Палестинская трагедия - это не локальная драма.
Это трагедия всего мира, так как она порождена несправедливостью
и представляет угрозу всеобщему миру.
Арнольд Тойнби, английский историк
"Евреи - наши двоюродные братья, мы сосуществовали
на протяжении веков. Сионизм выдвинул проблему, - и мир между
евреями, арабами и христианами стал невозможным. Мы можем жить
в одном доме, но никто из нас не может захватить весь этот дом
и выгнать из него остальных".
Гамаль Абдель Насер, президент Египта
1965-70 гг.
Напряжённость на Ближнем Востоке не спадает. Акты насилия и кровопролития
в зоне арабо-израильского конфликта не прекращаются, несмотря
на все усилия посредников. По мнению некоторых западных аналитиков,
дальнейшее продолжение противостояния между палестинцами и израильтянами
чревато опасностью вылиться в новую широкомасштабную войну на
Ближнем Востоке и окончательно подорвать надежды на возобновление
мирного процесса.
Подобное развитие событий в таком ключевом регионе мира, как
Ближний Восток, вызывает не только серьёзное беспокойство и тревогу
во всём мировом сообществе, но и множество вопросов. Например,
чем вызван столь резкий виток насилия и вражды между палестинцами
и израильтянами? Почему арабы-палестинцы и евреи, принадлежащие
к одной и той же этнической группе семитских народов, не могут
ужиться в одном доме - Палестине? Чем объяснить тот факт, что
новый "взрыв" в переговорном процессе произошёл как раз накануне
провозглашения независимости палестинского государства? Наконец,
возможно ли вообще достижение мирного решения палестино-израильского
конфликта в ближайшей исторической перспективе?
Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. В более или менее
полной форме разрешить их вряд ли возможно без того, чтобы не
коснуться коренных причин арабо-израильского конфликта, связанных
с некоторыми особенностями возникновения государства Израиль и
его внешнеполитической стратегией на арабском Востоке.
Как известно, идея построения в Палестине еврейского государства
восходит к 1897 году, когда состоялся 1-ый сионистский конгресс
в швейцарском городе Базеле, положивший начало сионистскому движению.
Как писал "отец" сионизма Теодор Герцль в своих "Дневниках", употреблявшееся
слово "ноте" - "дом" или "очаг" заменяло слово "государство" в
целях дипломатии. "Не надо беспокоиться, -пояснял он. - Люди прочтут
его (то есть слово "ноте") как "еврейское государство". В тех
же "Дневниках" Т. Герцль признавался: "Если бы я должен был суммировать
базельский конгресс, а я остерегусь говорить это публично, - то
это звучало бы так: в Базеле я создал еврейское государство. Если
бы я сказал это сегодня вслух, ответом бы мне был всемирный смех.
Возможно, через пять лет, а возможно, через 50 лет это будет знать
каждый". В те годы мало кто в мире серьёзно верил в вероятность
осуществления сионистского плана построения еврейского государства
в Палестине. Многим этот план казался несбыточной мечтой или просто
химерой: слишком сильно отличались социально-экономические и политические
условия в Палестине от тех комфортных условий, в которых жили
евреи в европейских странах. Что могло побудить их сняться с насиженных
мест и "искать счастья" в этой стране? Слишком острым было и соперничество
Англии и Франции за господство над Палестиной. Однако, как это
не парадоксально, именно это соперничество держав и их стремление
использовать еврейскую иммиграцию в Палестину в качестве орудия
колониальной политики, помогло сионизму "встать на ноги", а затем
и приступить к осуществлению своих планов создания еврейского
государства в Палестине.
29 ноября 1947 г., через 50 лет после сионистского конгресса,
Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию
№ 181/11, которая предусматривала прекращение действия британского
мандата на Палестину и её раздел на два государства - еврейское
и арабское.
В соответствии с этой резолюцией в ночь с 14 на 15 мая в Тель-Авиве
была провозглашена Декларация об образовании еврейского государства
Израиль. Следует подчеркнуть, что создание государства Израиль
произошло на основе политического решения, без учёта мнения коренного
арабского населения, составлявшего в то время 2/3 всего населения
Палестины. Это обстоятельство, по мнению некоторых исследователей,
ставило под сомнение саму легитимность решения ООН и провозглашённого
государства Израиль.
Создание государства Израиль на земле Палестины, бывшей с VII
века неотъемлемой частью арабского мира, возможно и не привело
бы к затяжному арабо-израильскому конфликту, если бы евреи - иммигранты,
преимущественно из стран Восточной и Центральной Европы, относились
к палестинским арабам, как к равным, или если бы они интегрировались
в арабскую среду. Однако, как признавал Артур Кестлер, "арабы
были для них (еврейских иммигрантов) политической проблемой, но
никак не нравственной или человеческой. <...>
Сионисты рассматривали себя в качестве представителей высшей
расы, а в арабах они видели людей второго сорта..."
Ещё более серьёзной причиной, обострявшей палестино-израильские
отношения, было применение руководителями Еврейского агентства,
которое в период действия мандата выполняло роль теневого правительства,
тактики "психологического террора". Суть её заключалась в устрашении
мирного арабского населения угрозой физического уничтожения, чтобы
побудить его оставить свои земли и дома и покинуть Палестину.
"На протяжении двух месяцев до окончания действия Британского
мандата, - сообщал французский историк Карре, - на всю Палестину
сыпались листовки, под которыми стояла подпись "Хагана" (армия
"обороны Израиля" - В.К.) и в которых можно было прочесть: "Все,
кто хочет избежать войны, кто желает сохранить себе жизнь, должны
бежать со своими жёнами и детьми. Это будет жестокая, беспощадная
война". И как бы в подтверждение этих угроз 9 апреля 1948 г. боевики
из наиболее экстремистской организации "Иргун" совершили внезапное
нападение на жителей арабской деревни Дейр-Ясин, расположенной
близ Иерусалима, уничтожив почти всех жителей этой деревни, включая
стариков, женщин и детей. Безоружных мирных жителей расстреливали
из автоматов, а раненых добивали ножами. Трупы расстрелянных арабов
фотографировались, снимки распространялись затем в арабских деревнях
с надписью: "Вот что вас ждёт, если вы не уйдёте!".
По словам А. Кестлера, кровавое побоище в Дейр-Ясине было психологически
решающим фактором в массовом "исходе" арабов из Палестины. Не
случайно глава "Иргуна", а затем один из премьеров Израиля, М.
Бегин заявлял впоследствии, что "эта операция была более чем оправданной.
Без победы в Дейр-Ясине не было бы государства Израиль"!
Суммируя сказанное, можно назвать две основные особенности образования
государства Израиль. Первая - была отмечена в своё время посредником
ООН в Палестине, шведским графом Бернадоттом: "Еврейское государство,
- указывал он в своём отчёте, - родилось не в атмосфере мира,
как декларировалось в резолюции ООН, но в атмосфере насилия и
кровопролития". Вторая - состояла в том, что это государство,
в отличие от большинства окружающих его стран арабского Востока,
появилось на свет не в связи с процессом деколонизации и антиколониальной
революции, а в результате сионистской колонизации Палестины при
поддержке Великобритании, Соединённых Штатов и других западных
держав. Это государство было как бы частью западной структуры,
"трансплантированной" на Ближний Восток.
В свою очередь, упомянутые особенности во многом предопределили
характерные черты внешнеполитической стратегии государства Израиль
на Ближнем Востоке. Краеугольным камнем этой стратегии стала территориальная
экспансия Израиля и оккупация им арабских земель Палестины и соседних
с ней арабских стран, а также превращение новообразованного государства
в один из главных форпостов Соединённых Штатов и НАТО на Ближнем
Востоке или, как говорил Т. Герцль, в "часть стены Европы против
Азии". После образования Израиля военные рейды его армии на арабские
территории неизменно рассматривались всеми НАТОвскими правительствами
как необходимые действия израильской политики для обеспечения
"национальной безопасности".
За исторически короткий период времени между Израилем и арабскими
странами уже пять раз происходили кровопролитные войны. И всякий
раз первой и главной жертвой этих войн были арабы-палестинцы.
В результате военных действий и оккупации Израилем арабской территории
они, в большинстве, были вытеснены из родных мест за пределы страны
и оказались на положении народа-изгнанника. Они вынуждены жить
в палаточных лагерях для беженцев или под пятой израильских оккупантов.
"Палестинцы, - свидетельствовал Р. Ледда, корреспондент итальянского
журнала "Ринашита", наблюдавший жизнь палестинцев в лагерях, -
народ-беженец, и жить на окраине такого города, как Амман или
Бейрут, построить там какую-нибудь убогую лачугу было для них
как бы привилегией, о которой можно было только мечтать, хотя
это всего лишь гетто, которое не включается в состав города. Но
здесь, по крайней мере, зарождается какая-то общественная жизнь,
можно развернуть какую-то деятельность, можно жить в человеческом
обществе. Другие же, те, "кому не повезло", живут в настоящих
лагерях, разбросанных в арабских странах данного района, они оторваны
от всякой организованной жизни и зависят от ненадёжной международной
благотворительности. Это - скорее предметы, чем люди, скорее узники,
чем беженцы. Такова реальная действительность палестинского народа
с 1947 года и по сей день".
В середине 90-х годов палестинцам ценой неимоверных испытаний
и тяжёлой борьбы удалось добиться образования на части территории
Палестины - западном берегу Иордан - и в секторе Газа Палестинской
национальной автономии (ПНА). Но, в целом, в положении палестинцев,
живущих на её территории, не говоря уже о находящихся в изгнании,
в диаспоре, не произошло каких-либо изменений к лучшему. Это обстоятельство,
а также систематическое силовое давление Израиля, его попытки
сохранить оккупацию стратегически важных районов Западного берега
и сектора Газа и не допустить образования независимого палестинского
государства, не могут не подталкивать часть палестинцев на путь
экстремистских методов борьбы. Можно сказать, что теракты палестинских
"смертников-камикадзе" из радикальных исламистских группировок
"Хамас", "Исламский джихад", "Мученики аль-Акса" и других отчасти
являются жестами отчаяния и безысходности, но в большинстве случаев
- способом продемонстрировать свою волю к сопротивлению оккупантам.
В условиях военного превосходства Израиля и явного неравенства
сил мало кто из палестинцев сомневается в том, что они не имеют
права использовать все методы борьбы за своё освобождение от оккупации
и создание своего независимого государства. Тем более, что против
них применяются самые изощрённые методы государственного терроризма,
планируемые и проводимые израильским правительством.
В этой связи необходимо провести черту между палестинским терроризмом,
который является делом более или менее неконтролируемых, экстремистски
настроенных элементов палестинского общества, и акциями насилия,
организуемыми государством Израиль, входящим в международное сообщество
в качестве членов ООН. Ведь такие силовые акции израильских властей
как рейды "коммандос" против лидеров ООН и различных палестинских
гражданских учреждений на территории Палестинской автономии, включая
штаб-квартиру Ясира Арафата в Газе и в Раамаллахе, физическое
уничтожение активистов палестинского сопротивления и членов палестинской
администрации стали проводиться по прямому указанию израильского
премьер-министра А. Шарона. Провокационный поход А.Шарона к Храмовой
горе и расположенной на ней священной для мусульман мечети Аль-Акса
был предпринят для того, чтобы сорвать мирный переговорный процесс,
перевести его в русло междоусобной борьбы против законно избранной
власти администрации палестинской автономии во главе с её признанным
всем мировым сообществом лидером Ясиром Арафатом и, в конечном
счёте, не допустить создания независимого палестинского государства
рядом с Израилем на оккупированном им Западном берегу Иордана
и в секторе Газа.
Действия Израильского правительства и его окружения из правого
блока "Ликуд" привели к эскалации насилия как на территории Палестинской
автономии, так и в самом Израиле, активизации деятельности экстремистских
палестинских группировок "Хамас", "Исламский джихад" и других,
а также появлению палестинских "камикадзе-смертников" из числа
упомянутых исламских групп. При этом жертвами этих терактов становятся
ни в чём не повинные жители, гражданское население. Не имеют оправдания
действия Израильского правительства, которое под предлогом борьбы
с "палестинским" и "исламским терроризмом" фактически развязало
настоящую войну против самого существования палестинского народа.
Пожалуй, сегодня более чем когда-либо очевидно, что прекращение
насилия и кровопролития в Палестине и во всей зоне арабо-израильского
конфликта невозможно, пока большая часть территории Палестины
остаётся под израильской оккупацией, пока палестинцы лишены возможности
создать своё независимое государство и жить на родной земле.
По нашему мнению, единственно реальной основой для выхода из
замкнутого круга насилия и терроризма в Палестине может стать
признание Израилем национальных интересов и прав не только собственной,
но и другой стороны. Но такое решение требует отказа лидеров противоборствующих
сторон от прежних стереотипов в виде образа "врага", а также предубеждений
друг против друга, к чему они, судя по всему, ещё далеко не готовы.
Израиль не намерен отказываться от политики оккупации палестинских
земель на западном берегу Иордана и в секторе Газа и признать
за палестинцами право создать на них своё независимое государство,
то есть адекватно ответить на признание палестинским руководством
государства Израиль. Без такого принципиального изменения в подходе
к политическому урегулированию конфликта нельзя подойти и к решению
остальных аспектов палестинской проблемы: вопроса о судьбе еврейских
поселений на оккупированных палестинских территориях, о возвращении
в родные места палестинских беженцев и об особом статусе города
Иерусалима в соответствии с резолюцией ООН № 181/11 по проблеме
Палестины.
Палестина-Израиль