Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Монастырь во имя Новомучеников Российских

Настоятель иеромонах Александр (МАРЧЕНКО)

Крестный ход из подвального храма

 

 Историю России можно условно разделить на два исторических периода. Было время роста и созревания, когда Земля Русская укреплялась в вере, являя миру дивных её светильников. Затем, в XX веке, когда вера была в безумии отвергнута, настало время урожая, время скорбной и величественной жатвы, сотен и тысяч святых новомучеников. До прошлого столетия мучеников в Русской Церкви было не так много, а ведь именно "пришедшим от великой скорби" и принадлежит особое место у Престола Небесного Царя. И вот Русь, возглавляемая и предводительствуемая Царём земным, вошла в эту небесную обитель. Именно подвиг новомучеников доказал, что тысячелетняя история Православной Руси была историей подвига и святости. Великие царства созидаются и разрушаются, а молитва святых пребывает пред Богом вечно. И перед Спасителем предстоят тысячи и тысячи русских новомучеников, неустанных молитвенников за нас и за Россию.

Благовещенский собор

В древнем северном городе Кемь, на берегу одноименной реки, впадающей в Белое море, расположен первый и пока единственный в России монастырь во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских. Обитель создана решением Священного Синода в 2000 г. на месте полуразрушенного Благовещенского собора Кеми. Выбор именно этого северного города и этого храма для основания первой в России обители в память новомучеников не случаен.

Именно в Кеми располагалось "управление северных лагерей особого назначения", знаменитый СЛОН, через кровавую машину которого прошли десятки тысяч русских людей и, прежде всего, епископы, священники и монахи - люди особо неугодные "власти соловецкой". Сюда, в Кемь, бывшее древнее владение Соловецкого монастыря, подаренное обители знаменитой Марфой Посадницей ещё в XV веке, стекались этапы со всей России. Здесь, в Благовещенском соборе, могли помолиться православные перед отправкой в Соловецкий лагерь. Трудно даже представить себе, сколько молитв возносилось в этом храме, помнят его стены и двух великих "архиепископов соловецких", как почтительно их называли, - священномучеников Илариона (Троицкого) и Петра (Зверева).

Как бы образом другого мира были стоявшие рядом с храмом трёхэтажное с длинным балконом здание управления лагерей, выполненное в стиле советского конструктивизма, и гостиница НКВД "Прибой". Управлять лагерями ссылали обычно проштрафившихся чекистов, в основном - за безудержное пьянство. Но и оказавшись далеко от Москвы и Ленинграда, новые хозяева хотели жить со столичным шиком. Чекистских кабинетов в здании было не так много, всего пять, зато большую часть здания занимал огромный зал ресторана, а в нём - отменные повара, знаменитые музыканты, оказавшиеся за решёткой, "культурные" официантки. Устав от многотрудной работы по сортировке узников, чекисты отдыхали вечерами, в то время как рядом, в храме, сотни уст еле слышно шептали молитвы о спасении России и вразумлении её народа.

Это противостояние храма и чекистского ресторана было как бы образом противостояния двух миров, противоположных устроений души, что было характерно для тогдашней, раздираемой смутой России. Вскоре храм закрыли, его подвал на какое-то время превратился даже в место расстрелов, так что теперь собор стоит не только на мощах мучеников, но и на крови новомучеников. Затем храм превратили в кинотеатр, далее - в танцплощадку. В год Тысячелетия Крещения Руси верующие Кеми начали борьбу за храм. Прошли все инстанции, дошли до I Съезда народных депутатов, и в 1991 г. Благовещенский собор, точнее - то, что от него осталось, был передан верующим. Понадобились настоящие археологические раскопки, чтобы расчистить хотя бы подвал заброшенного здания, в котором и был устроен храм во имя святителя Николая, покровителя мореплавателей. Перед его иконой теперь молятся верующие, направляющиеся через Кемь на Соловки. На Белом море начинать плавание, не помолившись Николе Морскому, не принято. Сейчас подвальный храм является и главным храмом монастыря, а на восстановление большого Благовещенского собора братия обители пытается найти средства.

Гостиницу "Прибой" сперва приобрели на аукционе мурманские коммерсанты, но бизнес "по-новорусски" не заладился, и предприниматели растворились в неизвестности, оставив гостиницу на произвол судьбы. И здание, построенное чекистами и для чекистов, перешло в руки духовных наследников их жертв и посвящено тем, кого замучили в церковном подвале. Гостиничные номера превратились в монашеские кельи, а сама гостиница - в братский корпус монастыря.

Обитель в честь Новомучеников, основанная всего три года назад, стала уже одним из духовных центров Карелии. Насельники монастыря восстанавливают здания, ежедневно совершают уставные службы и молебны святым Новомученикам и Исповедникам Российским. В храме мироточат иконы - Спасителя, Божией Матери "Знамение" и "Неупиваемая Чаша", Собора соловецких святых и святой блаженной Матроны Московской. Ежедневно монастырь принимает паломников, направляющихся путём новомучеников на Соловки, и для них сейчас создаётся гостиница в братском корпусе. Начала свою работу Воскресная школа. Братия своей деятельностью сдерживает активность напористо действующих в Карелии протестантских сект. Именно из монастыря в Кеми идут благодатные лучи духовного возрождения, поддерживающие строительство храмов в соседних районах. Насельники обители уверены: судьба её - часть исполнения пророчества о том, что новый расцвет Православия на Руси начнётся с Севера.

Однако повседневная жизнь обители не обходится без искушений "мира сего". Источником этого постоянного испытания стало третье здание "кемского треугольника" - бывший чекистский ресторан "Прибой". Его в ходе приватизации передали Кемскому производственно-торговому объединению. Местный бизнесмен поставил дело основательно и широко: появилась пекарня, славившаяся фирменным ржаным хлебом, затем открылся кулинарный цех, заработала столовая. И так получилось, что эта столовая оказалась одной из немногих точек общепита в городе.

Сперва взаимоотношения коммерсантов и монахов были вполне соседскими, -помогали друг другу чем могли. Но в какой-то момент жажда наживы оказалась сильнее. Хозяева начали сдавать ресторанный зал в аренду то под свадьбу, то под юбилей, то под профессиональный праздник. Рядом с нуждающейся в тишине и молитвенном настрое обителью закипело веселье. Причём не просто веселье, а то дебоширство, которое за годы безбожия, увы, стало у нас почти что нормой быта. В употреблении спиртных напитков участники "вечеринок" не знали никакого удержу. С длинного "чекистского" балкона бросали окурки и заплёвывали территорию монастыря. Коммерсанты даже предложили выгодный проект кооперации: "Давайте вы будете у себя венчать, а потом они будут у нас отмечать". Идея, очень характерная для того представления о Церкви, которое и по сей день бытует у многих: церковь - это место, где только венчают и отпевают.

В царской России существовала законодательная норма, запрещавшая устраивать кабаки и продавать крепкие напитки рядом с храмами. Нынешний закон об обороте алкогольной продукции также запрещает продажу алкогольных напитков в культовых учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Однако в законе нашли лазейку. Продавать нельзя. А вот употреблять никто не запрещает. Пирующие могут приносить вино и водку с собой в любых количествах и их распивать. Закон формально соблюдён, а за последствия никто не отвечает. Братия монастыря добилась постановления городской администрации, которое запрещало не только продажу, но и употребление спиртного рядом с монастырём. Разбуянившихся гостей утихомиривала милиция.

Однако тут вмешался суд, постановивший, что действия руководства столовой закону не противоречат. Прокуратура опротестовала постановление городской администрации как "нарушающее права хозяйствующего субъекта", и осмелевшие коммерсанты стали творчески применять закон и дальше - открыли при столовой пивную, поскольку пиво - это не "алкогольная продукция". Последствия этого шага для монастыря нетрудно себе представить - о спокойной монашеской жизни можно забыть.

В древности монахи уходили из городов и селений в глушь, в пустыню, всё дальше и дальше на Север. И именно их подвигом были освоены Русью бескрайние северные лесные просторы. Сейчас пустыня не в лесу, сейчас она в городах, в душах людей. Именно её предстоит освоить нынешним подражателям подвигу преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких. И монастырю нужно идти не в лес, а, напротив, - в город, в мир, тот мир, который не понимает и не принимает духовной жизни. В древности монашеский подвиг поддерживался государством, властью княжеской и царской, которая вместе с Церковью и созидала Святую Русь, Иной раз власть поддерживала монахов и против местных жителей, не понимавших иноческого подвига и важности дела отшельника для всех православных христиан.

Сегодня государство много говорит об особом отношении к Церкви, многие надеются на восстановление "симфонии Церкви и власти". Но подлинная симфония может быть лишь тогда, когда налицо не только согласие Президента и Патриарха, но и согласие власти и Церкви на местах.

 

Адрес монастыря: 186610, Карелия, г. Кемь, ул. Ленина, д. 12. Тел.: (814-58) 2-07-56.

Реквизиты: БИК 048602673,

к/с 30101810600000000673,

р/с 40703810725020000047,

Карельский банк СБ РФ, г. Петрозаводск,

Беломорское отделение, 4707, ИНН 1002003680/100201001.

Кемский мужской монастырь во имя Новомучеников и Исповедников Российских.


г. Кемь

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU