Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

С Рождеством Христовым, братие и сестры!

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

протоиерей Александр Шаргунов

 Услышал в "новостях" сообщение о том, что российская научная экспедиция поднялась на Арарат и обнаружила сооружение огромных размеров, похожее на древний Ноев ковчег. Открылась панорама гигантского корабля размером с футбольное поле. Учёные установили, что это не горные образования, а окаменевшее дерево. В следующем году туда отправляется международная экспедиция.

А мысль моя - может быть, потому, что приближается ещё один Новый год, - время понеслась в другом направлении. От Ноева ковчега - к Всемирному Потопу, к концу времён. От таких размышлений невольно опускаются руки. Если "земля и все дела на ней сгорят", как сказано в Библии, то для чего трудиться, для чего все наши усилия сделать землю лучше?

 

И. Т. Мельник, Санкт-Петербург

 

Земля и её дела даны как дорога, по которой мы все должны идти. С напоминанием, что цель - впереди. Парадокс заключается в том, что, идя вместе одной дорогой, мы можем прийти не в одно и то же место.

Замечательно, что Ваша мысль от сенсации обратилась к самому существенному. Сам Христос учит такому видению. "Как было во дни Ноя, так будет в пришествие Сына Человеческого", - говорит Он. Во времена Ноя, перед Потопом, "ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как Ной вошёл в ковчег".

Христос говорит, что мы всегда живём "во дни Ноя". В книге Бытия Потоп представлен как наказание людей того времени за развращённость. "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6, 5).

Церковное предание свидетельствует, что блуд и увлечение магией современников Ноя привело к полному разложению в нравственной и общественной жизни, так что человечество занималось самоистреблением без надежды на выживание. Может показаться странным, что Христос не говорит ничего об этом распаде. В конце концов, этот распад является только следствием другого, более глубокого явления. Их вина в том, что они не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех. Не упоминается об их грехе, об их извращённости. Они просто не думали. Они не заботились о главном, у них не было истинного понимания смысла жизни. Они жили так, будто они бессмертны. Приходит на память результат одного социологического опроса, согласно которому большинство американцев думают, что они никогда не умрут.

Им кажется, что кроме земной жизни ничего нет. И нужно было, чтобы они внезапно увидели смерть, увидели, что они не "боги" и что жизнь, даже земная, возможна только с Богом.

Ной долго строил, а они равнодушно посмеивались над ним. Нет, они не препятствовали ему, не сожгли его ковчег, а просто не обратили на него внимания. Не задумались, что это значит.

Они "не думали". Остановимся на этом слове, которое многие прочтут и не заметят. Как глубоко, как потрясающе обозначает Господь суть всего!

Человек отвечает за то, что он видит. Бог дал ему разум. Он должен принимать осмысленное участие в жизни. Отказываясь от разума, он превращается в жестокого робота, хуже животного, потому что животному не дана способность мыслить. Если человек превращается в механизм, он механически отбрасывает Божественный дар свободы. Не думая, не соизмеряя своих действий с последствиями, с заповедями Божиими и вообще со смыслом.

Он отвергает дары Божий и потому оказывается недостойным звания человека.

Господь дал нам возможность думать, наш внутренний мир выражается через мысли. Даже ребёнок говорит: "Простите, я не подумал". Одна девочка поделилась со своей подругой размышлениями о смысле жизни, которые её мучили. О том, что существует смерть. "Надо же, - ответила её подруга. - Такого никто мне не говорил. И я сама никогда в жизни о таких вещах не думала".

Что значит жить, не думая? Это как слепота. Даже неверующий человек может через размышления дойти до сути вещей, как это было со многими учёными, пришедшими, подобно волхвам, к яслям Вифлеема. И наоборот - апостол Павел говорит о тех, которые "познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства" (Рим. 1, 21. 28).

"Механический человек" вовлечён в поток. Он не думает, что кому-то плохо, что в мире существует несправедливость, что у власти Гитлер или Чубайс. Он проголосует, за кого скажут. Он подвержен всякого рода механической внушаемости. Он бездумно следует моде - с бесстыдством в одежде, с неестественными поступками, за которые приходится расплачиваться. Во всём этом личность исчезает, а для бесов открывается простор.

"Механическому человеку" остаётся только работа, еда и наслаждения. Потому сегодня по телевидению актёришки без конца рекламируют на фоне полуголодной страны пироги с бананами и "секс" - две основных плотских радости, которые возведены почти в божественный культ. И это всё для них, что можно извлечь из жизни. И "Ноев ковчег" - не более чем пикантное название для ресторана или игорного дома!

Мы всегда живём "во дни Ноя". Сегодня человечество находится как бы в состоянии анестезии. Каждодневные материальные заботы делают механической жизнь слишком многих. Мир, в котором люди привыкли жить, кажется им непоколебимо прочным. До того дня, как наступает пробуждение. Которое тем беспощаднее, чем безответственнее они живут.

События современной истории постоянно напоминают нам о Потопе. Учёные говорят о надвигающемся истощении основных природных ресурсов. Из-за радиации и загрязнения окружающей среды становится реальным генетическое вырождение человечества как вида. Небывалые стихийные бедствия, совершенно новые неслыханные эпидемии - сигналы из той же области. Ничем не оправданное массовое уничтожение людей, такое, например, как в Сербии и Ираке, открывает путь к апокалиптической войне, которая может оказаться последней для человечества. Тогда вся система мировой безопасности в один час пойдёт ко дну.

Так будет, говорит Христос, в Пришествие Сына Человеческого. Многие обычно относят это Пришествие только к концу времён, полагая, что они-то, по всей вероятности, не доживут до конца света, и это их не коснётся. Именно против такого "недумания" предупреждает Христос. Он говорит, что Он явится среди самых обыденных наших дел, на месте нашей работы, в наших семейных отношениях, в наших домах, где мы едим и пьём. В одно мгновение мы должны оказаться готовыми к встрече Господа. Тогда "будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется, две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется" (Мф. 24, 41-42). Это наша каждодневная жизнь.

Господь приходит среди самых наших будничных занятий, когда мы всецело вовлечены в них. Он говорит о бодрствовании, о том, что мы не знаем, в который час Он придёт. Это Пришествие Господа, присутствие Бога среди нас, относится не только к будущему, но ко всем нашим дням.

Мы должны исполнять все наши земные дела хорошо. Но это ещё не определяет человека. Ничто не отличает друг от друга этих двух людей, усердно работающих бок о бок на поле. Ничто не отличает этих двух женщин, мелющих вместе на одной мельнице. Однако Бог видит разницу: один - готов, а другой - не готов. Один был с Богом, он уже в свете, другой оказался без Бога, во тьме.

Обратим внимание на то, что речь здесь идёт прежде всего о спасении того, кто хочет спастись. В Рождество Христово мы радуемся, что в мир приходит Спаситель. Всё Священное Писание, вся жизнь Церкви свидетельствует, что Бог спасает. И если поглубже вникнуть в смысл Всемирного Потопа, в нём следует увидеть спасительное действие для рода человеческого. Когда человечество приближается к своему полному исчезновению, вмешательством Бога ход событий меняется. Ради возрождения нового человечества. Ной - человек, спасённый Богом.

Мы должны помнить, что ковчег готов для каждого из нас сегодня, во время Всемирного Потопа. Спаситель Христос, вошедший в воды смерти, влечёт за собой в Своей Церкви, в Своём корабле, всех, кто хочет следовать за Ним. Если во времена Ноя, согласно Писанию, погибло практически всё человечество, Христос говорит о половине спасающихся. Один из двух берётся, пять мудрых дев входят в брачный чертог против пяти безумных. И мы знаем, что это не математическое разделение.

Господь далёк от того, чтобы создавать атмосферу страха в нашей жизни. Он хочет призвать нас к бодрствованию. Когда наступит Потоп, бесполезно будет восклицать: "Если бы я знал!" Потому что мы предупреждены. "Будьте готовы, - говорит Он, - ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий".

Живя, как все люди, во времени, христианин должен отличаться от всех людей. Он тот, кто знает, что в заповеди Божией заключена вечность. Как научиться нам жить так, чтобы, достойно исполняя своё земное служение, всегда быть перед лицом вечности? Чтобы острое чувство времени, которое охватывает нас накануне Нового года, перешло в чувство вечности.

 

Дорогой о. Александр!

Объясните мне, пожалуйста, что значит "С новым годом, с новым счастьем"? Мне кажется, что это пожелание звучит для большинства как насмешка. Что было в старом году, то будет и в новом. Во всех смыслах, в том числе и в самом беспощадно-житейском. Не говоря уже о том, что для кого-то из нас новый год будет последним.

Я не считаю себя неверующим человеком. В будущей жизни, вероятно, будет счастье для тех, кто сейчас несчастен. Но здесь? Это всё равно, что сказать бездомному: "Пусть будет дом твой полная чаша". Умница был Пушкин, написав: "На свете счастья нет". Может быть, и прав был другой поэт, сказавший: "С новым годом! С новым гадом!" Не знаю. Но мне кажется, честнее было бы нам ограничиться более скромным, но столь же традиционным пожеланием: "здоровья, успехов, благополучия".

 

Лев Васильев, г. Москва

 

Дорогой Лев!

С приближением нового года почти физически ощущаешь, как годы проходят. И всё чаще один похож на другой. Но иногда они отмечены событиями, которые оказывают глубокое влияние на нас своей радостью или скорбью.

"С новым годом! С новым счастьем!" - так всегда говорили в первый день года. И мы по-прежнему так говорим. Мы, христиане, имеем самое большое основание так говорить. Пусть будет этот год счастливым для каждого. В каких бы он ни был обстоятельствах, пусть жизнь его будет полною чашей, пусть он узнает, что такое полнота жизни - подлинное счастье.

Моё пожелание Вам в этом году - лучше понять, что значит счастье. Мы тоже, естественно, всем желаем "здоровья и благополучия". Но не о том мимолётном счастье, которое исчезает на глазах, здесь идёт речь. А о том, о котором преподобный Серафим Саровский говорит, что если бы знал человек, что значит подлинное счастье, то согласился бы тысячу лет терпеть самые страшные муки, только бы не лишиться его.

Подлинное счастье может быть только с Богом. Бог присутствует в нашей жизни здесь и сейчас - в этом смысл Рождества Христова. И потому она запечатлевается непрестанной новизной.

Я желаю Вам и себе, и всем так стараться в новом году жить, чтобы освободиться от всего, что удаляет нас от Бога и держаться всего, что приближает к Нему. Иначе говоря, благодатно узнать, что Бог на самом деле существует, что Он непостижимо близок к нам. Что мы Богом любимы и можем ответить на Его любовь своею любовью. Так научиться мыслить и так жить, чтобы день ото дня всё более соответствовать тому, что Христос открывает в Евангелии. Стать настоящим христианином, учеником Христовым, неложным свидетелем того, что счастье есть. Одним словом, дать Богу занять место в своей жизни, на которое Он имеет право. Жить для Него, а не только для себя, возвращаться к Нему, когда я удаляюсь от Него, жить, как Он хочет, чтобы я жил, с каждым днём всё более дорожа даром времени.

Пусть начавшийся год будет для каждого из нас счастливым. Это значит, по самому главному счёту, - святым годом. Годом, освящающим нас. Годом, в котором святость Божия сообщается нам с избытком - не только через слово Евангелия, богослужения и молитвы, но через всё, что принято называть счастьем или несчастьем. Годом, в котором мы узнаем более, чем когда-либо, что нас спасает благодать Христа Бога, нас ради родившегося в Вифлееме, умершего и воскресшего за нас.

С новым годом, с новым счастьем! Я не знаю лучшего пожелания. И я шлю его Вам из глубины сердца.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU