Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Святые родники России

Андрей Викторович ПОЛУШИН

 

 

Исток Волги. Глядя на робкое биение родникового ключа, трудно поверить, что здесь берёт начало великая река, называемая в русском народе "кормилицей", "матушкой".

Исток Волги обнаружен сравнительно недавно, в 1880 году, но уже в "Повести временных лет" говорится о том, что из Оковского леса крестообразно вытекают Волга, Днепр, Западная Двина и Ловать. "Днепр же" - сказано в летописи - "вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и идет на север и впадает в море Варяжское. И из этого же леса течет Волга на Восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское". Так писал летописец Нестор на заре русской государственности.

Крест на водоразделе и два храма - каменный пятиглавый Преображения Господня и деревянный, во имя святителя Николая - подчёркивают с каким благоговением русский народ относится к истокам своих великих рек, видимо отождествляя их и с истоками своей народной души.

В последние годы на истоках Волги и Западной Двины возобновлена традиция освящения воды. Ежегодно 29 мая в храме святителя Николая духовенством Тверской епархии совершается Божественная литургия, а на волжском истоке -водосвятный молебен. Удивительно, но когда были найдены документы дореволюционной жизни Волговерховья, выяснилось, что чин освящения в этих местах совершался также 29 мая. Так Божиим Промыслом и попечением людей не прервалась связь поколений старой и новой России.

Ежегодно совершается крестный ход от истока Волги, расположенного на территории Осташковского района, до города Калязина, по суше и по воде, молитвенно соединяя истоки великих русских рек.

В 2003 г. сюда из Почаева была доставлена чудотворная икона Божией Матери. Почаевская икона Пресвятой Богородицы прошла вместе с молящимися весь этот путь, мимо порушенных храмов и разорённых деревень, мимо тихих погостов и беспокойных городов, где росток веры понемногу пробивается в сердцах людей.

Старинный город Осташков расположен на берегу озера Селигер. На гербе города под двуглавым российским орлом - серебряные рыбы, показывающие основной промысел осташковцев. Издавна осташей называли первыми рыбаками на Руси.

Впрочем, первыми они были не только в рыбном промысле. Осташков первый из уездных городов, где был открыт общественный театр; с 1833 года существует публичная библиотека, книги на которую были пожертвованы из личных собраний горожан.

В XIX веке осташковцы отличились и во время открытия Дома милосердия для детей, лишенных родителей. Местные купцы отказались брать деньги из государственной казны, и содержали приют на собственные средства.

В 1730 году в Осташкове был основан первый в Тверской губернии кожевенный завод. Кожаные рыбацкие сапоги - "осташи" - с длинными голенищами, рыбацкие фартуки и рукавицы не имели себе равных. Ими торговали по всей России и за ее пределами: в Норвегии и Англии, Канаде и Бразилии.

В 1991 году при помощи югославских специалистов Осташковский кожевенный завод был реконструирован. Ныне предприятие производит треть всей кожи России, ежегодно выпуская более четырех миллионов квадратных метров готовой кожи и полуфабрикатов.

Сегодня на заводе трудится более тысячи двухсот человек. Хорошая зарплата и солидный премиальный фонд привлекает сюда много молодежи. По крайней мере, для Осташкова проблема оттока населения в большие города не стоит так остро, как для других малых городов России.

Глава муниципального образования "Осташков" Иван Васильевич Павлов с радостью говорит о последних достижениях города: "Вотуже четыре-пять лет у нас рост объема промышленного производства не менее 50%. Бывало и 80%. В прошлом году вообще объем был увеличен где-то в 2,5 раза. Это говорит о том, что если раньше на Селигер люди приезжали только отдыхать, то сегодня они оставляют здесь часть своих средств и говорят: "Мы хотели бы остаться здесь жить".

Удивительна и своеобразна архитектура Осташкова. Сохранившиеся Воскресенский и Троицкий соборы, возведённые и украшенные местными мастерами, можно отнести к лучшим произведениям русской архитектуры XVII-XVIII веков.

При строительстве жилых домов думали не только об их прочности, но и о том, как они будут вписываться в окружающий ландшафт.

"Образцовые" дома строили на углах улиц, многие из них со скругленным углом, чтобы видно было главное направление улицы, которая выводила к Селигеру. Водная гладь озера торжественно замыкала перспективу города.

В семи верстах от Осташкова на небольшом островке находится святыня, духовно укрепляющая не только жителей этого небольшого приозёрного города, но и всю Россию.

Иноческая обитель была открыта на острове Столоб-ный в 1594 году. Она была названа Ниловой Пустынью в честь прославленного святого - преподобного Нила, подвизавшегося здесь в первой половине XVI века.

