"Во Иордане крещающуся Тебе, Шсподи, Троическое явися поклонение",
то есть когда Ты, Господи, крестился в реке Иордане, для всех
открылось, стало явным поклонение Святой Троице. Из этих начальных
слов тропаря праздника становится понятным, почему у него двойное
название: Крещение - это историческое событие, когда Господь наш
Иисус Христос, завершив Своё таинственное для нас приготовление
к общественному служению, пришёл на реку Иордан и принял Крещение
от руки Своего Предтечи, Пророка и Крестителя Иоанна; и Богоявление,
когда во время этого события с небес раздался глас Бога Отца:
"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.
3, 17), и Дух Святой в виде голубя сошёл и почил на Главе Спасителя.
Это было явление Святой Троицы. Впервые так ясно за всю историю
человеческого рода Бог, в Слове славимый, являет Себя миру, насколько
это может вместить человеческий разум.
А зачем нужно было креститься Христу? Вопрос, который должен
задать себе каждый из нас. Ведь крещение есть омовение, очищение
от грехов. Но Сын Божий не был причастен ни к какому греху. Этот
вопрос получает свой ответ в словах Самого Спасителя: "Так надлежит
нам исполнить всякую правду" (Мф. 3, 15), -сказал Он Иоанну, который
также с недоумением и трепетом вопрошал Его: "...мне надобно креститься
от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3, 14). Господь пришёл
исполнить "всякую правду", то есть дать наполнение, действенное
и окончательное, всему тому относительно светлому, отчасти доброму,
не всецело ведущему к Богу, что было во всей человеческой истории
до Боговоплощения. Все искренние помыслы, вся чистота сердца,
устремлённого к небу, всё томление по общению с горним находят
своё исполнение в Крещении Господа в Иордане.
Река Иордан |
Мера правды Ветхого Завета достигла своего предела. И всё то,
что до этого было дано в прикровенных образах, лишь более или
менее ясных, - от первых слов, сказанных при творении Адама: "Сотворим
человека" (Быт. 1, 26), уже указывавших на Триединство Божие,
до таинственного явления Аврааму трёх Ангелов, трёх путников -
становится отныне открытым миру. Блаженный Августин, один из Святых
Отцов нашей Церкви, говорил: "То, что Ветхий Завет скрывает, то
Новый открывает яве". Полнота этого открытия, этого прикосновения
к Божеству, доступная только для человеческого рода, стала явной
после того, как Господь принял плотью крещение от Иоанна Крестителя.
И с этого времени тайна Святой Троицы, оставаясь тайной для нежелающих
воспринять её, ведома теми, кто воспринял евангельское благовестие,
кто стал чадом Святой Церкви, частью Тела Христова. И все мы живём,
движемся и возрастаем этим прикосновением к Богу, в Троице славимому.
И потому каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы исповедуемая
нами тайна, что Бог есть триедин в лицах, была не холодным и отстранённым
признанием ума, но чтобы мы восприняли её всем сердцем, всем существом
своим, не как абстрактную истину, а как то, что является действительным
основанием и бытия всего мира, и существования каждого из Богом
в Троице сотворенных людей.
В одной из церковных стихир этого праздника поётся: "Днесь вод
освящается естество". И освящается не только вода, но и весь окружающий
нас тварный материальный мир, а вода лишь как самая чистая, прозрачная
его стихия. И то, что прежде было или казалось нейтральным и внешним
по отношению к человеку, а иной раз опасным и бурным, становится
преображённой Богом, животворящей, чудесной, напояющей, утешающей,
освящающей и омывающей нас стихией, становится не просто физической
материей, но теми водами, в которых мы возрождаемся в купели Крещения
для вечной жизни. И это есть залог того будущего преображенного
состояния мира, который увидят праведники, когда по Втором пришествии
Бог будет "все во всем" (1 Кор. 15, 28) и когда не будет уже ни
молекулы, ни атома, которые не были бы преображены, изменены и
восстановлены Божественной благодатью. И как напоминание о действительности
этого Божиего обетования, ныне изымается из естественного течения
физических законов освящаемая во дни Крещения Святая вода. Она
не подвержена присущим обычной воде процессам распада и гниения.
Крещенская вода, откуда бы она при освящении ни была взята - из
обычного городского водопровода или из речки, - будет стоять нерушимая
по своим физическим свойствам на протяжении года, а то и большего
времени. И каждый хранящий эту великую святыню (по-гречески -
агиасма) может употреблять её "во здравие души и тела". Крещенская
вода есть одно из, наряду со множеством других, свидетельств неотмирной
природы Церкви. Церковь Божия уже здесь на земле причастна Церкви
Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы, вернее,
законы нынешнего состояния естества, как не раз звучит в церковных
песнопениях: "побеждается естества чин".
И это дивное свидетельство чудесности Крещенской воды невозможно,
как бы ни хотелось некоторым, объяснить никакими рациональными
причинами. И, конечно, здесь дело не в тех ионах или катионах
серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу
с давно уже не серебряных богослужебных крестов и богослужебных
сосудов, после чего вода не портится. Никакие катионы не могли
бы освятить московский водопровод и никакие частицы драгоценных
металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить
на Крещение воду в освящённых источниках, в больших и малых реках
и озёрах. Сегодня вновь в некоторых городах и весях нашего Отечества
возрождается этот обычай Великого водоосвящения самих природных
источников. В день Крещения совершается Крестный ход, вырубается
во льду реки или озера прорубь Иордань, в неё с молитвами погружается
крест, после чего оттуда черпается Крещенская вода. И все с утра
и до вечера берут её из проруби, несут к себе домой и хранят годами
эту Великую святыню. Какие естественные причины могут делать её
сохранной и врачующей душу и тело на протяжении длительного времени?
Токмо Благодать Божия, благодать Духа Святаго.