Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

протоиерей Александр Шаргунов

 

Мой вопрос: как привести ближних ко Христу. Многие живут сегодня, ни о чём не задумываясь. Но сколько таких, кто задыхается среди нового тотального материализма, ищет духовности и попадает в какую-нибудь секту. Как им пробиться к Церкви, доступ к которой сегодня так затруднен и которую так старательно демонизируют СМИ? Как узнать, что "не напрасно, не случайно" дана жизнь? Есть ли какой-нибудь исход?

Что здесь зависит от нас, христиан? Молиться об обращении заблудших? Проповедовать среди знакомых? Мы все молимся за своих близких, но так редко наши молитвы достигают цели. А проповедь часто вызывает раздражение и насмешки. Может быть, нам не хватает терпения и упования?

Г. Петелина, г. Москва

 

Во-первых, доступ к Церкви хоть и труден, но не невозможен. Достаточно сказать, что в одной Москве несколько сотен храмов, двери которых всегда, с утра до позднего вечера, открыты. Конечно, для двенадцатимиллионного города это более чем недостаточно. Но все-таки от нас, христиан, немалое зависит. Как спасаемся мы, какова наша духовная жизнь?

Мы, наверное, плохо представляем себе, до какой степени всякая наша теплохладность и маловерие губительны для других. И насколько спасительным для ближних может быть наше постоянство и твёрдость в истине. Не зря же мы без конца вспоминаем слова преподобного Серафима: "спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся".

Давайте посмотрим на нашу духовную жизнь и на жизнь наших близких. Как всё связано, почти зеркально!

Если мы забудем слова преподобного Серафима о стяжании Духа Святаго как цели христианской жизни, если не будет у нас решимости жить подлинно духовной жизнью, даром Креста Христова, многие уйдут искать духовное в восточных медитациях.

Если мы допускаем некий магизм в богословии и в таинствах, когда думаем: "достаточно молиться, а все остальное произойдет само собой" - многие уйдут искать истину там, где магия и оккультизм.

Если мы не верим, что наша жизнь в руках Отца Небесного, кто убедит их, что Бог никогда не оставляет их и заботится о них среди самых страшных скорбей? Их жизнь потонет в безысходном страхе за завтрашний день. И многие решатся покончить с ней, когда она станет слишком невыносимой. Разве суицид не становится сегодня у нас новой формой геноцида? Если Ангелы и святые не окружают нас своим постоянным присутствием, почему бы людям не довериться звездам, слепой темной судьбе? И они начинают измерять время по гороскопу, а не по церковному календарю.

Если мы не явим, что личность человека, душа и тело, единственна и неповторима, что человек - творение Божие, что Бог стал человеком ради спасения всех, многие будут верить в перевоплощение - обезьянью карикатуру Воплощения.

Если Стол небесной пищи, Евхаристии, Престол, не даёт нам общения с миром невидимым, почему бы им не заняться "вращением столов", чтобы вступить в контакт с умершими? И спиритические сеансы для таких людей заменяют Литургию.

Если мы не откроем чудо таинства прощения, которое касается самых сокровенных глубин человеческого естества, они бросятся к первым попавшимся им "психотерапевтам". И духовное будет заменено психикой падшего человека.

Если мы не сознаем глубоко, что жизнь даётся нам только один раз, чтобы мы очистились крестной любовью Христовой и сделались способными соединиться с Богом, они будут верить, что надо прожить несколько жизней, чтобы преодолеть соделанное ими зло. И безжалостная карма займет место воссиявшего от гроба Христова прощения.

Если мы не верим по-настоящему, что Бог даровал нам нашу жизнь, чтобы мы жили свободно с Ним (или без Него), почему бы миру не поискать предсказателей будущего, подсматривающих тайны вечности из-за угла? И рабская зависимость от бесконечных прогнозов упразднит нашу свободу.

Если Божия Матерь не Приснодева, ради чего давать Богу обеты хранения чистоты? Так открывается в мире путь ко вседозволенности. Не героизм, а гедонизм с фальсификацией подлинной радости, для которой создан человек.

Если тело наше не будет прославлено в День Господень подобно Телу Воскресшего Христа, почему бы не превратить наше тело в инструмент для извлечения максимума наслаждений? Если небо не существует, они будут готовы отдаться, телом и душой, всем земным развлечениям. И жертвовать чем угодно, чтобы только избежать страданий.

Церковь должна иметь силу говорить о Фаворском свете преподобного Серафима Саровского, о чудесах исцелений святого Иоанна Кронштадтского и святого Иоанна Шанхайского, о благоуханном мироточении иконы Царя-мученика как о явлении благодати Духа Святого в наши дни. Иначе многие будут прибегать к восточной йоге, экстрасенсам и телецелителям вроде Кашпировского и Чумака, именами которых были запечатлены в нашей стране "большие перемены".

Если нечистой силы для нас не существует (оттого что мы плохо противостоим ей), как наши ближние поверят Христу, изгонявшему бесов? А ведь если бы в Нём была хоть какая-то неправда, у мира не было бы никаких шансов выйти из тупика лжи и смерти.

Если ада для нас не существует (оттого, что мы не сознаём себя погибающими без Христа), тогда спасение - непонятно от чего. Тогда любовь - не сила Божия, побеждающая смерть, а манная каша, как выразился известный богослов. И истина - пустословие, и свобода - мираж.

Так дары Божий похищаются сатаной. Потому что наше спасение - не игра, а путь Креста. Не пустая философия, а Кровь Христова. И наша кровь.

Истина и правда урезанные - истина и правда преданные. Истина приукрашенная - истина отвергнутая. Истина без любви - ложь. Любовь без истины - кокетливое заигрывание с жизнью. Искажение истины - уничтожение любви. И жизни.

Разбитым сердцам не поможет изучение социологических проблем. И умы, тонущие в бездне отчаяния, не спасёт интеллектуальное манипулирование высокими понятиями. Довольно уже они вкусили тезисов, антитезисов и синтезов. Они просто нуждаются в том, чтобы возвратиться к реальности. Знать, что Истина существует. И в этом заключается всё.

Бог Сущий - Тот, Кто существует. Всё остальное - постольку, поскольку связано с этой реальностью.

И мы призваны свидетельствовать своей жизнью, что небо существует, и ад тоже. Но, прежде всего - небо. И ангелы существуют, и бесы тоже. Но, прежде всего - ангелы.

И превыше всего - свидетельствовать о бесконечной любви Агнца Божия, которая не оставляет никого в самых отчаянных обстоятельствах. Покуда эта любовь не узнана, не востребована, не пережита, человек никогда не узнает, что он существует. И не поймёт, откуда он приходит и куда он идет. Ради чего он умирает и ради чего живет.

 

В Апокалипсисе сказано: "Ты ни холоден, ни горяч; за это извергну тебя". Что значит "горяч", вроде понятно. А что такое "холоден"?

М. Донскова, г. Ставрополь

 

Смысл этих слов прост: нужно быть горячим к добру и холодным к злу. Некоторые люди еще не знают по-настоящему добра, но душа их не может мириться со злом, и Господь не оставляет такого человека.

В Великую Пятницу мы слышим, как апостол Петр, заступаясь за Господа, отсек мечом ухо раба архиерея. Кто-то из святых отцов сказал, что, вероятно, апостол хотел отсечь голову, но промахнулся. Господь не одобряет его действий, но мы не можем не радоваться, что в момент, когда все оставили Господа и разбежались, нашёлся один человек, который хоть так, но заступился за Него. И святые отцы говорят, что именно за эту его, пусть неразумную тогда, ревность о Боге было даровано ему после отступничества покаяние, и он был восстановлен в своём апостольском достоинстве.

Точно так же было с апостолами Иоанном и Иаковом Зеведеевыми, когда Спаситель приближался к Самарии и Его не приняли. "Хочешь ли, Господи, мы сведем огонь с неба, как Илия сделал", - сказали апостолы. Мы все знаем ответ Спасителя. Но нам важно понять, что если бы не было у этих апостолов такой пламенеющей ревности, такого неравнодушия к Господу и Его правде, любовь, о которой сказал им Христос, осталась бы для них навсегда только красивой мечтой.

Точно так же было с апостолом Павлом, ставшим из гонителя Церкви её величайшим апостолом.

Почему Господь спасает одних грешников, а других не спасает? Бог хочет спасти всех, но Он никогда не спасает нас без нас. Ему всегда надо на что-то опереться в нас. На нашу устремленность к добру и правде, которые вследствие нашей греховности могут быть искажены. Но которые всегда отмечены живым человеческим участием в том, что касается самой сути жизни, неравнодушием к истине и правде.

 

Как Вы думаете, что более всего мешает нам по-настоящему покаяться?

С. Мясоедов, г. Новосибирск

 

Этот вопрос на ту же тему, что и в предыдущем письме. Очень важно понять: у равнодушия нет покаяния. И значит. Царства Небесного. Самое страшное в наше время - даже не зло, а равнодушие ко всему. Самое страшное - люди, до которых не докричишься. Если такая глухота к тому, что вопиет, то и Бог ничего не даст.

Человек равнодушный - он никакой. Это значит, по отношению ко всему -никакой. Он только внешне присутствует. Его как бы нет. Хуже всего, когда притворяется, что он есть, что его что-то волнует. Он слеп ко злу, которое в мире, и к греху, который в нём. И равнодушие ко злу делает его безучастным к добру. Даже преступник иногда может дойти до дна зла и оттуда возопить к Богу. А равнодушный всегда доволен собой. Это как бесовское отделение от всех, он уже не воспринимает других как людей.

Что такое равнодушие? Вспоминается рассказ о двух людях, знающих, что должно совершиться преступление. Один говорит: "Я не могу не думать, что этот человек сейчас лежит и ждет, когда придут и убьют его". Другой отвечает: "А ты не думай!" Равнодушный - это тот, кто не думает. Кто не заплачет вместе с тобой.

Равнодушие - не безобидная вещь, даже если человек не делает ничего плохого. Он поощряет зло. Он трус и шкурник. Он ко всем равнодушен, а к себе -нет. Поэтому может покрывать любое преступление. Будет равнодушно смотреть, как на его глазах сажают, убивают. Из-за равнодушия попускается торжество зла, всё, что происходит сегодня. Из-за равнодушия многих Бог попустит пришествие в мир антихриста, как попустил Он уже многие катастрофы - например, октябрьский переворот 1917 и 1993 года.

Все знают, что такое буддистское равнодушие. Как бы ни бесчинствовало зло, какое бы горе ни стряслось - значит, такая "карма". И христианин скажет: "На всё воля Божия". Правильно скажет. Но мы ведь живые люди! Сделали ли мы всё, зависящее от нас? Потому что Господь смотрит на нас, как мы противостоим злу, как себя ведём, когда другому плохо.

Он говорит нам: "Что вы зовете Меня: Господи!, и не делаете того, что Я говорю?" (Лк, 6,46). "Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня... Так как вы не сделали сего одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф. 25,43-45).

Для равнодушного жизнь не таинственна. И не интересна. И он не может коснуться её подлинных глубин. Он неспособен к сильным чувствам, к жертве, то есть к любви. Потому что любовь - это жертва.

Все люди больны в той или иной степени "окамененным нечувствием". Все так или иначе духовно мертвы. Но надо, чтобы всякий человек, пройдя трудный путь искания истины, мог сказать о себе словами блаженного Августина: "Ты поставил меня лицом к лицу с самим собою, дабы увидел я, как низок и подл я был, полон мерзости и язв. И увидел я себя, и ужаснулся".

Однако подлинным покаянием человек сподобляется увидеть не только себя, но Христа Бога и - непостижимое чудо - вследствие этого, как говорит апостол Иоанн Богослов, стать подобным Ему. Вот что значит - не быть равнодушным к добру и истине.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU