19 марта - 375 лет со дня рождения царя Алексея
Михайловича Романова
В советской исторической литературе XVII столетие любили называть
"бунташный век". Едва ли не главной ценностью этого периода русской
истории полагали так называемую "бунташность" (по существу, стихию
разрушения). Действительно, активность народных низов в России
XVII века была необычайно высока. Порой она срывалась в мятежи
и бунты, уходила в разбойничью вольницу, но, конечно, не этим
значима память XVII века. За это столетие Россия прошла огромный
путь - от Смутного времени до эпохи Петра Великого, - путь, пронизанный
энергией созидания. И русский XVII век поражает нас размахом государственно-политического,
военного, культурного строительства.
"Весомо и зримо" этот век дошёл до нас в современном облике Московского
Кремля и Нового Иерусалима, в храмах и палатах Ярославля, Ростова,
Великого Устюга... Созвучная родной природе, их красота напоминает
нам о русской сказке. В русском искусстве XVII века бесстрашная
открытость влияниям извне сочетается с укоренённостью в родной
народной традиции, а смелость в познании мира Божия - с благоговейным
и радостным любованием его красотой.
В центре русской государственной жизни XVII века высится фигура
царя Алексея Михайловича. Образ его настолько полно и ярко воплощает
дух своей эпохи, что воспринимается как её символ.
Второй Романов на российском престоле, царь Алексей Михайлович,
при жизни получил прозвание "Тишайший" и с ним вошёл в историю.
Но при знакомстве с личностью Государя это прозвание кажется более
подходящим к его родителю, царю Михаилу Феодоровичу. Царю же Алексею
Михайловичу по характеру был ближе сын Пётр. Но прозвание получал
обычно тот государь, чьё правление оставляло большой след в народной
памяти, и царя Алексея народ нарёк "Тишайшим" по контрасту с Иваном
Грозным, отметив этим не только всем известную доброжелательность
и мудрую кротость Государя, но и незаурядность его личности, и
значительность его правления для страны.
По-человечески царь Алексей Михайлович был на редкость привлекателен.
Глубоко и искренне верующий, строгий постник и богомолец, он был
безупречен в семейной жизни. Добродушный, но нетерпимый ко всякой
лжи и лукавству, он был вспыльчив, но гнев скоро проходил, и царь
всячески старался утешить и ублажить обиженного. Полный, румяный,
с ясными голубыми глазами, смотревшими на мир простодушно и доверчиво,
он, как никто другой, соответствовал народно-сказочному образу
доброго и справедливого царя. Но время его царствования в жизни
России было далеко не сказочным...
Царь Алексей Михайлович родился 19 марта 1629 года. Воспитывался
он по-старинному, его раннее детство прошло в окружении многочисленных
нянек, а с пятилетнего возраста он рос под надзором "дядьки" -
боярина Морозова. Первыми книгами царевича были Псалтирь, Часослов
и Апостол. Обучали царевича и церковному пению. Осиротевший в
шестнадцать лет Алексей Михайлович в 1645 году вступил на Московский
престол. Его царствование, продолжавшееся тридцать лет, определило
характер XVII века как исторической эпохи в жизни! России. Начавшееся,
когда страна ещё не оправилась от разорения Смутного времени,
оно закончилось как преддверие эпохи Петра Великого. Наделённый
от природы острым умом, начитанный и любознательный, царь Алексей
вникал во все дела государственного правления, но инициативным
и энергичным он не был, зато всегда рядом с ним были талантливые
и деятельные помощники, выдающиеся государственные люди. В разные
времена это были: князь Никита Иванович Одоевский, Патриарх Никон,
боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Выдающийся русский
историк С.Ф. Платонов так писал об этом: "...за всеми деятелями
эпохи, во всех сферах государственной жизни видна нам добродушная
и живая личность царя Алексея. Чувствуется, что ни одно дело не
проходит мимо него: он знает ход войны; он желает руководить работой
дипломатии; он в думу Боярскую несёт ряд вопросов и указаний по
внутренним делам; он следит за церковной реформой..."
В середине XVII века Россия, обладая огромной территорией, была
государством отнюдь не богатым. При этом страна вела войны, её
потрясали народные волнения, церковный раскол, появлялись самозванцы,
была эпидемия чумы... И, несмотря ни на что, общий итог правления
Алексея Михайловича был безусловно успешным. Быстрыми темпами
развивался внутренний рынок, строились заводы и мануфактуры, появлялись
новые города, большие успехи делало просвещение, распространилось
книгопечатание.
Широким потоком в Московское государство прибывали с Запада художники,
мастера, военные специалисты и, конечно, купцы. Вооружённые силы
всё меньше отличались от европейских армий, совершенствовалось
оружие, появились полки "иноземного строя". В царствование Алексея
Михайловича Московское государство не только ликвидировало последствия
Смутного времени, но был уничтожен главный исторический итог ордынского
ига - раздробленность России. В 1654 году гетман Запорожского
войска Богдан Хмельницкий вошёл в подданство Московскому Государю.
Русские земли, власть над которыми некогда разделили Золотая Орда
и Великое Литовское княжество, вновь соединились. Названное в
новейшее время "Воссоединением Украины с Россией", это событие
навсегда стало одним из величайших в истории нашей страны.
Выдающимся событием царствования Алексея Михайловича было утверждение
Земским собором 1648-49 гг. первого в русской истории свода законов
- Соборного Уложения. В 25 главах Уложения определялись права
и обязанности государевых подданных разных сословий. Впервые было
законодательно оформлено крепостное право. Крестьяне были прикреплены
к земле, но отнюдь не были рабами помещика, этой землёй владевшего.
Помещик же был навсегда прикреплён к военной службе. Для России
того времени при враждебном окружении, с протяжёнными границами
и относительно немногочисленным населением все должны были нести
государственное тягло в различных формах "закрепощённости".
Талантливый православный публицист архимандрит Константин (Зайцев),
бывший в миру юристом, так писал о всеобщей закрепощённости в
Московском государстве: "В таком общении нет личной свободы -
но нет в нём и личного рабства. Есть прикрепление всех и каждого
к тому или иному послушанию - и это в рамках чего? - Богом благословенного
Православного царства, которое всё целиком, от Царя до последнего
нищего... всё содержание жизни определяет задачей сохранения Веры
- с полным сознанием того, что этим совершается не только личное
спасение, но и утверждение истинной Веры во всей Вселенной, во
исполнение великого послушания, Богом на Царя и Его Царство возложенное".
Жизнь царя Алексея Михайловича вся без остатка проходила в этом
послушании. Сложный и высокоторжественный чин царского обихода,
восходящий к Византии, соблюдался им строго и благоговейно; в
молитвенной дисциплине и соблюдении постов он был подобен монаху.
При этом в его повседневной жизни присутствовало постоянно радование
красотам мира Божия, плодам природы и культуры. Он был мудрым
правителем. Он блестяще справился с возложенной на него исторической
миссией - вести Россию путём Православной Империи в условиях Нового
времени. Личным примером он учил своих современников ориентироваться
в потоке западных влияний, нахлынувших в российскую жизнь, не
бояться их, но относиться к ним с духовным рассуждением. Царствование
Алексея Михайловича подготовило русских людей психологически к
преобразовательской деятельности Петра. Более того: всем её основным
направлениям предшествовали начинания Алексея Михайловича. Можно
сказать, что для "большого скачка", совершённого при Петре Великом,
"разбег" был взят при Алексее Михайловиче.
Споры о Петре и его деятельности, очевидно, долго ещё не прекратятся,
но ясно, что глубина связи между его правлением и правлением его
отца не понята и не оценена в должной мере. Главное, что Пётр
Великий дал России, - это были могучий флот и лучшая в мире армия
- единственно надёжные союзники Роcсии, - как сказал спустя двести
лет император Александр III. Но для этого при царе Алексее Михайловиче
(и благодаря ему) в России выросло поколение, которое не боялось
"немца", а стало у него учиться, чтобы потомки были способны и
"немцев" побеждать, и над "немцами" начальствовать. "Окно в Европу"
было открыто задолго до Петра, но задачи, решавшиеся в XVII веке,
были уже другими, недостаточными для эпохи Петра, выводившего
Россию на путь сверхдержавы. Он просто снёс стену, разделявшую
Россию и Европу, вместе с пресловутым "окном" (навсегда Европу
этим напугав ). Историческая перспектива делает очевидной для
нас единство Петра Великого и царя Алексея Михайловича в исполнении
их великого служения. В Божием Замысле России связь между этими
великими государями неразрывна.