Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

С Рождеством Христовым, братие и сестры!

Белый витязь эпохи безвременья

Анатолий Дмитриевич СТЕПАНОВ

Сергей Леонидович Марков

 12 декабря 2003 года произошло знаменательное событие. В городе Сальске, Ростовской области, установлен первый в России памятник одному из военных вождей Белого движения генерал-лейтенанту Сергею Леонидовичу Маркову. Автором монумента является известный мастер, заслуженный скульптор России Владимир Суровцев.

 

Вехи славного боевого пути

 

Биография Сергея Леонидовича Маркова - потомственного дворянина и потомственного военного - во многом типична для судеб русского офицерства начала прошлого века. Он родился 7 июля 1878 года в Москве в семье офицера, учился в 1-ом Московском Императрицы Екатерины Великой кадетском корпусе и затем в Константиновском артиллерийском училище, которое окончил с отличием. Затем после службы в лейб-гвардии он поступил в Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. После окончания двух классов по 1-му разряду и дополнительного курса 31 мая 1904 года "за отличные успехи в науках" Марков был произведён в штабс-капитаны.

С началом русско-японской войны Марков, как и тысячи других русских офицеров, рвался на фронт защищать честь и достоинство Родины. Его прошение было удовлетворено. Ратные труды Маркова были отмечены пятью боевыми орденами.

В послевоенные годы он стал штатным преподавателем Николаевской военной академии. Помимо академии, выпустил несколько учебников для военно-учебных заведений, опубликовал ряд статей в военной печати, и о нём заговорили как о перспективном военном теоретике.

Но снова грянула война. 19 июля (1 августа) началась Первая мировая война.

В октябре 1911 года Сергей Леонидович Марков был назначен начальником штаба 19-й пехотной дивизии 9-й армии, в составе которой участвовал в блокаде крепости Перемышль и в боях на Карпатах в районе Дуклинских проходов. Затем - начальником штаба 4-й стрелковой бригады генерала А.И. Деникина, позднее развернутой в 4-ю дивизию, которая имела неофициальное почётное название "Железной".

14 февраля 1915 года Марков принял временное командование 13-м стрелковым генерал-фельдмаршала Великого Князя Николая Николаевича полком. Однако это временное назначение сделалось постоянным, и более года полковник Марков геройски воевал со своим полком. Бои под Лутовиском, на реке Сан, под Журавиным, Горыньей, Перемышлем, Луцком, Чарторыйском - вехи славного боевого пути стрелков полковника Маркова. За умелое командование полком и воинскую доблесть он был отмечен многими боевыми наградами. Среди них самая главная - орден Святого Георгия 4-й степени, которым Марков был награждён в июле 1915 года за бой под Творильней. А в августе ему было пожаловано Георгиевское оружие.

 

России чёрный год

 

Михаил Юрьевич Лермонтов пророчески написал в своё время - "Настанет год, России чёрный год, когда Царей корона упадёт". Он наступил - этот год - в феврале 1917. Катастрофа разразилась, когда до победы в Великой войне России оставалось совсем немного. Воспользовавшись беспорядками в Петрограде, группа заговорщиков, в которую входили и представители высшего командования русской армии, заманила Государя в ловушку и вырвала у него отречение от престола. "Кругом измена, и трусость, и обман", - записал царь в своём дневнике, после того как понял, что опереться ему не на кого.

Генерал-майор Сергей Марков не был причастен к антицаристскому заговору. Но вот многие из близких ему генералов запятнали своё имя предательством своего Государя: и Алексеев, и Корнилов, и Лукомский.

Впрочем, нужно признать, что русские генералы никогда не были сильны в политике. Нынешнее время только подтверждает это наблюдение...

После февраля все мысли Маркова, как и многих других русских генералов и офицеров, были подчинены одному: как не допустить развала армии, как довести войну до победного конца. Они - русские генералы - были хорошими солдатами, но наивными в политике людьми, они не понимали, не хотели понимать, что в феврале 1917 года был перейдён Рубикон, что с отречением Государя развал армии становится неизбежным...

"Погубят армию эти депутаты и советы, а вместе с ней и Россию" - писал в своём дневнике Марков. Вместе с Деникиным в августе 1917 года он открыто поддержал корниловское выступление, эту последнюю и, увы, бездарную попытку спасти армию, когда Керенский обвёл вокруг пальца русский генералитет. Вместе с Деникиным он испил чашу унижений во время ареста и заточения сначала в тюрьме города Бердичева, а затем в быховской тюрьме. Освобождённые генералом Н.Н. Духониным, который за это поплатился жизнью, быховские узники отправились на Дон, где в это время велось формирование первых добровольческих частей. К концу 1917 года в Новочеркасске собрались немногочисленные добровольцы, решившие бороться за единую и неделимую Россию. Зарождалось Белое движение, одним из лидеров которого и стал прибывший на Дон С.Л. Марков. 24 декабря 1917 года Марков был назначен начальником штаба командующего добровольческими войсками, а с января 1918 года принял должность начальника штаба 1-й Добровольческой дивизии.

 

Эпоха безвременья

 

Изначально Добровольческое движение основывалось на чистых благородных порывах русского офицерства, стремившегося освободить Родину от захватившей власть международной террористической банды Ленина и Троцкого. Однако вскоре идеологию Белого движения стали определять отнюдь не благородные офицерские сердца, а холодные умы масонствующих политиканов, погубивших Российскую Империю и предавших Государя. На юге скоро появились Родзянко, Гучков, Милюков, Струве, Шульгин, Львов и даже эсер Савинков. Генералы Алексеев и Корнилов, тесно связанные в прошлом с этими политиками-предателями, приняли их с распростёртыми объятиями. Эти люди и взяли в свои руки идеологию Белого дела. В результате Белое движение воспринималось многими современниками как продолжение "дела Февраля", но не возрождение "дела Империи".

Характерно, что у белых не находилось места многим опытным чиновникам царской России на том лишь основании, что они имели репутацию монархистов и "реакционеров". Так бывшему министру земледелия, члену Государственного Совета А.С. Стишинскому, несмотря на его обширные познания и огромный опыт, удалось чуть ли не тайно получить у Деникина мелкую должность по Государственному контролю. А последний обер-прокурор Святейшего Синода Н.П. Раев и его товарищ князь Н.Д. Жевахов и вовсе смогли устроиться только служками в церкви. Даже имевший несомненные "заслуги" перед февральским переворотом, один из убийц Григория Распутина, В.М. Пуришкевич был притесняем и гоним за свои монархические лекции.

Не случайно к Белому движению не примкнули многочисленные патриоты-черносотенцы, ибо они ясно видели, что белое дело - это не Царское дело.

Все эти обстоятельства помогают нам понять, почему Святейший Патриарх Тихон отказался благословить Белое движение. Один из членов депутации, обратившейся к Патриарху за благословением, князь Трубецкой впоследствии вспоминал, что отказ Святейшего их поразил точно громом. Лидерам белых никак было не понять, почему Святейший Патриарх, бесстрашно анафематствовавший красных, отказывается благословить их, противников большевизма. Но Патриарх понимал ситуацию гораздо глубже и видел дальше, нежели политически ангажированные представители белых. А, кроме того, Святейший Патриарх Тихон ведь был монархистом. В своё время он согласился принять звание почётного председателя Ярославского отдела Союза Русского Народа, согласился, несмотря на оголтелую газетную травлю, которой подверглись черносотенцы.

 

И жизнь, и смерть - за счастье Родины

 

С именем Маркова связано становление Белого движения на юге России и его наиболее героические этапы -1-й и 2-й Кубанские походы, в которых он в полной мере проявил свои выдающиеся способности организатора и командира. Его мужество, умение находить выход из самых тупиковых ситуаций стали легендой. "Белый витязь" - одно из прозвищ генерала Маркова в Добровольческой армии. Его часто сравнивали с "белым генералом" Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, которого сам Сергей Леонидович очень чтил, к юбилею Скобелева он в своё время даже написал специальную брошюру.

Как известно, поначалу донские казаки отказались поддержать добровольцев. 29 января 1918 года войсковой атаман Каледин застрелился, сломленный сепаратизмом казаков, которые отказались воевать. Они надеялись, что большевики их не тронут, если добровольцы уйдут с Дона. Казачий сепаратизм шокировал участников Белого дела. В ночь с 9 на 10 февраля 1918 года Добровольческая армия выступила в 1-й Кубанский поход, который получил название "Ледяного". Марков стал во главе образованного при переформировании Добровольческой армии в станице Ольгинской Сводно-Офицерского полка, по величине своей равного батальону. Добровольцы понесли тяжёлые потери и были разбиты под Екатеринодаром. Ранним утром 31 марта случайным снарядом был убит генерал Корнилов. По распоряжению генерала Алексеева армию возглавил генерал Деникин.

В апреле 1918 года Марков был назначен командиром 1-й отдельной пехотной бригады, а в июне, перед началом 2-го Кубанского похода - начальником 1-й пехотной дивизии. На этой должности он и погиб в бою у станции Шаблиевка 12 июня 1918 года, в самом начале 2-го Кубанского похода, когда предпоследний снаряд отходящего бронепоезда красных разорвался рядом с генералом, сидящим на коне, и смертельно ранил его. "Умираю за вас, как вы за меня", - были его последние слова.

Сергея Маркова отпевали в июне 1918 г. в Свято-Вознесенском кафедральном соборе при огромном стечении русских воинов, многие из которых не могли сдержать слез...

 

Памятник примирения

 

И вот теперь в Сальске стоит памятник генерал-лейтенанту Сергею Леонидовичу Маркову. Памятник одному из лидеров Белого движения. Не героев, а именно лидеров, потому что в гражданской войне не бывает героев. В братоубийственной войне есть только жертвы...

Симптоматично, что почти все "красные герои" гражданской войны закончили свою жизнь в подвалах Лубянки (и Тухачевский, и Блюхер, и Егоров Уборевич, и Дыбенко и многие другие красные командиры), а самый главный "красный герой" Лев Троцкий закончил жизнь от удара альпенштоком агента НКВД Рамона Меркадера. Имена этих людей надолго были вычеркнуты из нашей истории, как, впрочем, и имена "белых героев". Не было героев на гражданской...

Говорят, что в городе Сальске есть немало противников установки памятника "белогвардейцу". Гражданская война продолжается?

Впрочем, инициатор установки памятника генералу Сергею Леонидовичу Маркову А.Н. Алекаев говорит, что памятник Маркову - это дань справедливости. Ведь стоят же памятники красным конникам - Будённому, Щорсу, Чапаеву, Котовскому.

Александр Алекаев мечтает, чтобы памятник генералу Маркову стал памятником справедливости и примирения. Ведь это памятник не одной из сторон братоубийственной войны, а памятник русскому офицеру, русскому патриотизму, памятник Чести, Верности и Мужеству...

Дай Бог, чтобы было именно так.


Сальск

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU