Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

С Рождеством Христовым, братие и сестры!

Страна без семьи

Андрей Николаевич САВЕЛЬЕВ

 

 "Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков - всё это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно у многих народов говорится, что любовь к Родине начинается с семьи".

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Семейный кодекс гласит - "Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства". Но что же регулирует семейное законодательство? Оказывается, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. То есть семья не является субъектом в этом законодательстве, которое предназначено лишь для распутывания разного рода внутрисемейных конфликтов.

Закон "Об основных гарантиях прав ребенка" вроде бы тоже декларирует поддержку семьи, но посвящён обособленным от семьи правам ребёнка. И здесь тоже затрагиваются исключительно внутрисемейные проблемы; а семья, в которой нет внутренних проблем, государственной поддержки не дождётся.

В образовательной сфере декларируется воспитание уважения к семье, но помощь гарантируется лишь в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений. Имеются также гарантии внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для тех, у кого остался в живых только один из родителей, причём инвалид I группы, а среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума. То есть, речь идёт вовсе не о семье, а о ситуации, когда в семье большие материальные проблемы и/или проблемы со здоровьем.

В трудовом законодательстве фиксируется право каждого работника на своевременную выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для него самого и его семьи. Но реализуется эта декларация только в виде возможности получения компенсаций при переезде семьи к новому месту работы, а также совершенно гипотетическим преимуществом оставления на работе (в случае сокращения штатов) тех работников, которые имеют двух или более нетрудоспособных членов семьи, или же в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.

Государство начинает замечать семью, когда та близка к вымиранию. Законом установлены правовые и организационные основы оказания социальной помощи малоимущим семьям в форме пособий, субсидий, компенсаций, предоставлении жизненно необходимых товаров.

Некоторые категории госслужащих всё-таки рассматриваются государством как имеющие семейные связи. Например, на членов семьи народного заседателя распространяются гарантии безопасности. Семьям погибших (умерших) военнослужащих при оплате жилья и коммунальных услуг полагается исключать из расчётов площадь социальной нормы, приходящейся на одного человека. При переезде в Москву членам семьи депутата Федерального Собрания выплачивается единовременное денежное пособие. Правовые, социальные и иные гарантии для Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяются и на членов его семьи (причём понятие "семья" этом случае трактуется заметно шире, чем в семейном законодательстве).

Жилищное законодательство России более внимательно относится к семье и вводит солидарную с собственником жилья ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если члены семьи проживают вместе. Тут никуда не денешься, приходится вводить такое понятие, как "ответственный квартиросъёмщик".

В Гражданском кодексе семьи нет - семья не собственник и не субъект договора. О семье вспоминают лишь в случае получения наследства. В Земельном кодексе семьи нет - семья не субъект земельных отношений. Избирательных или иных политических прав у семьи нет - считается, что каждый должен лично определяться по любому вопросу, требующему голосования, и не может делегировать политические права даже своему ближайшему родственнику.

Российское законодательство полностью игнорирует род - большую семью из нескольких поколений. Такие связи государство признаёт почему-то только в малочисленных народах, объединяемых по кровнородственному признаку и созданных в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. У всего остального населения ничего исконного и традиционного в рамках родовых связей, судя по законодательству, быть не может.

В целом можно сказать, что государство регулирует только внутрисемейный конфликт и обращает внимание на семейное положение гражданина лишь в отдельных кризисных случаях.

Российское законодательство формируется вопреки традиционным нормам морали, когда муж и жена "одна плоть". Это допустимо, когда дело доходит до развода, и государство защищает права бывших супругов на долю имущества. Но совершенно нелепо выглядит представление о том, что муж и жена живут в квартире владея её долями, а в случае смерти одного из супругов оставшийся получает доход и обязан платить с него налог на наследство.

Ещё хуже обстоит дело в сельской местности, когда поделённым считается родовой надел, который семья обрабатывала годами или даже десятилетиями, передавая его каждому следующему поколению. Либеральное законодательство теперь требует только персонального владения или же образования юридического лица с переходом в его собственность того, что должно быть в собственности семьи.

Семейные отношения для Уголовного кодекса значения не имеют, и семья может пользоваться плодами от преступной деятельности одного из её членов, не беспокоясь о причастности к ней.

Возникает вопрос, неужели индивидуализм так глубоко въелся в наше ещё недавно коллективистское сознание, что мы уже не можем рассматривать семью как нечто целостное, как субъект гражданско-правовых отношений? Неужели нам трудно зафиксировать такую общность, как род и наделить его правами, как это делается в отношении малых народов? Неужели нужно оскорблять семью разделениями и замечать только когда она уже распалась или едва может прокормиться?

Ответ на эти вопросы заключается в том, что госбюрократии проще иметь дело с атомизированными индивидами. Более того, вмешательство в дела семьи и рода под предлогом, что все они составлены из совершенно чужих людей, облегчает паразитические функции бюрократии, которая каждый раз требует оформления естественных и традиционных отношений различными справками и заключениями. Не говоря уже о кажущемся почти неизбежным мздоимстве, каждая такая справка возвышает статус бюрократа за счёт унижения семьи, подтверждает верховенство бюрократической процедуры над традиционными семейными ценностями.

Для формирования достойного статуса семьи можно было бы начать с фиксации её состава - с документа, вроде специального паспорта, в котором родственники фиксируют свою принадлежность к большой семье-роду и признают родственные связи между собой. Одним из привилегий для таких объединений может быть преимущественное право на соседство родственных семей при заселении муниципального жилья и специальная ориентация жилищного строительства с целью совместного проживания родов. Другое право - право "родовой вотчины" должно сохранять без раздела родовой надел, где семья совместно проживает или трудится, но лишена возможности продать надел, пока есть хотя бы один член семьи, готовый его обрабатывать.

Ещё одним направлением в наделении семьи более высоким статусом может быть совместное представительство интересов семьи-рода одним из её членов, который без доверенности отстаивает права любого члена семьи в суде или перед государственными органами. В противном случае бюрократ каждый раз будет говорить сакраментальную фразу: "А ты кто такой?"

Семья по доброй воле её членов могла бы получить и политические права -возможность голосовать всем семейным "кустом", который представляется главой семьи или главой рода. Вообще, говоря прямо, именно семьи достойны определять будущее страны, ибо только в полноценной семье ежедневно присутствует свидетельство об ответственности за будущее - дети.

Когда ведут речь о семейных ценностях, хотелось бы, чтобы эти разговоры перестали быть абстрактными. Хотелось бы, чтобы законодатель, политик, государственный деятель думал именно о стабильной, прочной семье, а не занимался бы исключительно изысканием средств на поддержку так называемых проблемных семей. Если распадающуюся семью надо спасать, то прочную семью - ограждать от произвола бюрократии. А значит - наделять правами. Тогда наше бессемейное право приблизится к традиционным отношениям, которые должны вернуться в семью и стать уважаемыми государством и законом.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU