30 августа Свенской иконе Божией Матери 715
лет
Примерно в трёх верстах от Брянска на высоком берегу реки Десны
находится
Свято-Успенский Свенский монастырь. Эта обитель одна из древнейших
и известнейших в России. Своим появлением обитель обязана
чудотворному образу Богоматери, который впоследствии стал также
именоваться Свенским. Основан монастырь в 1288 г. брянским князем
Романом Михайловичем, старшим сыном святого мученика князя черниговского
Михаила Всеволодовича, который погиб в 1246 г. в Золотой Орде,
отказавшись поклониться языческим идолам. По сведениям из летописи,
когда князь Роман неожиданно начал слепнуть, он прослышал о чудотворной
иконе Пресвятой Богородицы, находившейся в Киево-Печерской Лавре,
и послал за нею архимандрита одного из брянских монастырей с монахами.
Свой путь посланцы совершили на ладьях по р. Десне, которая была
в то время одной из главных водных артерий Руси. Получив икону,
брянцы поплыли обратно. Но, как гласит старинное сказание, "стала
ладья на едином месте среди Десны; гребцы не могуще загрести ни
горе, ни в низ". Пришлось устроить ночлег на берегу. Пробудившись
с первыми лучами солнца, монахи с ужасом обнаружили, что икона
из лодки исчезла. В поисках её они исходили всё побережье, пока
не нашли икону на горе среди ветвей огромного дуба. Оповещённый
об этом князь Роман Михайлович в сопровождении священнослужителей
пришёл к месту обретения святыни и, после слезного моления к Богоматери,
получил исцеление. Счастливый князь сразу же вместе со своими
спутниками стал заготавливать лес для строительства святой обители.
В дальнейшем немалый вклад в её устроение внесли не только знатные
горожане, но и многие российские Государи. Особым вниманием почтил
монастырь царь Иван Грозный, который "многие свои царские сокровища
положил на устроение обители, церковь каменную со всем благолепием
и со всяким украшением воздвиже, сосуды церковные златые и серебряные
и ризы, и книги, и колокола, и всякую церковную утварь довольно
надал..."
Основатель монастыря князь Роман Михайлович погиб в Орде в конце
XIII в. Его сын, Олег Романович, предпочёл земной власти жизнь
монашескую: он предоставил брату и его сыну княжество Черниговское
и Брянское, а сам постригся в монахи с именем Василий в построенном
им в Брянске Петропавловском монастыре, где и скончался строгим
подвижником в 1307 г. Почитается Православной Церковью как святой
благоверный князь Олег Брянский.
В XIV в. брянская земля оказалась во власти литовцев и оставалась
в составе Великого княжества Литовского вплоть до 1500 г. С этого
времени монастырь больше не знал иноземного владычества, но ещё
не раз подвергался нападению литовцев, поляков и крымских татар,
порой полностью разрушавших обитель. При Иване IV чудотворная
икона Пресвятой Богородицы была из Свенского монастыря увезена
в Москву, но затем возвращена обратно, причём, в обновлённом драгоценном
окладе. Этот образ находится теперь в Третьяковской галерее.
В смутное время монахи и жители города, испытывая страшный голод,
мужественно сражались с врагами отечества на монастырских стенах.
Во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен
Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий. Эти два старца,
а также строитель Свенской обители Варсонофий, скрепили своими
подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царём Михаила
Феодоровича Романова.
Волею Божией недавно ушедший на покой настоятель Свенского монастыря
архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек стал одним из главных
инициаторов прославления царственных мучеников.
Именно в этой обители, а также по соседству - в Белобережской
пустыни - возродилось русское старчество, которое затем с особой
силой расцвело в Оптиной пустыни. В Свенском монастыре начал монашеский
путь широко известный своей подвижнической деятельностью архимандрит
Феодосии (Фёдор Маслов), ставший учеником знаменитого молдавского
старца Паисия Величковского, возродившего практику умной молитвы
- древнего монашеского духовного делания. Известный святой, оптинский
старец иеромонах Леонид (Наголкин) в схиме Лев, был родом из уездного
городка Карачева, что недалёко от Брянска, и учился духовной жизни
у старцев Свенского монастыря и Белобережской пустыни. Наместник
Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей
(Тимофей Путилов) с 1809 г. по 1811 г. был послушником Свенского
монастыря. Многие из настоятелей обители стали впоследствии известными
иерархами Русской Православной Церкви. Судьба Свенского монастыря
схожа с судьбами многих других наших святынь. После революции
в его стенах размещались детская колония, окружной отдел ОГПУ,
а незадолго до передачи обители Церкви - приют для умственно отсталых
детей и филиал областного краеведческого музея.
В 1992 г. обитель возвращена Православной Церкви. Сегодня в ней
11 монахов. Постепенно возрождается прежняя иноческая жизнь.
Брянск, как и пять столетий назад, снова стал пограничным городом.
Восстановлены два храма - Сретенский и Спасо-Преображенский. Успенский
собор и церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских
- пока в руинах. Местная администрация приняла постановление о
признании разрушенных храмов "памятниками вандализма", препятствуя
тем самым их восстановлению. Приведён в порядок и освящён святой
источник. Ведётся строительство братского корпуса. На большее
средств пока не хватает. Однако самое важное - возрождается молитвенный
дух. Хочется верить, что с Божией помощью монастырю будет возвращена
и главная его святыня - чудотворная Свенская икона Божией Матери,
судьба которой неотделима от судьбы обители.
Всем желающим помочь монастырю сообщаем его адрес
и расчетный счёт:
241000 г. Брянск, главпочтамт, а/я 91.
Брянское отделение № 8400 Брянского банка СБ РФ
№ 8605,
ИНН 3207003194, р/с 40703810208040100939, к/с 30101810400000000601,
БИК04150160
"На восстановление Свенского монастыря".
Брянск