6 января - 110 лет со дня праведной кончины святителя
Феофана Затворника Вышенского
Личность епископа Феофана, как и епископа Игнатия (Брянчанинова),
столь резко выделяется на фоне его современников, что он ещё при
жизни обращал на себя внимание всех церковных людей.
Епископ, покинувший кафедру для того, чтобы целиком отдаться
подвижническим трудам и литературной деятельности, представляет
собой явление, конечно, незаурядное. Русская Церковь знала только
трёх таких святителей: святителя Тихона Задонского, святителя
Игнатия (Брянчанинова) и святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Родился преосвященный Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров)
10 января 1815 года в семье священника, Унаследовав от своих родителей
высокие духовные качества, он сохранил и развил их в период учёбы
сначала в Ливенском духовном училище (1825), а затем в Орловской
духовной семинарии (1829). Как лучший ученик он был направлен
в Киевскую духовную академию, где на последнем курсе в 1841 году
принял монашеский постриг. Дальнейшая судьба Святителя после окончания
духовной академии проходит (хотя и с некоторым перерывом пребывания
в наших заграничных миссиях Палестины и Константинополя) во многих
местах и в разных типах духовной школы. Он прошёл в них административные
должности от смотрителя училищ до ректора академии. Уже здесь
проявляются способности будущего Святителя как пастыря.
Рака с мощами святителя Феофана |
Основным началом воспитательных мер он считал христианскую любовь,
а лучшей средой и средством доброго воспитания - храм Божий. "Самое
действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце
есть церковность, - говорил он, - ...сочувствие ко всему священному,
сладость пребывания среди него, ради тишины и теплоты не могут
лучше напечатлеться в сердце. Церковь, духовное пение, иконы -
первые изящнейшие предметы по содержанию и по силе".
Часто он беседовал с юношами о душе, как её направить к общению
с Богом и приобрести чистоту совести и сердца. Указывал на необходимость
чтения духовной литературы, Слова Божия и святых отцов.
Дальнейшее служение в сане епископа (хиротонисан в 1859 г.) показывает
его истинным архиереем, способным душу положить за овец своих.
Частые богослужения, постоянное проповедание Слова Божия, которое
Святитель считал лучшим средством к созиданию спасения, поездки
по епархии с целью личного знакомства с вверенной ему паствой,
многоплодная миссионерская деятельность для возвращения заблудших
в лоно Церкви, заботы о духовно-учебных заведениях, об открытии
церковно-приходских школ, - вот краткая характеристика деятельности
преосвященного Феофана.
Несмотря на такую многогранную деятельность, душа Святителя стремилась
к уединению и созерцательной жизни. Поэтому, после обращения в
Святейший Синод с просьбой об увольнении на покой, его желание
было удовлетворено и он был определён настоятелем в Шацкую общежительную
Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. 28 лет своей жизни провёл
здесь преосвященный Феофан в полном затворе и 6 января 1894 года
мирно отошёл ко Господу.
В годы затвора епископ Феофан не имел личного общения с пасомыми,
но именно в этот период наиболее ярко проявилась его пастырская
душепопечительность в служении ближним усердной молитвой, письмами
и высокодуховными произведениями... Он всем спешил ответить и
никому не отказывал в совете...По слову Апостола, он "всем был
вся, да всяко некия спасет"...
Преосвященный Феофан смотрел на пастырство, как на величайший
подвиг. Этот подвиг, по его учению, имеет две стороны - внешнюю
и внутреннюю. Внешняя его сторона определяется проведением строя
и порядка в церковной жизни и во внешнем поведении паствы. Внутренняя
же сторона этого подвига определяется воспитанием пасомых - "умов,
сердец, их мыслей, чувств, расположений и всей жизни - так, как
требует христианство..."
Епископ Феофан особенное внимание обращал на нравственную часть
воспитания. "Главное, - говорил он, - надо образовать нрав и сердце.
Отсюда всё - страх Божий и благочестие и любовь к ближним. Молитва
с пением, частое хождение в церковь, навык к благочестию да будут
предметом воспитания".
Во всех сочинениях и письмах преосвященного Феофана проходит
одна главная и существенная мысль - мысль о едином на потребу,
именно о важнейшем предмете человеческой жизни - о христианском
спасении.
Прежде всего, учит Святитель, необходимо выработать в себе ревность
к богоугодной жизни.
"Без труда и самопринуждения, - пишет в одном из писем епископ
Феофан, - ни в чём не успеем..."
Что же может подвигнуть человека на этот тяжёлый труд? Какова
самая первая ступень спасения? По учению епископа Феофана, начальной
ступенью спасения является сознание своей греховности - смирение
перед Богом, "Немощи свои видеть, - пишет епископ Феофан, - жалеть
о них и к Богу, по причине их, прибегать, се есть начало доброго
пути"...
Эта мысль преосвященного Феофана о необходимости внутреннего
подвига, внутренней духовной жизни является основополагающей во
всем учении Святителя о спасении... "Не внешне только надо держать
добрую исправность, - говорит епископ Феофан, - но и сердце содержать
- это главное". Очень часто уверенность христианина, что он идёт
по пути спасения, не соответствует действительности.
Так бывает с тем, кто своё внимание сосредоточивает только на
внешнем исполнении установлений святой Церкви, и это внешнее не
соответствует внутренним настроениям сердца, в то время как шествие
по пути спасения совершается в сердце и сердцем... По учению епископа
Феофана, жить духовно значит непременно иметь в своем сердце благодать
Святого Духа.
Явным признаком духовной жизни епископ Феофан, на основании учения
святых отцов, считает действие молитвы.
Чтение молитвословий, по учению Святителя, ещё не есть молитва.
В собственном смысле молитва есть "возникновение в сердце нашем
одного за другим благоговейных чувств к Богу - чувства самоуничижения,
преданности, благодарения, славословия, прошения, усердного припадания,
сокрушения, покорности воле Божией и проч.". Когда этими чувствами
исполняется душа при чтении молитвословий, тогда в нас поистине
совершается молитва.
"Часто бывает так, - говорит Преосвященный, - некоторые много
лет молятся по молитвенникам, однако в сердце не имеют молитвы.
Такой недуг часто встречается и бывает оттого, что обращение к
Богу ограничивается молитвенным правилом. По его же исполнении
уже не думают о Боге. Доброе молитвенное чувство, полученное во
время молитвы, заглушается суетой и многозаботливостью. Этот недуг
(чуть ли почти не всеобщий) надобно исправить. Нужно сделать так,
чтобы душа не тогда только обращалась к Богу, когда стояла на
молитве, но и в продолжении дня нужно как можно чаще возноситься
умом и сердцем к Богу".
Вместе с этим святитель Феофан постоянно напоминает о тесной
связи молитвы с другими добродетелями. "Ныне хочу напомнить в
предостережение, - говорит он в одной из проповедей, - что трудно,
да и едва ли возможно успеть в молитве, если в то же время не
будем заботиться о других добродетелях. Как цветам предшествуют
листья, ствол с ветвями корнем, так расцветающей в душе молитве
непременно должны предшествовать и сопутствовать добрые духовные
расположения".
На вопрос, как приобретать добродетели, Святитель указывал, что
они есть дар Божий и рождаются от исполнения со смирением заповедей
Божиих. Чтобы жить "по заповедям относительно ближних, - учит
владыка, - извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать
в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства
его и у Бога просить сил на совершение его; потом, кончивши, и
благодарение Ему воздать за то... каясь, если что проторглось
покривившее дело, или представляющее его пред очами Божиими в
чём-либо недостаточным. Действуя так, вы, наконец, этим трудовым
путём достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники"...
Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная
сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и,
особенно, словам.
Этот единственно правильный путь смиренной, постоянно устремлённой
к Богу внутренней духовной жизни является обязательным для каждого
христианина, какой бы образ жизни он ни проводил: монашеский или
мирской... "Цена (жизни) зависит не от того, - пишет епископ Феофан,
- что делается, а от того, в каком духе делается".
По учению Святителя, "спасаются не в одном (только) монастыре.
И в семейном быту спасаются, и во всяком звании и состоянии".
В одном из писем святитель Феофан советует своей духовной дочери:
"Попробуйте так приять все дела свои по хозяйству и по другим
отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы;
не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда,
приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то,
что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу...
Через это при делании будете с Господом. Если в конце, сознав
помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь.
Если затем, в том же порядке исполните второе-третье дело и так
до конца дня: то вот вы весь день с мыслью о Господе. А это ведь
и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием".
В другом письме, затрагивая этот вопрос, епископ Феофан раскрывает,
что есть мир и мирская жизнь... "Мир - страсти, люди, живущие
исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни,
придуманных для удовлетворения страстей... Жизнь семейная и гражданская
не сама по себе есть мирская, а бывает такой, когда в порядки
такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную
и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завести эту жизнь,
чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного,
тогда это будет не мирская жизнь, а святая жизнь, Богом благословенная".
Епископ Феофан, как мудрый и опытный пастырь, очень много внимания
в своих произведениях и письмах уделяет начальным ступеням пути
ко спасению, т.е. воспитанию в грешнике сознания своей греховности
и искреннего покаяния. В то же время он последовательно излагает
основные этапы духовного роста спасаемого человека, возводя грешника
до самых высших ступеней лествицы спасения, раскрывая учение о
живом Богообщении и непрестанной молитве. Все этапы, отмеченные
епископом Феофаном, описаны им на основе глубокого изучения святоотеческих
произведений и пропущены через собственный духовный опыт.
Эти этапы, безусловно, проходит каждый спасающийся человек. Поэтому
всякий, возжаждавший духовной жизни и вступивший на путь спасения,
найдёт у святителя Феофана много полезного и пригодного для себя.
Мы верим, что преосвященный владыка Феофан не только питает нас
своими творениями, но и помогает своими святыми молитвами пред
Престолом Живоначальной Троицы, к Которому он приблизился ещё
здесь на земле, достигнув духовного безмолвия и ангельского бесстрастия.
(печатается в сокращении)
Шацк