1 августа 100-летие прославления преподобного Серафима
Родился будущий подвижник в городе Курске 19 июля (1 августа
н.ст.) 1759 г., его родители были из купеческого сословия. Прохор,так
звали будущего преподобного Серафима, до принятия монашеского
сана рано потерял отца, и всё воспитание осуществляла его матушка.
Уже в раннем возрасте произошёл с ним случай, из которого было
видно, что мальчика ждёт необыкновенная судьба. Когда матушка
несла его на руках, она встретила на улице Христа ради юродивого,
и тот предрек будущее младенца следующими словами: "Блаженна ты,
вдовица, что имеешь такого сына, который будет сосуд избранный
Святого Духа". В 17 лет юный Прохор покинул отчий дом и отправился
в Саровскую пустынь, но сначала он посетил Киев для поклонения
святыням. В Китаевой пустыни жил затворник Досифей, прозорливый
старец. Ему Прохор открыл своё стремление оставить мир и посвятить
себя служению Богу. Старец Досифей указал ему
Явление Пресвятой Богородицы
отроку Прохору во время болезни
|
на Саров: "Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие будет
тебе во спасение, с помощью Господа. Тут скончаешь ты и земное
странствие твое. Только старайся стяжать непрестанное призывание
имени Божия так "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя,
грешнаго!" В этом да будет всё твоё внимание и обучение... В Сарове
и настоятель Пахомий богоугодной жизни. Он последователь наших
Антония и Феодосия".
В конце ноября 1778 г., в канун праздника Введения, Прохор пришёл
в Саровскую пустынь, где ему Бог судил возрасти и сделаться образцом
и славой русских иноков. В 1786 году Прохор был пострижен в мантию
с именем Серафим, а через год отца Серафима посвятили в иеродиаконы.
Здесь, в Сарове, во время тяжёлой болезни явилась ему в свете
необычайном Пресвятая Богородица с апостолами Иоанном Богословом
и Петром. Указав на больного, она сказала: "Этот нашего рода!",
потом возложила на его главу правую руку, и болезнь отступила.
Об этом дивном явлении батюшка Серафим через много лет рассказал
инокине Дивеевской обители.
Последнее явление Пресвятой Богородицы старцу
Серафиму
|
Проходя служение диаконом, о. Серафим не раз удостаивался духовных
откровений. По временам он видел при церковных служениях ангелов,
сослужащих и воспевающих с братией. Однажды на литургии в Великий
Четверг ему было видение Господа и Бога нашего Иисуса Христа во
Славе, окружённого небесными силами. В сентябре 1793 г. в Тамбове
отец Серафим был рукоположен во иеромонахи. Точное исполнение
монастырских послушаний, усердная церковная молитва, духовное
чтение и труд не могли утолить в нём жажду строгой пустыни и тяжкого
подвига, которая наполняла его душу. И в ноябре 1794 года, спустя
16 лет после своего прихода в Саров, иеромонах Серафим
удалился в лесную келию. Жизнь подвижника проходила в непрестанной
молитве и труде. Исполнились над ним слова апостола Павла: "питался,
делающе своими руками". Враг нашего спасения яростно вооружился
против него, насылая на отца Серафима тяжкие искушения. Призвав
на помощь Господа и Пречистую Матерь Его, он решился на подвиг:
в лесу на полпути от кельи в Саров лежал гранитный камень громадной
величины, всю ночь теперь стал отец Серафим проводить на этом
камне в коленопреклоненной молитве, взывая: "Боже, милостив буди
мне, грешному!" В келье на весь день он становился на другой камень,
сходя с него только для принятия пищи и краткого отдыха. Так молился
он тысячу суток, и мысленная брань утихла от великого труда и
непрестанной молитвы.
Умножая труды, отец Серафим после 1806 г. приступил к подвигу
молчальника. Сущность подвига состояла в отречении от всех житейских
помыслов. Около трёх лет провёл отец Серафим в молчании, и от
него перешёл к новому - высшему - подвигу, называемому затвором.
В 1825 году о. Серафиму было явление Богоматери; по велению Пречистой
он покинул затвор и стал принимать всех, кто к нему приходил.
Всех он встречал словами: "Радость моя, Христос воскресе!". Было
ему 66 лет, и оставшиеся 7 лет своей земной жизни батюшка
посвятил не только служению Богу, но и людям. С большой любовью
встречал он всех к нему приходящих, особенно тех, кто желал исправиться
и покаяться в грехах. Много раз он помогал крестьянам в их житейских
нуждах; был у батюшки и дар исцеления. Он имел обычай мазать болящих
маслом от лампады, горевшей перед его келейной иконой Богородицы
"Умиление", которую он называл "Всех радостей радость", и помазанные
им получали исцеление.
Блаженная кончина святого преподобного Серафима
Саровского
|
Самым преданным, самым верным его почитателем стал Михаил Васильевич
Мантуров, помещик из Нижегородской губернии. Когда Мантуров стал
горячо просить его о помощи, старец ответил ему: "Радость моя,
если ты так веруешь, то верь же и в то, что верующему всё возможно
от Бога. А потому веруй, что и тебя исцелит Господь. А я, убогий,
помолюсь". Именно на земле, купленной Мантуровым, был основан
Дивеевский монастырь. Много трудов отец Серафим вложил в Дивеево,
его стараниями монастырь расцветал. Незадолго до кончины отцу
Серафиму явилась Пресвятая Владычица и, благословляя его, сказала:
"Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". В последний год жизни батюшка
очень ослабел, всё реже покидал свою келию, а 2 (15 января н.ст.)
1833 года тихо отошёл ко Господу, стоя на коленях пред образом
Пречистой Богородицы "Умиление".
В эту ночь подвизавшийся в Глинской пустыни Курской губернии
старец Филарет, выходя от утрени, указал братии на необыкновенный
свет, видимый на небе, и произнёс: "Вот так отходят души праведных.
Ныне в Сарове душа отца Серафима возносится на небо".
Саров