Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

С Днём Победы, братия и сестры!

Содержание номера       Главная страница номера

"Сильна молящихся рука…"

Елена Владимировна КОНДРАТЬЕВА

 13 мая - 200 лет со дня рождения Алексея Степановича Хомякова

 

Сегодня русский человек пребывает в растерянности. Он и хотел бы строить свою жизнь по Божиим заповедям, да годы богоборчества сделали своё дело: человек во всём сомневается. Но русская душа не может без Бога. Об этом свидетельствуют и частные судьбы людей, и вся история государства Российского. Жизнь и творчество Алексея Степановича Хомякова - яркий пример пути православного христианина. Он явил собой легко узнаваемый на Руси тип светского христианина: благообразный, радостный, творчески активный. В истории русской культуры XIX века богослов, философ и поэт Хомяков занимает особое место как человек, последовательно отразивший в своём творчестве веру в Бога. С детства он впитал в себя веру православную, никогда не сомневался в догматах христианства, постился, молился, посещал храм. Его личная жизнь христианина помогла ему понять душу русского человека и отразить её особенности в богословских, философских и поэтических трудах.

В оценке творчества Н. Бердяева А.С. Хомяков и его соратники - славянофилы впервые осмыслили русское национальное самосознание как религиозное по преимуществу. Впервые природу и истоки русского духа они увидели в Православии. В программной статье "О старом и новом" А.С. Хомяков и определил будущий облик России как нравственный и христианский.

В теоретических и публицистических статьях А.С. Хомяков не мог полностью себя выразить. Чувства, эмоции, житейский и религиозный опыт требовали поэтического выражения. Стихи он писал всю жизнь.

Хомяков - поэт очень тонкий. Он не учит, не назидает, всуе не использует библейские сюжеты. Он религиозен по духу, по настроению, по глубине проникновения в предмет изображения.

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг

в терпеньи,

Любви и мольбе.

Свой жизненный опыт поэт проверяет духовными ценностями, утверждается в них, и поэтому читатель не остаётся равнодушным. Происходит поэтическое превращение обычных слов в религиозно и эстетически насыщенные слова. И тогда религиозные истины, к которым человек стремится уже осознанно, становятся прекрасными.

Постоянное соотнесение жизненных ситуаций с христианскими ценностями научают Хомякова преодолевать личные страдания, и в лучших своих стихах он поднимается до высоты поэтических открытий. В пустой детской комнате он пишет стихотворение на смерть своих детей:

"О, дети, в глубокий полуночный час

Молитесь о том, кто молился о вас,

Молитесь, да будет и с ним благодать,

Любовь Вседержителя Бога".

Читатель становится свидетелем преодоления страдания через молитву. Особенности поэтического языка Хомякова в том, что духовные ценности преобразуются в эстетически значимые: да, рай на земле утрачен, но жизнь в Боге - прекрасна.

По описанию современников, А.С. Хомякова отличала цельность натуры, последовательность в поступках и суждениях, требовательность в исполнении христианского долга. Терпение и молитва были для него внутренним стержнем жизни, осмысленным напряжением воли. Он излучал уверенность и твёрдость.

Глубокое смирение было основой его духовной жизни. Но в смирении философ и поэт Хомяков видел не только подчинение обстоятельствам, но и способ преодоления житейских невзгод. Поэтические строчки Хомякова: "сильна молящихся рука..." можно считать программными.

По мысли Хомякова, полнота индивидуального бытия совершается только в храме. В своём творчестве он раскрыл особый тип русского человека, который остаётся загадкой для многих и по сей день.

Стихи о русском народе, о России занимают особое место в поэзии А.С. Хомякова. Идея избранничества России была чужда Хомякову. Его любовь к Родине была строгой и разумной. В российской истории много греха, но вот за то, что Россия смиренна и способна каяться, Господь и определил ей особую миссию:

Хранить племён святое братство -

Любви живительный сосуд,

И веры пламенной богатство...

И правду, и бескровный суд.

Представления о России и русском народе в течение жизни у Хомякова не менялись, его убеждения лишь укреплялись. В зрелые свои годы Хомяков опять пишет о покаянии и смирении как высших ценностях для России. В стихотворении "О, Русь моя!" он видит Россию "в силе трезвенной смиренья... грозна, прекрасна... ангел Бога - с огнесверкающим челом".

По своим политическим взглядам А.С. Хомяков был консерватором, сторонником патриархального быта. Ему принадлежат уникальные строчки о "цветущей тишине" как идеальном способе существования России. А жизнь с Богом - это и залог личного спасения и благоденствия России.

Свою веру Хомяков подтвердил и последним своим часом. Нестарый ещё человек, Хомяков заболел холерой. Он соборовался в сознании, сам держал слабой рукой свечу, потом перекрестился и умер.

В своём творчестве А.С. Хомяков сумел отразить вечные истины, понятные русской душе. И сегодня томимый "духовной жаждою" русский человек может заново обрести в поэзии Хомякова непреходящие ценности.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU