Многие христиане считают, что пост установлен только для
того, чтобы подчинить тело душе. И действительно, святитель Григорий
Богослов назвал тело "ночной и страстной служанкой". Душа - царица,
плоть - её раба, которая должна участвовать в славе своей царицы.
Но эта "раба" своенравна, непослушна, склонна к мятежам, и поэтому
её часто надо силой принуждать к повиновению.
Однако это только одна сторона поста. Есть другая, ещё более
важная: укрощение душевных страстей для того, чтобы мог пробудиться
и действовать дух. Пост подразумевает ограничение в пище, редкий
её приём, исключение скоромных продуктов. Душевный пост также
должен включать в себя: ограничение в восприятии внешних впечатлений
(пища души); сокращение объёма информации, исключение того, что
раздражает страсти; более длительные периоды уединения, молчания,
безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность
познать свои грехи и осуществить главную цель поста - покаяние.
С постом несовместимы все виды развлечений и зрелищ, лёгкое чтение,
шутливые разговоры, посещение мест и домов, где царит мирской,
нецерковный дух, - всё то, что рассеивает человека, отвлекает
ум от молитвы, а сердце от покаяния.
Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется
в сознании в виде греховного образа и, наоборот, греховный образ,
воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце. Сценой,
на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во
всём их разнообразии, в наше время является телевизор. Он похож
на источник постоянной радиации, который "облучает" психику людей.
Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в
пространстве его голубого экрана находится сгусток всех чувственных
страстей, жестокости, преступлений. То, с чем в прошлые века человек
мог соприкоснуться лишь однажды или несколько раз в жизни (скажем,
картина убийства), теперь он видит каждый день. Кажется, что телевизор
поймал земной шар, как мяч, в свою сетку. Он дотянулся до вершин
гор, проник в тундру и тайгу, вошёл, как хозяин, почти в каждый
дом.
Телевизор потакает самым низменным страстям человека: даже в
нравственные как будто постановки вкраплены сексуальные сцены,
- может быть, из опасения, что зритель заснёт от излишнего морализирования;
а иногда эти сцены представляют собой главное содержание всей
передачи. Человек, включая телевизор, добровольно впускает в свою
душу нечистые образы и мысли.
Говорят, что демоны сами не могут совершать блуд, но обитают
около тех мест, где творится мерзкий грех, мысленно наслаждаясь
им, по выражению древних христианских писателей, "обоняя смрад
блуда и крови".
Подобно этому, зрители теле- и видеофильмов питаются "медитацией
секса" и в то же время без всякого зазрения совести считают себя
самыми порядочными людьми: они оскорбились бы и пришли в негодование,
если бы кто-нибудь назвал их духовными развратниками и блудниками.
Некоторые говорят, что они совершенно бесстрастно смотрят эротические
фильмы. Это самообман: если бы они были бесстрастны, то не теряли
бы время на подобные занятия; именно пленённая страстями душа
приковывает их к телевизору, и они отходят неудовлетворёнными,
если не получают привычного "допинга".
В древности Церковь на долгие годы отлучала от причастия блудников,
так как этот грех пропитывает смрадным ядом все поры души и тела,
и нужно продолжительное время, чтобы человек очистился и отрезвился.
Блудник духовно мёртв, пока не принесёт искреннего покаяния и
не исполнит епитимьи. После просмотра эротических передач по телевизору
человек присутствует в церкви, как мёртвый, которого принесли
для отпевания; кажется, что он стоит в храме, но его там нет,
его душа не чувствует благодати, не может искренне молиться.
Покаяние подразумевает волевое желание и решимость больше не
совершать греха, а здесь человек, вернувшись домой из церкви,
иногда даже после причастия, проводит долгие часы около телевизора.
Он не только духовно опустошён, в нём постепенно отмирает сама
способность искренно каяться, то есть возможность вернуть потерянную
благодать.
Другая "инъекция зла", которую получает человек от телевизора,
это просмотр сцен убийств и насилий, к которым он привыкает. В
древнем Риме борьба гладиаторов в цирке, бой людей с дикими зверями
и другие подобные "увеселения" привлекали многотысячные толпы
народа. Девиз римской толпы был: "хлеба и зрелищ", как будто в
этих словах заключалась вся жизнь. Самым захватывающим зрелищем
для черни были льющаяся кровь и предсмертная агония.
Так и телевизор постепенно делает из людей садистов, которые
спокойно и с тайным наслаждением смотрят на мучения и смерть.
Если бы в них остались человеческая любовь и сострадание, то они
в ужасе отвернулись бы от этого кошмара. Но телевизор сделал преступление
и жестокость обыденностью. Попробуй кто-нибудь сказать, что ему
противно и страшно видеть сцены насилия и убийств, его посчитают
за истерика и нервнобольного. Если человек скажет, что считает
ниже своего достоинства смотреть на сексуальные картины, то ему
открыто заявят, что он "ханжа" и его взгляды старомодны.
Душа имеет три способности: разум, эмоции и волю. От неразлучной
дружбы с телевизором воля у человека ослабевает, как у тех, кто
часто принимает сеансы гипноза; чувства притупляются и требуют
всё новых, более острых, ощущений и "допингов"; разум порабощается
сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в
каком-то фантастическом мире. У разума две силы: образное и логическое
мышление. Излишне обильная, хаотическая информация развивает низшую
механическую память, но подавляет творческую силу и энергию.
Принятие неконтролируемой информации в гипердозах похоже на хроническое
переедание. Ум становится дряблым и пассивным, превращается в
потребителя чужих мыслей и идей. Картины, которые человек видел
на экране, остаются в его подсознании, мелькают в сновидениях,
как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык - болтливым.
Защитные силы психики истощаются, будучи не в состоянии справиться
с лавиной впечатлений. Где уж тут найти время для духовного делания,
для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого
себя, словно он живёт в каком-то выдуманном мире.
Святые Отцы говорят о том, что существует три вида деятельности
ума: духовная - это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы;
душевная -рассуждение и воображение. При этом воображение - самый
низший вид мышления, соединённый с чувственными страстями и фантазией.
Святые Отцы заповедали нам пребывать в непрестанной молитве, давая
место рассудочному размышлению, только когда это нужно в практической
жизни, и бороться с воображением, как со своим противником. А
постоянный бездумный просмотр телепередач способствует обратному:
развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере
молитвы.
И потому человек, проводящий время у телевизора, похож на обжору
и пьяницу, который глотает всё без разбору и при этом считает,
что он держит пост по всем уставам Церкви. Подумайте об этом!