Преподобный Нил был известен своей богоугодной жизнью ещё до прихода на Селигер. 13 лет он провел в молитве и посте на берегу реки Серемхи. Но людская молва и распространившаяся вокруг слава причиняли отшельнику немало духовных страданий, и он стал усердно молиться, чтобы Господь открыл ему путь ко спасению.

И вот однажды после горячей молитвы ему был голос: "Иди на остров Столобный, там можешь спастись". Он не знал где это, но стал спрашивать и узнал дорогу. Придя осенью на остров, преподобный Нил вырыл землянку и в тишине совершал свой молитвенный подвиг. У него было стремление - уподобиться столпникам. Поэтому он дал себе слово: не сидеть и не лежать. И 27 лет преподобный Нил никогда не сидел и не лежал. Но плоть наша немощна, и преподобный Нил стал ослабевать. И тогда он вбил в стену два крюка и, если необходимо было немного вздремнуть, опирался на них.

Очистившись от страстей, преподобный Нил удостоился от Бога особых дарований Святого Духа: он прозревал тайные помыслы и дела людей. Наделенный даром духовного рассуждения, он направлял согрешающих на путь покаяния и спасения.

В 1667 году, спустя 112 лет после преставления святого были обретены его нетленные мощи. Случилось это 27 мая (9 июня по н.ст). С тех пор каждый год в этот день со всех концов России в обитель стекаются сотни паломников, желающих почтить память великого угодника Божия.

В конце XVII в. при игумене Нектарии было положено начало каменного строительства на острове. Почти все российские государи оказывали обители помощь. В XIV столетии вместо прежнего Богоявленского собора, пришедшего в ветхость, по проекту архитектора Шарлемана был сооружён новый обширный соборный храм с трехъярусной колокольней.

Разрушительную революцию принёс России XX век. Повсеместно совершались надругательства над святынями. В 1919 году были кощунственно вскрыты и мощи преподобного Нила. Позднее их вывезли из обители и поместили в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. В 20-е годы, для того чтобы закрыть монастырь, властями был устроен судебный процесс над монахами, уличенными в проповедях черносотенного содержания и молитвах за русских царей. Вскоре в обители не осталось ни одного инока. За время советской власти на её территории размещалась колония для малолетних преступников. Старожилы рассказывают, что в наказание детей запирали в холодном соборе и заставляли сбивать со стен штукатурку с росписями.

В 1947 году осташковский Вознесенский храм, в котором пребывали мощи преподобного Нила, был возвращён церкви. В нём начались богослужения. Для святых мощей была устроена резная вызолоченная рака и сень. В 1955 году настоятелем храма был назначен тогда ещё совсем молодой священник, выпускник Ленинградской Духовной академии Владимир Шуста. Более сорока лет прослужил он в Вознесенском храме у мощей преподобного Нила. Впоследствии же приняв постриг с именем Вассиан, в 1991 году был назначен наместником вновь открывшейся Нило-Столобенской пустыни. А в 1995 году состоялось перенесение мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нилову Пустынь.

Монастырь начал оживать. Вновь, как и в старой России, 9 июня здесь совершается крестный ход. С молебным пением святые мощи обносят вокруг острова. Нилова Пустынь, как и в прежние годы, обретает значение одной из главных духовных святынь России.

От мощей преподобного Нила происходят многочисленные чудеса. Игумен Вассиан, 48 лет прослуживший у мощей сначала в Осташкове, а затем и в Ниловой Пустыни, знает это как никто другой.

"Был такой случай. Приехала из Москвы группа паломников. Среди -них - девочка лет 15-ти. Она молилась, стояла у мощей. У неё очень болели ноги. И вдруг она как закричит: "Мама я исцелилась! У меня ноги не болят". И таких случаев чудесных исцелений было очень и очень много".

В 2003 году ко дню памяти преподобного Нила на колокольне установили новый позолоченный шпиль с крестом и закончили отделку Богоявленского собора. До этого богослужения проходили в небольшом правом приделе храма во имя Василия Блаженного. При большом стечении паломников молились и на монастырской площади. Теперь монахи возвращаются в свой главный храм.

Однако работы по восстановлению монастыря ещё не закончены. Пустыми глазницами окон зияют архиерейский и братский корпуса, а на месте разрушенных храмов Покрова Божией Матери и Иоанна Предтечи стоит памятный крест.

И всё же переступая ворота обители, приникая к чистому истоку, понимаешь, что благодать Святого Духа незримо присутствует здесь. Удивительное чувство мира в душе сочетается с необыкновенной красотой и тишиной вокруг.


Осташков

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU