Н.А. Бруни. Овчая купель. 1885 г. |
2 мая - Неделя о расслабленном
Лежали расслабленные, хромые, слепые у купели, из которой поили овец, и ждали чуда. Больше им не на что было надеяться. Многие лежали здесь годами, но Господь подошёл только к одному из них. Он, Творец Вселенной, мог всех исцелить мгновенно, но исцелил только одного. Почему? Чем тот был лучше других? Да ничем. Все мы грешные. Все духовно расслабленные и нуждаемся в исцелении, - все, всё человечество во все времена, но Бог так уважает богоподобие человека, которое заключается в его свободной воле, что ничего не творит с нами насильно, без нашего желания. Что же, значит все мы духовно расслабленные, не желаем исцеления? Конечно, не желаем, иначе давно получили бы это.
Мы живём так, как будто не знаем, что наделены образом и подобием Божиим. Без этого непостижимо высокого божественного дара человек не мог бы достигнуть равноангельского состояния души, не мог бы войти в Царствие Небесное.
У всех в равной мере есть свободная воля, и на каждом неотвратимо лежит ответственность, каждый сам должен решить, катиться ли ему вниз (это легко, но внизу-то - тёмная пропасть) или карабкаться вверх, неся крест свой. Главная в жизни возможность добровольного выбора крестного подвига, ведущего в Царствие Небесное, куплена для нас дорогой ценой крестных страданий Христа. И теперь Господь каждому из нас говорит: "Сыне, даждь ми свое сердце. Не хочешь? Ну что ж, ты - свободен".
Эту богоподобную широту возможностей, желаний, решений человека остро чувствовал Фёдор Михайлович Достоевский, и потому вложил в уста своему герою Дмитрию Карамазову такие слова: "Широк человек! Я бы сузил". Да, человеческому сознанию так хочется "сузить". Особенно сильно в подростковом и юношеском возрасте нас мучает вопрос выбора смысла жизни: куда идти - вверх или вниз, направо или налево? И Господь даёт подсказки, но выбирать приходится всё-таки самому.
Древние греки, чтобы решить этот неразрешимый человеческой логикой вопрос, - как это Бог мог ограничить Сам Себя свободой воли человека, - придумали понятие о фатуме. Мол, не волнуйтесь, всё предопределено. Великий инквизитор в романе "Братья Карамазовы" Достоевского даже упрекал Христа за то, что Он отнял у людей такую спокойную стадную философию: "Только мы, сильные и мудрые, можем понести эту тяжёлую ношу свободы, а остальным она не нужна... Мы всё решим за них...". Ты заблуждаешься, мудрый инквизитор. Каждый неотвратимо решает сам.
Да, мучительно трудно решить, куда направить вектор своих желаний. И вот среди тех расслабленных, кто лежал у овчей купели, только один решил. 38 лет он решал: хочет ли здрав быти? И наконец решил. И тут же пришёл к нему Господь, ещё раз удостовериться в его решимости: "Хочешь ли здрав быти?" - "Хочу!" - твёрдо исповедал расслабленный. Только это и нужно было. Всё остальное Бог дал ему даром, ибо сам себя человек духовно исцелить не может. А наша расслабленность именно духовна. Исцеление этого расслабленного - образ всего человечества. Да, увы, из тысяч только один хочет здрав быти. В день празднования памяти исцеления расслабленного у овчей купели заглянем в свою душу: какие желания таятся в нас на самом деле? И если Бог даст (при нашей-то слепоте!), то мы увидим, что не только не желаем духовно выздороветь, но даже и не потрудились понять, что это такое - здравым быти? А если и поняли, то не в состоянии понести высоты своего призвания: "Будьте, как Отец ваш Небесный". Но мы можем всеми силами души хотеть этого, и тогда Господь исцелит, воскресит мёртвые души наши.
Святая Церковь и вспоминает вскоре после праздника Воскресения Христова евангельское повествование об исцелении расслабленного, чтобы мы, наконец, поняли, для чего живём.