Исток Волги. Глядя на робкое биение родникового ключа, трудно
поверить, что здесь берёт начало великая река, называемая в
русском народе "кормилицей", "матушкой".
Исток Волги обнаружен сравнительно недавно, в 1880 году, но уже
в "Повести временных лет" говорится о том, что из Оковского леса
крестообразно вытекают Волга, Днепр, Западная Двина и Ловать.
"Днепр же" - сказано в летописи - "вытекает из Оковского леса
и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и идет на север
и впадает в море Варяжское. И из этого же леса течет Волга на
Восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское". Так
писал летописец Нестор на заре русской государственности.
Крест на водоразделе и два храма - каменный пятиглавый Преображения
Господня и деревянный, во имя святителя Николая - подчёркивают
с каким благоговением русский народ относится к истокам своих
великих рек, видимо отождествляя их и с истоками своей народной
души.
В последние годы на истоках Волги и Западной Двины возобновлена
традиция освящения воды. Ежегодно 29 мая в храме святителя
Николая духовенством Тверской епархии совершается Божественная
литургия, а на волжском истоке -водосвятный молебен. Удивительно,
но когда были найдены документы дореволюционной жизни Волговерховья,
выяснилось, что чин освящения в этих местах совершался также 29
мая. Так Божиим Промыслом и попечением людей не прервалась связь
поколений старой и новой России.
Ежегодно совершается крестный ход от истока Волги, расположенного
на территории Осташковского района, до города Калязина, по суше
и по воде, молитвенно соединяя истоки великих русских рек.
В 2003 г. сюда из Почаева была доставлена чудотворная икона Божией
Матери. Почаевская икона Пресвятой Богородицы прошла вместе с
молящимися весь этот путь, мимо порушенных храмов и разорённых
деревень, мимо тихих погостов и беспокойных городов, где росток
веры понемногу пробивается в сердцах людей.
Старинный город Осташков расположен на берегу озера Селигер.
На гербе города под двуглавым российским орлом - серебряные рыбы,
показывающие основной промысел осташковцев. Издавна осташей называли
первыми рыбаками на Руси.
Впрочем, первыми они были не только в рыбном промысле. Осташков
первый из уездных городов, где был открыт общественный театр;
с 1833 года существует публичная библиотека, книги на которую
были пожертвованы из личных собраний горожан.
В XIX веке осташковцы отличились и во время открытия Дома милосердия
для детей, лишенных родителей. Местные купцы отказались брать
деньги из государственной казны, и содержали приют на собственные
средства.
В 1730 году в Осташкове был основан первый в Тверской губернии
кожевенный завод. Кожаные рыбацкие сапоги - "осташи" - с длинными
голенищами, рыбацкие фартуки и рукавицы не имели себе равных.
Ими торговали по всей России и за ее пределами: в Норвегии и Англии,
Канаде и Бразилии.
В
1991 году при помощи югославских специалистов Осташковский кожевенный
завод был реконструирован. Ныне предприятие производит треть всей
кожи России, ежегодно выпуская более четырех миллионов квадратных
метров готовой кожи и полуфабрикатов.
Сегодня на заводе трудится более тысячи двухсот человек. Хорошая
зарплата и солидный премиальный фонд привлекает сюда много молодежи.
По крайней мере, для Осташкова проблема оттока населения в большие
города не стоит так остро, как для других малых городов России.
Глава муниципального образования "Осташков" Иван Васильевич Павлов
с радостью говорит о последних достижениях города: "Вотуже четыре-пять
лет у нас рост объема промышленного производства не менее 50%.
Бывало и 80%. В прошлом году вообще объем был увеличен где-то
в 2,5 раза. Это говорит о том, что если раньше на Селигер люди
приезжали только отдыхать, то сегодня они оставляют здесь часть
своих средств и говорят: "Мы хотели бы остаться здесь жить".
Удивительна и своеобразна архитектура Осташкова. Сохранившиеся
Воскресенский и Троицкий соборы, возведённые и украшенные местными
мастерами, можно отнести к лучшим произведениям русской архитектуры
XVII-XVIII веков.
При строительстве жилых домов думали не только об их прочности,
но и о том, как они будут вписываться в окружающий ландшафт.
"Образцовые" дома строили на углах улиц, многие из них со скругленным
углом, чтобы видно было главное направление улицы, которая выводила
к Селигеру. Водная гладь озера торжественно замыкала перспективу
города.
В семи верстах от Осташкова на небольшом островке находится святыня,
духовно укрепляющая не только жителей этого небольшого приозёрного
города, но и всю Россию.
Иноческая обитель была открыта на острове Столоб-ный в 1594 году.
Она была названа Ниловой Пустынью в честь прославленного святого
- преподобного Нила, подвизавшегося здесь в первой половине XVI
века.
Преподобный Нил был известен своей богоугодной жизнью ещё до
прихода на Селигер. 13 лет он провел в молитве и посте на берегу
реки Серемхи. Но людская молва и распространившаяся вокруг слава
причиняли отшельнику немало духовных страданий, и он стал усердно
молиться, чтобы Господь открыл ему путь ко спасению.
И
вот однажды после горячей молитвы ему был голос: "Иди на остров
Столобный, там можешь спастись". Он не знал где это, но стал спрашивать
и узнал дорогу. Придя осенью на остров, преподобный Нил вырыл
землянку и в тишине совершал свой молитвенный подвиг. У него было
стремление - уподобиться столпникам. Поэтому он дал себе слово:
не сидеть и не лежать. И 27 лет преподобный Нил никогда не сидел
и не лежал. Но плоть наша немощна, и преподобный Нил стал ослабевать.
И тогда он вбил в стену два крюка и, если необходимо было немного
вздремнуть, опирался на них.
Очистившись от страстей, преподобный Нил удостоился от Бога особых
дарований Святого Духа: он прозревал тайные помыслы и дела людей.
Наделенный даром духовного рассуждения, он направлял согрешающих
на путь покаяния и спасения.
В 1667 году, спустя 112 лет после преставления святого были обретены
его нетленные мощи. Случилось это 27 мая (9 июня по н.ст). С тех
пор каждый год в этот день со всех концов России в обитель стекаются
сотни паломников, желающих почтить память великого угодника Божия.
В конце XVII в. при игумене Нектарии было положено начало каменного
строительства на острове. Почти все российские государи оказывали
обители помощь. В XIV столетии вместо прежнего Богоявленского
собора, пришедшего в ветхость, по проекту архитектора Шарлемана
был сооружён новый обширный соборный храм с трехъярусной колокольней.
Разрушительную революцию принёс России XX век. Повсеместно совершались
надругательства над святынями. В 1919 году были кощунственно вскрыты
и мощи преподобного Нила. Позднее их вывезли из обители и поместили
в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города
Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого
музея. В 20-е годы, для того чтобы закрыть монастырь, властями
был устроен судебный процесс над монахами, уличенными в проповедях
черносотенного содержания и молитвах за русских царей. Вскоре
в обители не осталось ни одного инока. За время советской власти
на её территории размещалась колония для малолетних преступников.
Старожилы рассказывают, что в наказание детей запирали в холодном
соборе и заставляли сбивать со стен штукатурку с росписями.
В 1947 году осташковский Вознесенский храм, в котором пребывали
мощи преподобного Нила, был возвращён церкви. В нём начались богослужения.
Для святых мощей была устроена резная вызолоченная рака и сень.
В 1955 году настоятелем храма был назначен тогда ещё совсем молодой
священник, выпускник Ленинградской Духовной академии Владимир
Шуста. Более сорока лет прослужил он в Вознесенском храме у мощей
преподобного Нила. Впоследствии же приняв постриг с именем Вассиан,
в 1991 году был назначен наместником вновь открывшейся Нило-Столобенской
пустыни. А в 1995 году состоялось перенесение мощей преподобного
Нила Столобенского из Осташкова в Нилову Пустынь.
Монастырь начал оживать. Вновь, как и в старой России, 9 июня
здесь совершается крестный ход. С молебным пением святые мощи
обносят вокруг острова. Нилова Пустынь, как и в прежние годы,
обретает значение одной из главных духовных святынь России.
От мощей преподобного Нила происходят многочисленные чудеса.
Игумен Вассиан, 48 лет прослуживший у мощей сначала в Осташкове,
а затем и в Ниловой Пустыни, знает это как никто другой.
"Был такой случай. Приехала из Москвы группа паломников. Среди
-них - девочка лет 15-ти. Она молилась, стояла у мощей. У неё
очень болели ноги. И вдруг она как закричит: "Мама я исцелилась!
У меня ноги не болят". И таких случаев чудесных исцелений было
очень и очень много".
В 2003 году ко дню памяти преподобного Нила на колокольне установили
новый позолоченный шпиль с крестом и закончили отделку Богоявленского
собора. До этого богослужения проходили в небольшом правом приделе
храма во имя Василия Блаженного. При большом стечении паломников
молились и на монастырской площади. Теперь монахи возвращаются
в свой главный храм.
Однако работы по восстановлению монастыря ещё не закончены. Пустыми
глазницами окон зияют архиерейский и братский корпуса, а на месте
разрушенных храмов Покрова Божией Матери и Иоанна Предтечи стоит
памятный крест.
И всё же переступая ворота обители, приникая к чистому истоку,
понимаешь, что благодать Святого Духа незримо присутствует здесь.
Удивительное чувство мира в душе сочетается с необыкновенной красотой
и тишиной вокруг.
Осташков