Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Воин духа

Сергей Артамонович ЛЫКОШИН, иеромонах ВЕНЕДИКТ

 

Валерию Николаевичу Ганичеву 70 лет

 

 

Валерий Николаевич Ганичев - человек известный и заслуженный. Он - прекрасный писатель, автор многих книг, доктор исторических наук, профессор, крупный общественный деятель. В конце 1960-х годов он возглавил издательство "Молодая гвардия", и на протяжении более чем десяти лет это издательство было оплотом русского патриотического духа. После этого была "Роман-газета", которая при Ганичеве издавалась многомиллионными тиражами. Нынче под его руководством выходит "Роман-журнал XXI век", давно признанный читающей публикой России. А с 1994 года Ганичев возглавил Союз писателей России, как раз в ту пору, когда разваливалось всё... Могло развалиться и писательское сообщество, но, во многом благодаря мудрой и дальновидной деятельности Валерия Николаевича Союз писателей не только сохранился как наиболее крупная действующая творческая организация в стране, а приобрел ещё большее уважение в глазах российской общественности, повернулся лицом к народу и к вере... Так же, как по инициативе Ганичева возник Всемирный Русский Народный Собор, без которого ныне немыслима отечественная общественная жизнь. Но, может быть, одной из самых великих его заслуг стало письмо, которое он написал в 1995 году Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. В этом письме Валерий Николаевич просил рассмотреть вопрос о возможной церковной канонизации адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Прошло шесть лет, и летом 2001 года произошло церковное прославление великого русского флотоводца, святого праведного адмирала Флота Российского Феодора Ушакова...

В этом году, 3 августа, Валерию Николаевичу Ганичеву исполняется 71 лет...

А в самом начале марта в Арзамасе прошли первые арзамасские соборные встречи, частью которых были Ушаковские чтения, посвящённые святому адмиралу и книгам об Ушакове, написанным Валерием Ганичевым. На чтениях выступали преподаватели и студенты Арзамасского государственного педагогического института, гости из Москвы и Нижнего Новгорода, священнослужители. Представляем вниманию читателей два выступления (в сокращении), одно из которых принадлежит заместителю председателя Союза писателей России, известному писателю и критику Сергею Лыкошину, а второе - иеромонаху Венедикту из Санаксарского монастыря, где покоятся святые мощи адмирала Ушакова.

 

С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ

 

Русский человек Валерий Николаевич Ганичев, автор нескольких романов о замечательном полководце Фёдоре Ушакове, сегодня представил своё понимание того, что было сделано Фёдором Ушаковым, и точно определил некие историко-географические сюжеты в судьбе его дела. Невероятно, но на фоне нынешнего разгула антидуховности, мы почувствовали эмоциональные тона судьбы Ушакова и связали их с днём сегодняшним и днём грядущим.

Обратите внимание, как точно время расставило акценты на книгах Ушаковского цикла. Я намеренно говорю "Ушаковского цикла", потому что Ганичев - автор ещё одной книги о жизни русского энциклопедиста, знатока русских традиций Андрея Тимофеевича Болотова. Книга эта появилась в тот момент, когда в русской истории забрезжил небольшой маячок надежды; когда казалось, что в Россию 1980-х годов мирно вернётся правда русской истории и православный мир вновь войдёт в нашу жизнь; когда мы, наконец, почувствуем себя полноценными гражданами своего Отечества. Нам так хотелось в это верить. И нам нужны бьии практики: земледельцы, ученые, общественные деятели, мастера слова, - люди, в масштабе своей деятельности равновеликие историческому имени Ломоносова. Валерий Николаевич Ганичев, будучи очень занятым издателем и активным общественным деятелем, принявшим на себя удары тех сил, которые старались не допустить пробуждения русского самосознания, русской истории, - нашёл время для того, чтобы изучить наследие самого, наверное, забытого русского энциклопедиста.

И появилась книга о Болотове. После этого выходили издания и переиздания самого Болотова. России снова понадобились воины духа, предприниматели, политики, которые реально могли бы защитить её интересы, вновь оказался востребованным образ человека, который бы мог вести корабль русской истории не только в области морского дела. И Ганичев начинает писать книгу для "ЖЗЛ" об Ушакове.

Если говорить о серии "Жизнь замечательных людей", сегодня мало кто себе представляет, какое значение эта серия, выходившая в 1970-1980-е годы в издательстве "Молодая гвардия", имела в формировании национальной культуры и национального самосознания.

Среди книг серии "ЖЗЛ" появились работы М. Лобанова - об А.Н. Островском, Ю. Лощица - о И.А. Гончарове и Дмитрии Донском, Б. Тарасова - о Б. Паскале и П.Я. Чаадаеве, В. Сергеева - об Андрее Рублёве... В те времена надо было иметь немалое мужество, чтобы издать эти книги, но награда-то авторам какова: почти одновременно канонизированы и Андрей Рублёв, и Дмитрий Донской.

В сложнейший, переполненный политическими и "реформаторскими" страстями период русской истории, Валерий Николаевич Ганичев, выпуская книги своих коллег, и сам написал первую книгу об Ушакове, и это было его писательским и гражданским подвигом. Ганичев скромно умалчивает о том, что опыт приобщения Ушакова к лику святых - есть опыт истории самой серии.

Казалось бы, вопрос исчерпан: книга об Ушакове сложилась совершенно достойно. Но то, что произошло впоследствии - появление следующих книг, переосмысление уже написанного и дополнение образа Ушакова, сделанное Ганичевым, - поражало меня при прочтении каждой выходящей книги, потому как за этим виделся продолжающийся духовный труд. А для писателя, поверьте, духовный труд - самое ценное, что может его сблизить с историческим материалом.

На сей день книга, отражённая, я бы сказал, в четырёх списках, является подлинным культурным достоянием русской истории. Меня до слез тронуло всемирное православное приятие образа святого праведного воина Феодора, образа, созданного Валерием Николаевичем Ганичевым.

То, что сделал Валерий Николаевич Ганичев в 1970-80-е гг., будучи издателем, направляющим целое течение в искусстве, - это поистине путь серьёзного жизненного, гражданского, человеческого, нравственного преодоления. Таких людей в России было и остаётся немного. Но уверенность каждого из этих людей в том, что непременно наступит торжество Православия, возвращение подлинной русской истории, преодоление всей мрази и гадости, которые нас окружают, дорогого стоит. Не нам, живым, примерять, что с нами случится, не нам корить наших предков за то, что мы недополучили, ибо во всём виноваты только мы сами: за каждый свой шаг мы отвечаем перед Богом и перед Отечеством, и перед своими потомками.

Я хотел скупыми словами о русском подвижнике поднять наш русский дух; сказать, что наш прекрасный русский язык, наша прекрасная русская жизнь, наше чуткое сердечное отношение к Родине - это свидетельство нашей неизбежной общей победы, утверждение святости России во всех её проявлениях, когда среди нас живут бок о бок святой праведный воин Феодор Ушаков и замечательный русский писатель Валерий Ганичев.

 

Сергей Артамонович ЛЫКОШИН

 

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

 

Мы присутствуем при удивительном событии: Господь через своего святого и через конкретного человека, православного христианина, одухотворённого, ревностного человека соединяет нас всех в чувстве неразрывности исторического контекста. Мы должны понимать, что всё Господь устраивает для того, чтобы соборность человеческого сознания, бытия, включённость в историю, была людьми прежде всего осознана, иначе мы находимся в сиротстве, иначе мы слабы.

Санаксарский монастырь был отдан церкви в 1991 году, тогда же туда пришли первые насельники. А Валерий Николаевич Ганичев в духовном смысле является первым насельником нашего монастыря. Почему я так говорю? Потому что ещё до того, как монастырь был отдан церкви, никто, начиная с отца-наместника, который в монастыре с первого года, об этом монастыре ничего не знал. Но Валерий Николаевич не только знал этот монастырь, он бывал здесь, писал об адмирале Фёдоре Ушакове, человеке и праведнике. Благодаря молитвам этого праведника монастырь в общем-то и сохранился.

Я бы хотел назвать четыре имени и напомнить о двух исторических периодах: святой преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Феодор Санаксарский и святой адмирал Ушаков. Важно глубочайшее понимание русским воинством, и вообще, русским государственным служивым человеком (это относится ко всем нам - на какое бы место Господь не поставил человека в России служить Богу и Отечеству), что без благословения Божьего через духовного наставника изливающегося на человека, на воинство, на всё Отечество, без руководства духовного, без крепкой духовной связи Церкви и общества никакое дело, никакие достижения в России невозможны. Победа на Куликовом поле, которую благословил Господь через преподобного Сергия, великого угодника, иначе не состоялась бы; и непрерывное водительство преподобным Феодором адмирала Ушакова вело его к великим победам.

Чем сегодня значителен для каждого из нас святой праведный воин Феодор Ушаков, чем это явление удивительно для жизни нашего общества? Мы почувствовали на прославлении, когда это событие объединило очень многих людей, совершенно разных и по социальному положению, и по мировоззрению, что адмирал удивительным образом вместил в себя самые разные ипостаси служения: он и гениальный флотоводец, и гениальный политик и дипломат, выдающийся государственник, строитель, экономист и т.д. Господь прославил его за праведность его существа. И всё это скреплялось чистотой евангельской. Много было гениальных флотоводцев и государственников, но его внутренняя чистота проявлялась с детства. В последние дни его жизни при всех трагических поворотах военной службы, когда он уже отошёл от военной карьеры, всю чистоту этого состояния он сохранил. И в этом смысле он является примером для подражания очень и очень многим, если не всем.

Некоторые говорят, что прославление Ушакова - политическое явление. Мол, поговорили и решили. Но так не бывает. Господь избирает именно тот момент прославления своих угодников, который как бы взывает к конкретному святому через конкретного человека. В данном случае это - Валерий Николаевич Ганичев. Когда он писал, он проникался познанием праведности своего героя, потом отправил письмо святейшему Патриарху. И, наконец, народное почитание, молитвы братии Санаксарского монастыря сделали своё дело.

Этот пример очень значим. Но надо понять его не формально, не поверхностно, а вникнуть в самое существо образа Феодора Феодоровича. Существо же его святого образа в том, что, прежде всего, человек - носитель благодати Божией и послушник перед Богом.

Господь каждому из нас определяет послушание, кем бы мы ни были. Для Валерия Николаевич Ганичева - это прежде всего служение слову, творчество, обращённое ко всем нам, русским людям, и к нашим ближним и дальним потомкам.

Иеромонах ВЕНЕДИКТ

 

"Русский Дом" желает нашему другу и соратнику Валерию Николаевичу Ганичеву многая и благая лета!

 



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU