Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

С Рождеством Христовым, братие и сестры!

Святитель Филипп, митрополит Московский

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

Святитель Филипп, митрополит Московский

22 января - 435 лет со дня преставления святителя Филиппа

 

 В Москве, неподалёку от станции метро "Проспект Мира", стоит храм святого Филиппа, митрополита Московского, построенный знаменитым М.Ф. Казаковым на месте деревянного, появившегося здесь столетием ранее. 3 июня 1652 года столица торжественно встретила здесь святые мощи митрополита Московского Филиппа. Мощи Святителя проделали долгий путь - с Соловецких островов. Митрополит возвращался в первопрестольную, из которой он был изгнан в 1568 году.

Святитель, подвижник, мученик, митрополит Филипп (Колычев) как исторический деятель принадлежит своей эпохе, но красотой своего духовного облика, подвигом своей жизни он возвышается над нею, свидетельствуя о Вечной России - Святой Руси. В истории России Святитель Филипп связан своей жизнью и смертью с царём Иваном Грозным.

Святой Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, происходил из старинного боярского рода Колычевых. Он родился в Москве 11 февраля 1507 года и был в крещении наречён Феодором. Знатность и богатство родителей, любовь к нему малолетнего великого князя - всё обещало ему блестящую карьеру при дворе, но Феодор смолоду стремился к духовному подвигу.

Поставление в митрополиты

Когда ему было около тридцати лет, он покинул Москву. Нищим одиноким странником Феодор шёл на Север. На берегу Онежского озера ему пришлось задержаться надолго. Нужда заставила его наняться к местному крестьянину в пастухи. Боярский сын учился смирению. Наконец он пришёл в Соловецкую обитель на Белом море. Прошло лишь столетие со времени основания Обители, но она уже была центром Православия на Поморском Севере.

Инок Филипп (это имя он принял в постриге) скрывал свою принадлежность к знатному роду, безропотно сносил насмешки и унижения, отдавал все силы молитве, посту и трудам. Всем существом своим он стремился к аскетическому подвигу. Но Господь судил ему иную судьбу, иную славу...

Заточение в темницу

Пришло время, когда старый игумен сделал монаха Филиппа своим преемником. Игуменства Филипп не желал, но приступил к исполнению нового для себя служения, как и к прежним своим послушаниям, со смирением и полной отдачей сил. Под началом игумена Филиппа в монастыре развернулась огромная хозяйственная деятельность, развитие промыслов и торговли сделало его крупнейшим экономическим центром на Русском Севере. Было начато грандиозное каменное строительство. Поражающий сегодня воображение архитектурный ансамбль Соловков - памятник игуменства Филиппа, продолжавшегося восемнадцать лет. Уже в те годы его стали называть вторым основателем Соловецкой обители. Слава о Соловецком игумене достигала Москвы. Царь Иван Васильевич всячески подчёркивал своё расположение к нему, жаловал монастырь богатыми вкладами...

Святитель Филипп
обличает царя Ивана Грозного

Но наряду с царскими дарами в обитель приходили вести о тяжёлой Ливонской войне, о появлении новой политической силы - опричнины. Главным государевым делом стала "борьба с боярской изменой". В измене царь подозревал всех. Повсюду ему виделась опасность для его власти и жизни. Опираясь на опричнину, царь развернул невиданные доселе гонения на боярство. Представители московской знати истреблялись нередко целыми семьями. Обычно вокруг князей и бояр погибало множество людей незнатных. Новый режим правления царь желал укрепить с помощью Церкви и в поисках союзника многим иерархам предпочёл известного ему с давних пор Соловецкого игумена Филиппа. Царь предложил ему в 1566 году занять освободившийся митрополичий престол.

Царь Иван IV, известный в истории как Иван Грозный, получил свыше великие дарования на исполнение священного царского служения, и начальный период его правления был ознаменован большими успехами: всемерно укреплялось государство, были проведены важные военные и административные реформы. Взятие Казани и утверждение московской власти в Поволжье и на Северном Кавказе открыли для России "окно в Азию". Но последовавшая затем попытка "прорубить окно в Европу" путём войны в Прибалтике оказалась неудачной. В условиях этой тяжёлой, затяжной войны враждебность царя к боярству усиливалась и, наконец, приняв форму открытой ненависти, воплотилась в опричнине.

Убиение святителя Филиппа

Создав для "искоренения измены" преданное ему войско, Иван Грозный желал видеть в нём не воинов, а "верных псов". Царь охотно принимал в ряды опричнины татар и кавказцев, легко находил с ними общий язык. Между тем он кощунственно присвоил опричнине форму иноческого братства.

Но всё же православный государь был и оставался для русского народа помазанником Божиим, народ молился за него и верил, что "переможет" с Божьей помощью опричнину, как некогда Орду. Но на этой духовной высоте Россия удержалась благодаря Церкви.

Призванный царём на митрополичий престол, святитель Филипп соглашался принять его предложение лишь при условии уничтожения опричнины. Царь по обыкновению "впал в гнев", но всё-таки, пообещав святителю найти приемлемое решение, склонил его принять митрополичий сан.

В течение года казней почти не было. Но вскоре кровавые расправы возобновились с прежним размахом. Митрополит писал царю, пытался с ним встретиться, - всё было тщетно. И тогда в одно из воскресений Великого Поста в Успенском соборе Московского Кремля святитель обратился к царю с речью, в которой прилюдно обвинил его в подчинении священного служения православного монарха низменным земным страстям. Последовала гневная отповедь царя: "Что тебе, чернец, до наших царских дел?" В одной уже этой фразе обнаруживается отношение Ивана Грозного к Церкви. При всем известной глубокой вере и набожности царя его неумение и нежелание принять увещевание первосвятителя было трагедией и для России, и для Церкви, и для него самого. На следующий же день царёвы опричники ворвались на двор митрополита, схватили всех его приближённых и забили их насмерть.

Первосвятитель вновь умоляет царя об упразднении опричнины. Но царь не внемлет. Наконец, Иван Грозный решает избавиться от непокорного митрополита. Решено было судить его как "клятвопреступника". "Преступление" состояло в том, что митрополит посмел осуждать царёв "домовый обиход", обличая перед народом творившееся беззаконие. На Соловки отправились доверенные люди государя с тайным предписанием найти для суда свидетельство виновности святителя. При помощи подкупов и запугиваний посланные собрали лжесвидетельства и представили их на московскую комиссию. Состав этого судилища был заранее подобран: в назначенный день перед судьями предстали враждебно настроенные к митрополиту иерархи и клеветники из соловецкой братии. Как обычно, карьеризм и трусость сработали безотказно. Святитель Филипп был осуждён и низложен.

Царь Иван Васильевич выход своей ненависти обычно находил в изощрённых издевательствах. Незадолго до суда он велел казнить сродников владыки - его троюроднодного брата Михаила Колычева с сыновьями. Голову казнённого он послал святителю. Тот молча облобызал главу и вернул её опричнику. После вынесения святителю приговора о пожизненном заточении в темнице царь решил увенчать расправу позорным спектаклем. Святителю было велено совершать в день Архистратига Михаила богослужение в Успенском соборе. Едва богослужение началось, в храм ворвались опричники, зачитали приговор суда, сорвали с митрополита облачения, бросили его в сани и отвезли в Богоявленский монастырь. После издевательств в монастырских тюрьмах Москвы святитель был отправлен в заточение в Тверской Отрочь монастырь.

В конце 1569 года опричное войско во главе с царём шло из Москвы на расправу с "мятежным" Новгородом. На подходе к Твери царь послал своего любимца Малюту Скуратова в монастырь, где томился святитель, испросить благословения на погубление Новгорода. Не получив благословения, палач задушил святителя, и в тот же день тело мученика было предано земле.

В 1591 году, в царствование благочестивого Феодора Иоанновича, по просьбе братии Соловецкого монастыря мощи священномученика были перенесены в Соловецкий монастырь. В 1648 году митрополит Филипп был причислен к лику святых, а в 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий Патриарх, привёз мощи святителя Филиппа в Москву. При въезде в столицу святые мощи встретил царь Алексей Михайлович и смиренно просил святого отпустить вину своего "прадеда", царя Ивана Васильевича. Так совершилось примирение Святителя с Царём.


Москва

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU