30 мая - День Святой Троицы. Пятидесятница
В праздник Пятидесятницы все храмы в цветах, берёзовых ветках, и пол устлан травой. Рай расцветает там, где присутствие Духа Святого, и Церковь поёт как бы на новом языке, потому что обычные земные слова не могут описать того, что принадлежит Отцу Небесному, Сыну Божию и Духу Святому. В молитве Пятидесятницы каждый понимает то, что говорится на всех языках, потому что слова воспринимаются не только слухом, произносятся не одними устами. Впервые после Пасхи мы преклоняем колена, и в нашем покаянии - все исповеди, которые мы приносили священникам, и все, которые когда-либо принесём.
Все святые преклоняют колена с нами, и все святые священники принимают наше покаяние - преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, но не имеет значения, какой священник и какой святой занимает это место, потому что Сам Дух Святой принимает эту нашу исповедь. Сам Господь, Пресвятая Троица исповедует грешника и отвечает ему.
Мы молимся Богу Живому, в трёх Лицах покланяемому - с Ним наша встреча сегодня. Мы опечалили Отца, Сына и Святого Духа, и Отец, Сын и Дух Святой прощает нас. Мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, и мы должны обрести способность исполнить должным образом наше служение в Церкви.
Где Дух Святой, там прощение грехов. Семьдесят раз по семь в течение каждого дня Он прощает мне мой грех, и вся жизнь Церкви - это коленопреклоненная молитва, чтобы наши грехи были нам прощены, чтобы никто не терял никогда надежды. "Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих... Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим. 5,15-17).
Мы знаем, что Христос совершил дело нашего спасения во плоти, умерев на Кресте, воскреснув, вознесшись на небеса и воссев одесную Бога Отца. Поскольку смыслом дела Христова является наше спасение через оставление грехов Его крестною жертвой и восстановление отношений между Богом и человеком, в Пятидесятницу даром Святого Духа, посланного от Отца, нам открывается общение любви, к которому призываются чада Божий. Этот день - наше приобщение Божественной любви и усыновление Отцу Небесному. Об этом дне Господь сказал: "В тот день будете просить во имя Мое и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога" (Ин. 16, 26-27).
Сам Отец любит нас и посылает Духа Святого, Духа Отчей любви. Как восклицает апостол Павел, "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5,5). Это значит, что мы призываемся принять этот великий день Пятидесятницы, принять любовь Отца к нам, которую Он излил на человеческий род после того, как Сын Божий открыл нам путь искупления и спасения, омыв Своей Кровью все наши грехи и примирив нас с Отцом Своим Крестом.
Накануне праздника Пресвятой Троицы и в сегодняшних коленопреклоненных молитвах Церковь совершает сугубое поминовение всех от века усопших. Смерть есть отсутствие любви. Она потому и существует, что любовь как полнота жизни разрушается грехом, и восстановить разрушенное может только Христос Бог. Когда умирает другой человек, мы ничем не можем помочь ему, только Богом, только Самим Христом. И это значит, нашей верой и нашей любовью - жизнью по вере. Нашей молитвой, которая становится крепкой, когда вся Церковь молится, соединяя своё воздыхание с ходатайством Церкви Небесной, особенно в Божественной Литургии, когда Кровью Христовой омываются души всех, за кого приносится Жертва. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что добрый человек - это тот, кто не боится смерти. А святой - тот, кто смерти желает, потому что знает, что смерть - это Пасха, соединение с жизнью Пребожественной Троицы.
Велика тайна любви Божией. Той же любовью, которой Бог Отец любит Своего возлюбленного Сына Единородного, Бог восхотел в этот день возлюбить нас и излить Духа Своего Святаго видимым для всех образом. Из рабов, какими мы были, Он сделал нас чадами Божиими и вознёс от земли на небо к славе Своего Божественного Сына. Об этом молился Христос Отцу Небесному накануне крестных страданий - "любовь, которою Ты Меня возлюбил, да будет в них" (Ин. 17, 26).
Эта равность любви Отца Небесного к Своему Сыну Единородному и Его любви к новому человеку, открывшаяся в Сионской горнице, превосходит всякое разумение. Любовь Отчая, излившаяся Духом Святым на Сына Единородного, отныне изливается на обновлённое человечество, на всех, кто принимает искупление и усыновление во Христе. Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы открывает историю Церкви - Церкви Единой, Святой, Соборной и Апостольской. С этого дня Церковь растёт и распространяется под водительством Духа Святаго. Её история пишется день за днём, слезами и скорбями, в противостоянии духу мира сего, ибо принятие человеком Духа Истины в мире сем, лежащем во лжи и во зле, означает объявление войны духу лжи. Если мы подлинно возлюбили истину и вступили в завет со Христом, чтобы хранить высший дар, который Он нам даровал - усыновление Богу Отцу - значит, мы неизбежно вступаем в противостояние врагу.
Никто из тех, кто Христов, не может избежать этой войны. Сам Христос открыто возвестил об этом Своим ученикам в конце Своего служения перед самым восхождением к Отцу: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое... Когда придет Утешитель, Дух Истины, Он будет свидетельствовать обо Мне и вы будете свидетельствовать" (Ин. 15, 18-21, 26-27).
Идёт ли речь о сражении всей Церкви или о сражении, которое ведёт каждый крещёный человек, принявший помазание Духа Святого - мы не одни в наших испытаниях. Сегодня зло достигает последнего напряжения, и мы призываемся понять глубину происходящего. Причина и смысл всех потрясений, революций и войн - в той войне, которую ведёт мир против Церкви и которая направляется диаволом против нас. Мы не должны никогда рассматривать их чисто индивидуально или отдельно от единого, всё охватывающего сражения. Пусть порою кажется, что искушения зла превосходят силы каждого из нас, но Бог Дух Святой бдит, чтобы они не были больше того, что может вынести каждый верующий человек - по мере своей веры и крепости своего терпения.
Будем помнить, что это нам Богом дано. Этими испытаниями Бог ведёт нас в Небесное Царство. Он не оставляет нас одних вести эту войну одними нашими, слишком немощными силами, открывая нам путь к победе, ибо Он победил князя мира сего. "Мужайтесь, - говорит Он, - Я победил мир, ибо идет князь мира и во Мне не имеет ничего".
Он даёт нам власть побеждать во имя Его все силы зла и все дела тьмы при условии, если мы держимся Его имени и преклоняем колена Духу Святому с покаянием и смирением. Духом Святым нам открывается, куда идёт мир, что будет с нами и что мы будем. Чем страшнее тьма, чем ближе конец мира, тем ближе Пришествие Христово со славою, явление Нового Неба и Новой Земли. Тем осмысленнее наша надежда, тем яснее для нас победа Божия и наша победа.