15 января - 400 лет со дня преставления праведной
Иулиании Лазаревской
На Страшном Суде Господь спросит каждого из нас об очень простых
вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, посетил
ли больного и заключённого? Всё просто. Но эта смиренная любовь
к ближнему - высший подвиг на земле. Если нет в нас, по словам
апостола Павла, любви действующей, значит, нет и веры, нет того
света в душе, который связывает нас с Богом. А "если свет, который
в тебе, тьма, - то какова же тьма?.."
Четыреста лет назад, 15 января 1604 года, почила о Господе праведная
Иулиания Лазаревская. Она не была ни монахиней, ни пустынницей,
ни мученицей, простые люди называли её Иулиания Милостивая. В
16 лет бедная сиротка вышла замуж за боярина Юрия Осоргина и с
тех пор до самой смерти почти никогда не покидала его родового
имения, села Лазаревское близ Мурома. Господь даровал ей десять
сыновей и трёх дочерей. Она деловито, совсем вроде бы по-мирскому,
целый день была в хлопотах об управлении большим хозяйством, -
муж-то всё в разъездах по делам царской службы, свекор и свекровь
старенькие, а детки - маленькие, их учить надо. Так чем же эта,
по выражению историка Ключевского, простая, обыкновенная добрая
русская женщина снискала столь великую славу?
Более всего в жизни Ульяна Осоргина боялась хоть чем-то выделиться
среди других, стать выше окружающих. Но Бог прославляет Сам кого
хочет. И, конечно, для того, чтобы дать нам пример: живи так же.
В раннем детстве Ульяна осталась сиротой, её опекала тётка. Денег
у девочки не было, но обладала она сокровищем иного рода - сердцем,
исполненным чувства сострадания к бедным и немощным. Она ухаживала
за больными, до глубокой ночи шила одежду и раздавала нищим. Ну,
а больше ничего особенного не делала, но, по свидетельству современников,
вокруг этой самоотверженной девочки спасались тысячи.
Благотворить в тайне было глубокой потребностью её благородного
сердца. И в замужестве она, уложив всех спать, шила, пряла и через
служанку раздавала одежду нищим. Чтобы помогать несчастным, Ульяна
ела только один раз в день, платье носила самое простое. Никому
за всю свою жизнь она не сказала грубого, резкого слова. Своих
слуг она называла по имени-отчеству прислуживать себе не позволяла,
наоборот, сама была рада услужить ближнему. На старости лет Ульяна
осталась одна: муж умер, сыновья отправились на государеву службу.
Теперь она могла всё раздать нуждающимся. Иногда у неё совсем
ничего не оставалось, и ей приходилось просить денег у сыновей,
чтобы опять всё раздать. В 60 лет у неё даже шубы не было, не
в чем было зимой на улицу выйти.
Самое тяжёлое испытание постигло её в последние годы жизни. Один
из сыновей Ульяны, оставивший её жизнеописание, рассказывал: "Лукавый
бес, добра ненавистник, давно уже суетившийся около этой досадной
ему женщины и всегда ею посрамляемый, раз со злостью пригрозил
ей: "Погоди же, будешь ты у меня чужих кормить, когда я тебя на
старости лет заставлю околевать с голоду!"
Такой страшный голод грянул в 1601 год при царе Борисе Годунове.
Известно, что в начале своего царствования Борис клятвенно обещал
народу благоденствие. Однако определено было Богом, чтобы за преступления
высшей знати, подготовившей убиение невинного царевича Димитрия,
понёс кару весь русский народ. Десять лет Смуты, обезлюдевшие
от голода и мора города и сёла, нашествие иноплеменных - вот русская
расплата за грех. Говорят, не стоит село без праведника. И те
города и сёла, где жили праведники или праведницы, подобные святой
Иулиании Лазаревской, выстояли в то страшное время гнева Божия.
Борис Годунов был великий государственный деятель, он проводил
мудрые экономические и политические реформы. Только вот Бог его
царствование на крови не благословил. Всё лето 1601 года шли дожди,
а в августе - невиданное дело! - ударил мороз. Царь открыл свои
склады, раздавал народу хлеб бесплатно, а его всё равно проклинали
и винили во всех бедах. Следующие два года хлеб опять не уродился.
Народ стекался в Москву за хлебом, где и умирал тысячами на улицах
от моровой язвы.
Как же встретила эту беду святая Иулиания? Она продала всё, что
только можно было продать. На эти деньги купила хлеб у тех, кто
имел большие запасы и теперь наживался на народном горе, и кормила
голодающих. И никто, получивший хлеб из её рук, не болел и не
умирал. Это факт исторический.
Продолжала она кормить и всех своих дворовых людей. А надо сказать,
что в то время многие помещики прогоняли своих крепостных из дому,
чтобы не кормить, но при этом не давали отпускных грамот, - ведь
после того, как голод закончится, можно по закону снова вернуть
их в собственность. Ульяна же, когда у неё совсем ничего не осталось,
собрала свою дворню и сказала: "Всем вам даю вольную грамоту,
идите с Богом, кормить вас мне больше нечем". Некоторые ушли,
она проводила их по-матерински, с молитвой и благословением. Но
многие сказали: "Лучше мы умрём с тобой, матушка, чем тебя покинем".
Вся самоотверженная жизнь этой женщины была исполнением заповеди
о любви к ближнему. Единственное поразившее всех чудо она совершила
в голодные годы. Своих слуг Ульяна посылала в лес за лебедой и
корой вяза. Из этой смеси она сама с молитвой день и ночь пекла
хлебы и раздавала всем, ведь нищие и убогие по старой памяти продолжали
стекаться к доброй боярыне. Эти нищие и разнесли по всей Руси
весть, что хлеб вдовы Ульяны самый вкусный и сладкий.
Даже богатые люди, припрятавшие свой хлеб, чтобы потом продать
его подороже, приходили отведать хлеба бедной вдовицы. И удивлялись:
"Да, ничего вкуснее мы в жизни не пробовали".
В эти тяжёлые годы Ульяна сохранила душевный мир, никто не видел
её печальной или изнемогающей (а ведь было ей в ту пору 60 лет).
Напротив, глядя на её радостный лик, многие отчаявшиеся ободрялись.
Некоторое время Ульяна в зимнюю стужу не ходила в церковь: теплой
одежды у неё не было. И вот священник сельского храма во имя святого
Лазаря за богослужением услышал голос от иконы Божией Матери:
"Скажи милостивой вдове Иулиании, что напрасно не ходит она в
церковь. Домашняя молитва приятна Богу, но не так, как церковная.
А вы уважайте Иулианию: Дух Божий почиет на ней".
Потрясённый священник прибежал к Ульяне и рассказал ей, что слышал.
Она просила священника не говорить об этом никому при её жизни.
Потом немедленно пошла в храм, попросила батюшку отслужить молебен
Божией Матери, и с того времени в ветхой одежде в любую погоду
ходила в церковь ко всем богослужениям.
Вскоре после окончания голода она умерла. Великий подвиг её жизни,
целиком посвященной деятельной любви к ближнему, был завершён.
Через десять лет после кончины Иулиании были обретены её нетленные
мощи. Ныне они почиют в Благовещенском храме города Мурома.
У её мощей, как в древности, так и ныне, совершаются чудеса.
Я знала одну монахиню из небогатой Свято-Троицкой обители в Муроме.
Она свидетельствует, что святая Иулиания и сестёр и паломников
кормит, и монастырь восстанавливать помогает. А почти сплошь безработных,
нищих жителей Мурома кто кормит? Разве это не чудо?
Историк Ключевский писал, что русская женщина рождается с чувством
сострадания к ближнему. У святой Иулиании это чувство достигло
наивысшего напряжения. Ныне мы поистратили нравственный капитал
наших предков. Очерствели сердцем. От того и терпим многие скорби.
Так что же нам делать? Святая Иулиания Лазаревская из глубины
веков подвигом своей жизни отвечает нам: любить ближнего, как
самого себя.
Муром