: был, де, этакий ленивый барин, всегда в халате, на диване, и построил он только "потёмкинские деревни". Между тем, этот человек богатырского здоровья умер в сорок лет, в дорожной кибитке, почти на поле брани. Потёмкин был главной опорой Екатерины и завоевал, застроил он всю Новороссию и Крым. Услышав от него о Суворове, она сказала: "Надо поощрять, выдвигать такого человека". Сама пригласила его к себе, осыпала его милостями, наградами. Так же обласкан был и герой, а ныне святой Фёдор Ушаков.
Военное могущество России было доказано, империя обрела и сознание своей силы.
Отдавая дань великой государыне Екатерине II, мы по справедливости должны признать, что если во внутренней политике она сделала много ошибок - унизила духовное сословие, наложила ещё более тяжёлые повинности на крестьян - то во внешней политике Екатерина II достигла блестящих результатов. И потому наш народ сохранил о ней добрую память, и не нам, потерявшим все её завоевания, слабым потомкам, судить её.