Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Животворящему древу поклонимся

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Крест Господень
Животворящий Крест Господень
в с. Годеново Ярославской области.
Подворье Никольского женского
монастыря

 

 14 марта - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

"Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся..." - зовёт сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это сама гора Голгофа ныне приблизилась к нам. Ибо на ней вознёсся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "..Я семь путь и истина и жизнь..." (Ин. 14,6).

Крест Христов - великая спасительная сила для всех земнородных. Он простирается и в долготу времён, и в широту всей земли, высота его - до небес, а глубина - до бездн адовых.

А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они ещё не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста.

Животворящее Крестное Древо - Крест Христов - взрощено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест - от древа познания добра и зла, взятый в раю на себя человеком своеволием и непослушанием Богу, - претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери.

Крест Христов вознёсся над миром со времён спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек от рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несёт его по жизни. Земля же - юдоль плача и печали, место изгнания человеку, преступившему Божие повеление, - полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыков и страстей, с которыми мы сроднились и которыми услаждаемся, одновременно ранят душу и воспаляют круг жизни.

Присмотритесь, други наши, к жизни людей вне Христа. Как часто они умирают духовной смертью намного раньше смерти физической. Зло и грех пожирают в человеке всё человеческое, зло ненасытно, и ненасытен человек во зле. И он страдает, но страдание его не спасительное; венец этого страдания - всегда неминуемая смерть и гибель души. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжёл он ни был.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Крест наш может преобразиться в спасительный только тогда, когда с ним пойдём вослед Христу.

Христос Спаситель наш "...грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." (1 Пет. 2, 24).

Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять её светлый смысл.

И сегодня у Креста Господня благовествует нам Святое Евангелие, и с Креста Господня взирает на нас Божественный Страдалец, возвещая нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "...аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет" (Мф. 16, 24).

Други наши, восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами - пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришёл в мир в рабием зраке, смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас.

Нас же зовёт Господь Спаситель отвергнуться от греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.

Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться от всего того, что составляет суть нашего падшего естества, наше самоотвержение должно простираться до отвержения самой жизни, предания её всецело воле Божией.

Господи! Тебе всё ведомо; сотвори со мной, как изволишь.

Свою житейскую правду мы должны признать пред Богом лютейшей неправдой, свой разум - совершеннейшим неразумием.

Начинается самоотвержение борьбой с собою. И победа над собой - самая трудная из всех побед: враг силён, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо заканчивается она только с окончанием жизни.

Борьба с собой, борьба с грехом - всегда подвиг, а значит, будет страдание. Наша внутренняя борьба, рождает и другое, ещё более тяжкое страдание: в мире зла и греха человек, идущий путём праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днём подвижник всё более и более будет ощущать свою несродность с окружающим миром и болезненно переживать её.

А Крест Христов призывает нас во всей полноте жить для Бога, для людей, для ближних, призывает сознательно и безропотно принять всякую скорбь, душевную и телесную боль, принять их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение - часть нашего спасительного креста. И только силою самоотвержения можем мы поднять свой спасительный жизненный крест.

Крест - орудие казни. На нём распинали преступников. И вот правда Божия зовёт меня на крест как преступника закона Божия, а мой плотской человек, любящий покой и беспечалие, моя злая воля, моё преступное самолюбие, моя гордость до сих пор противятся живительному Закону Божию. И тогда я должен сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство, хвататься за скорби моего жизненного креста. Сознание, что только скорби, ради Господа претерпеваемые усвоят меня Христу и я стану участником Его земной юдоли, а значит, и небесной, вдохновляет на подвиг, на терпение.

Крест Христов, гвоздие, копие, терние, богооставленность - это непрерывные, ничем не облегчаемые страдания Голгофы. Но вся земная жизнь Спасителя от рождения до гроба есть путь к Голгофе. Путь Христа - от страдания к большему страданию, но с ними и восхождение от силы в большую силу. Путь Его до смерти, поглотившей смерть: "Где твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?"

Страшен Крест Христов. Но я люблю его - он дал мне ни с чем не сравнимую радость Святой Пасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжёл он ни был.

Взять крест - это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

Взять крест - это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских заповедей. Крест - и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.

Взять крест - это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.

И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своём жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом.

Как же не ошибиться, не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг - это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.

Какой он, свой крест? Это тот жизненный путь, начертанный для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять надо именно те скорби, которые попустит Господь. (Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьёй - не стремись к свободе от детей и супруги).

Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоём жизненном пути, - это гордость сбивает тебя с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, - это саможаление снимает тебя с креста.

Свой крест - это значит довольствоваться тем, что соответствует твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.

Как разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.

Да, у каждого человека - крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу.

А последовать Христу - это значит изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны отражать спасительные истины Христова учения. И это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним.

"Господи, в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего", - молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же и радуется сладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым. И это несение своего креста без ропота, с покаянием и славословием Господа, - есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.

И, дорогие мои, так неприметно начинается в нас новая жизнь, когда уже "...не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20). Непонятное плотскому уму чудо совершается в мире - покой и райское блаженство водворяются там, где пребывали одни стоны и слезы. Жизнь самая прискорбная славословит Господа и отвергает от себя всякий помысл жалобы и ропота.

Сам крест, воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражать Его страданиям. Он родит и нетленную радость для тела страждущего, для сердца томящегося, для души ищущей и нашедшей.

Крест - есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошёл им.

Крест - есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.

Крест - есть вернейший путь, ибо крест и страдания - удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное. Дорогие мои, воздавая сегодня поклонение Кресту Господню телом и духом, привьём же наши малые кресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своими соками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовых стало единственной целью и радостью нашей жизни.

Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Аминь.

 

13 (26) марта 1995 года

(Из книги "Проповеди, размышления, поздравления")


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU