Поместный Собор назвал большевистскую рать
"нашествием антихриста и беснующимся безбожием"
Враги России издавна пытались посеять вражду между Церковью и
государством. Советская власть, исходя из принципа идеологической
монополии, расценила избрание Патриарха Тихона как угрозу со стороны
противостоящей ей политической силы, видя в Патриархе преемника
и носителя идей поверженного монархизма, непримиримого своего
врага. Страх перед объединением существовавших тогда реальных
политических противников под церковными знамёнами подталкивал
большевиков к началу антицерковной войны.
Долгие годы многие документы об этой войне хранились в секретных
архивах, а атеисты в СССР создавали миф об агрессивной, антигосударственной
и антинародной сущности Русской Православной Церкви в первые годы
советской власти. С этой целью передёргивались факты, вырывались
из исторического контекста события, освещение которых приправлялось
тенденциозно подобранными цитатами из посланий Патриарха, духовенства
и Соборных Определений. Прямой отсчёт "антигосударственных" деяний
духовенства атеистическая пропаганда вела с 11 ноября 1917 г.,
когда в Послании Поместного Собора социалистическая революция
была названа "нашествием антихриста и беснующимся безбожием",
однако никто и никогда не писал о действительных причинах принятия
такого обращения. Кроме того, принятию Послания предшествовали
не признанные в России вплоть до сегодняшнего дня гуманные акты
Русской Православной Церкви, которая оказалась, пожалуй, первой
провидицей грядущей гражданской войны и, как могла, попыталась
предотвратить её ещё летом 1917 года.
Святейший Патриарх Тихон |
24 августа экстренное Соборное совещание приняло "Послание Священного
Собора Православной Российской Церкви всему православному народу
русскому", в котором предупреждало о грядущих событиях: "На несчастную
Россию надвигается ужас междоусобной войны, наша Родина стала
притчею во языцех, предметом поношения среди иноземцев из-за алчности,
трусости и предательства её сынов". Это обращение заканчивалось
призывом к объединению всех сил во имя спасения Родины: "Православные!
Именем Церкви Христовой Собор обращается к вам с мольбою. Очнитесь,
опомнитесь, отбросьте вашу взаимную ненависть и внутренние распри,
встаньте за Россию". В тяжкие дни октябрьско-ноябрьских событий
в Москве Русская Православная Церковь вновь попыталась остановить
братоубийственное кровопролитие: 2 ноября 1917 года делегаты от
Поместного Собора во главе с митрополитом Тифлисским Платоном
посетили Московский Военно-Революционный Комитет (ВРК) с просьбой
о прекращении огня. В тот же день Собор принял обращение, в котором
просил победителей при всех обстоятельствах щадить жизнь побеждённых,
не допуская мести и жестокости по отношению к ним.
Длившееся сутки перемирие было, однако, нарушено: в Москве начались
аресты и расправы. И снова Церковь выступила против кровопролития,
адресуя на сей раз своё обращение не только Московскому ВРК, но
также Совету Народных Комиссаров (СНК), всем политическим партиям
и всему вооружённому населению России: "Победители, кто бы вы
ни были и во имя чего бы вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитием
братской крови, умерщвлением беззащитных, мучительством страждущих.
Даже и те, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос
совести, остановитесь хотя бы во имя человеколюбия. Собор взывает
и к Вам, руководители движения: употребляйте всё своё влияние
на обуздание кровожадных стремлений тех, кто слишком упивается
своей братоубийственной победой".
Это было оглашено Собором 8 ноября 1917 г., а 11 ноября из Петрограда
в Москву поступила депеша о конфискации, согласно декрету Совнаркома,
у Русской Православной Церкви всех учебных заведений. Вот тогда-то
Поместный Собор и назвал большевистскую рать "нашествием антихриста
и беснующимся безбожием". А с 10 (23) декабря 1917 г. до 20 января
(2 февраля) 1918 г. участники Поместного Собора находились на
рождественских каникулах. Именно в это время один за другим посыпались
официальные законодательные акты, направленные на ограничение
прав Церкви.
18 (31) декабря 1917г. был опубликован Декрет ВЦИК и СНК о гражданском
браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния,
признавший отныне юридически недействительным церковный брак.
В январе 1918 г. декретом СНК были ликвидированы духовники в армии,
отменены все государственные дотации и субсидии Церкви и духовенству.
В феврале опубликован декрет СНК о свободе совести, церковных
и религиозных обществах, осуществивший отделение Церкви от государства,
национализацию церковного имущества и поставивший Русскую Православную
Церковь в жёсткие рамки всяческих запретов и ограничений. Отныне
она не являлась юридическим лицом, лишалась собственности и права
приобретать её. Опубликованный ещё 31 декабря 1917 г. (13 января
1918 г.), проект этого декрета вызвал бурю негодования в среде
духовенства и верующих. Одним из первых с требованием непринятия
закона об отделении Церкви от государства выступил митрополит
Петроградский и Гдовский Вениамин. В протесте от 10 января 1918
г., адресованном СНК, он писал: "Считаю своим нравственным долгом
сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить
их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого декрета
об отобрании церковного достояния. Православный русский народ
никогда не допускал подобных посягательств на его святые храмы.
И ко многим другим страданиям не нужно прибавлять новых". К голосу
митрополита советская власть не прислушалась, а имя было занесено
в списки врагов революции.
Митрополит Вениамин |
Этот проект декрета явился ответом на Постановление Синода "О
юридическом статусе Русской Православной Церкви" от 2 декабря
1917 г., в котором содержалось требование не принимать никаких
законов, относящихся к Церкви, без предварительной консультации
с нею и без её санкции. Ни на какие подобные переговоры советское
государство идти не собиралось. Отсюда - и протест Патриарха Тихона,
прозвучавший в "Послании к архипастырям и всем верным чадам Русской
Церкви" от 19 января 1918 года. В нём Патриарх характеризовал
происходившие события как гонение на Церковь и предал анафеме
всех тех христиан или хотя бы "по рождению своему" принадлежащих
к Церкви лиц, которые творили насилие над невинными людьми, либо
принимали участие в мероприятиях, направленных против Русской
Православной Церкви. Патриарх призвал православных прихожан активно
становиться "в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят
силы своего святого воодушевления", и "не вступать с извергами
рода человеческого в какое-либо общение".
Такое заявление не могло пройти незамеченным. За него поплатится
не только Патриарх. Ещё враждебнее встретили большевики "Постановление
Святейшего Патриарха и Священного Синода" от 15 февраля 1918 г.,
в котором говорилось о неприятии верующими атеистических действий.
Протест духовенства остался втуне. Состоялось принятие декрета,
которому 25 января 1918 г. Поместный Собор дал следующую оценку:
"...он представляет собой, под видом закона о свободе совести,
злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт
открытого против неё гонения".
Складывавшаяся тогда ситуация требовала осторожности, терпимости,
строгой последовательности проведения официальных актов в жизнь,
глубокого понимания реформы государственно-церковных отношений.
Вместо этого возник резкий конфликт между государством и Церковью,
который на местах усугублялся бесконтрольными действиями воинствующих
безбожников, - не только атеистов, но и разнузданных грабителей,
а порою и провокаторов. Вскоре последовали террористические акции:
в Киеве был убит митрополит Владимир, в реке Тобол утоплен епископ
Гермоген, жертвами оказались многие священнослужители. Развернувшийся
террор против духовенства провоцировал волнения среди верующих.
Учитывая критическое положение в государственно-церковных отношениях,
Совнарком РСФСР в мае 1918 г. образовал при Наркомюсте, губернских
совдепах и комиссариатах юстиции отделы по проведению упомянутого
декрета в жизнь. В августе 1918 г. Наркомюст РСФСР опубликовал
даже подзаконную инструкцию, направленную на стабилизацию положения
и охрану прав верующих. В действительности же ни одна из такого
рода инструкций не выполнялась. Согласно тому же декрету началась
конфискация имущества монастырей, ответом на которую явилось "Определение
о монашестве", принятое Поместным Собором 13 сентября 1918 года.
В нём все монастырские земли по-прежнему оставлялись в собственности
Церкви. Советская власть не замедлила прибегнуть к репрессивным
мерам. Начался тяжелейший период в истории Русской Православной
Церкви.