Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

протоиерей Александр Шаргунов

 

 

 У меня два связанных друг с другом вопроса. Первый - почему Евангелие (в переводе на русский язык "Благая весть"), и праздник Церкви - Благовещение - обозначены одним словом.

И второй - о смысле этой доброй вести. Церковь непрестанно зовёт радоваться. Но если честно и просто взглянуть на нашу жизнь, не слишком много в ней оснований для радости. А в наши-то времена и говорить нечего. Достаточно включить телевизор, хотя лучше этого не делать. Каждый день - как из ящика Пандоры, сыплются на нас катастрофы, эпидемии, убийства, стихийные бедствия. Если бы только это! Надо всем гримаса насмешки, кажется, самого диавола. Бесстыдное, злое веселье, которое больше всех несчастий наполняет душу мраком, По своему маловерию, я не вижу, что можно сделать в этой ситуации. Чем может один человек помочь другому человеку? Где взять радость, чтобы поделиться ею, если этой радости нет?

Чернушевский В. С., г. Москва

Евангелие и Благовещение обозначаются одним словом, потому что имеют одно содержание. В этом безрадостном мире, давно потерявшем первую радость свою, вновь открывается ни с чем не сравнимая радость. Вся жизнь осияна радостью Благовещения, и само Благовещение соткано из одного слова: радость.

Архангел Гавриил входит к Деве Марии и говорит: "Радуйся, Благодатная!" Самоё первое слово Благовещения - "радуйся", и эта радость растёт, как весенний свет, распространяется до пределов земли, до скончания века, и ничто не может удержать её. Иоанн Предтеча возрадовался во чреве Елизаветы, и Сама Пречистая Дева, восходя от радости к радости, восклицает: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моём!" "Я возвещаю вам великую радость, - говорит Ангел Вифлеемским пастухам, - и не только радость, которая будет вам, но которая будет всем людям".

Царство Божие, Благовещение о нём, подобно сокровищу, скрытому на поле, которое человек находит. Он вновь его скрывает и от радости идёт и продаёт всё, что имеет, чтобы купить поле. Не потому продаёт, что надо просто всё продать, а от радости - оттого, что почти даром стоит то, что невозможно оплатить никакими богатствами мира. Вся наша вера, наше христианство - это двойной сверкающий поток радости, которая идёт от Бога к человеку и которая поднимается от человека к Богу. Бог, Который возрадовался об овце заблудшей, об обретённой драхме, о возвращении блудного сына; человек, который радуется, что нашёл сокровище в поле. И в этой радости люди нуждаются сегодня больше всего на свете.

В день Благовещения - радость для всех. Как бы ни были мы недостойны, Господь не стыдится называть нас братьями, как говорит в этот день апостол Павел (Евр. 2, 11). Но кто постыдится Господа в роде сём, прелюбодейном и грешном, того Он постыдится.

Праздник Благовещения - в том, что исполняются все драгоценные обетования, и мы "становимся причастниками Божественного естества" (2 Пет. 1, 4). Страх и смерть, вся тьма исчезает от этого света. Поскольку мы причастны плоти и крови, Он приходит воспринять плоть и кровь и стать человеком - до конца человеком, до смерти - и Своею смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.

Мы знаем, что смертью Христовой диавол уже побеждён; человекоубийца от начала, он лишён силы, которую имеет только там, где царство греха и смерти. Там, где нет греха и смерти, он бессилен, как тот левиафан, о котором говорит книга Иова, которого каждый может связать для своих деток, и забавляться им, как птичкой. Но там, где грех, страхом смерти диавол доныне терроризирует весь род человеческий и через всю жизнь держит в рабстве и подчинении всех. Он ищет на земле таких слуг, которые могли бы осуществлять свою власть и контроль над людьми через грех и страх смерти.

Проповедь ложной радости греха, за которой тотчас следуют горе и ужас, и смерть, и власть тьмы есть антиблаговест, антиблаговещение, уготовляющее приход антихриста. Не только через телевидение и другие средства массовой информации идёт сатанинское зловестие, а просто через людей - через общение отравленных ложью людей, образующих всё новые дурные сообщества, которые всюду развращают добрые нравы.

Радость Благовещения заключается в том, что Бог стал человеком, чтобы человек по непостижимому дару мог стать Богом. Антиблаговещение - в том, чтобы превратить человека в скота или беса.

Каждый день мы друг для друга - вестники либо радости вечной, либо скорби вечной. Мы должны быть благою вестью для мира, Христовым письмом, как говорит апостол Павел, чтобы те, которые не способны прочесть Евангелие, глядя на нашу жизнь, могли разобрать хоть полслова из того, что им хочет сказать Христос. Это может дорого нам стоить, но для чего же Святым Духом, как говорит святой Кирилл Александрийский, написал на наших сердцах нестираемую ничем правду Господь?

Чудесная радость, которую приняла Божия Матерь в Благовещении, означала одновременно оружие скорби, которое пройдёт Её душу, когда Она увидит Своего Божественного Сына висящим на Кресте. И мы, христиане, "род избранный", как свидетельствует Писание, избраны Богом, отмечены небесной радостью, не для того, чтобы мы могли в сладостном переживании хранить её для себя, но для служения, которое требует отдачи всего себя. И потому скорби и испытания нашей жизни не должны быть поводом для уныния и ропота.

"Я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей", - говорит апостол Павел (2 Кор. 7,4). Он преизобилует радостью, потому что он от Бога получил эти скорби. И мы должны не только содрогаться от ужаса и омерзения при виде зла, окружающего нас в мире, но радоваться и благодарить Бога, что нам дано жить в эти страшные годы. Эти скорби, этот крест - наша слава. "Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь" (Флп. 4, 4) - обращается к Церкви Христовой апостол Павел. Это звучит, как архангельский глас: "Вопием Ти, Чистая, радуйся, Благодатная" - или как: "Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дева, радуйся, и паки реку: радуйся!" Много скорбей, но пусть ваша радость будет известна всем людям. Пусть эта кротость, это благоволение, это мужество, этот мир сердца будет источником истинного общения со всеми людьми для каждого из нас.

И снова, и снова говорит нам Церковь: радуйтесь, Господь близко! Оттого, что близко Господь (и ближе всего, когда скорбим) - радуйтесь! И это снова звучит, как "радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

"Радуйтесь всегда, непрестанно молитесь, за всё благодарите - сия есть воля Божия о вас во Христе Иисусе". Воля Божия - это радость. Крест, данный в радости Благовещения, и крест принятый ("се, Раба Господня"). Без креста не может быть радости, и эта радость - для всех: "Се бо прииде Крестом радость всему миру".

Благовещение - заря Пасхи. Молитвами Богородицы дай Господь нам в подлинном смирении, в крестном служении и людям, и Богу обрести единственно подлинную радость - войти в радость Господа своего в Пасхе Его!

 

Парадоксально, что перестройка с её уничтожением русского народа была подготовлена так называемой борьбой за "права человека". Где теперь знаменитые "правозащитники" и самый главный из них - Ковалёв? Само словосочетание "права человека" теперь у нормальных людей вызывает только аллергию. Но разве не нуждается в защите человек в нашей стране?

Нагаев А.И., г. Ставрополь

Вспоминаются стихи талантливого русского поэта Владимира Соколова: "Я устал от двадцатого века, от его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, я давно уже не человек".

Чем обернулись "права человека" в сегодняшней России? Правами гомосексуалистов, преступников, уголовников, правами ограбить всех и убить всех. Самые простые человеческие права - на жилплощадь, на старость, на труд и на отдых, на образование - уничтожены. Вся страна видела, как испугалась власть предложенного левой оппозицией референдума об обеспечении этих прав большинству людей, о сохранении в государственной собственности земли и стратегических отраслей экономики. Парламент послушно проголосовал как надо, совершив, по выражению одного журналиста из ультрадемократической прессы, государственный антиконституционный переворот. Даже ультрадемократическая пресса прекрасно понимает, что ни президент, ни конституция ни в коей мере не являются гарантами прав российских граждан. Мы не говорим уже о правах миллионов беспризорных детей, о нашем праве защитить детей от духовного и нравственного уничтожения. О самом главном праве человека -защитить своё нравственное достоинство, получить от Бога благую весть спасения. Неужели только ложь, распад и порнография имеют право пропагандировать и навязывать СМИ, убивающие человека?

Две вещи должны стать очевидными для нас в этой ситуации. Во-первых, защитить себя от окончательного истребления может только сам народ. И во-вторых, не защитит никогда никого от насилия диавола никакая "Amnesty International", a только Церковь, только Сам Господь Бог. Только Церковь Христова защищает не одно право, но и долг человека познавать истину и возвещать её другим, потому что человек настолько человек, насколько он причастен истине, добру и Самому Христу Богу.

 

Можно ли читать Священное Писание сидя, и сколько его нужно читать каждый день?

Никитина Т.Н., г. Кемерово

Я ждал этого классического вопроса. Даю на него терпеливо такой же классический ответ. Преподобный Серафим Саровский говорит, что Писание нужно читать стоя на коленях и со слезами. А святитель Филарет Московский говорит, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о ногах. Святитель Иннокентий Московский говорит, что духовной пищи нужно принимать столько, сколько мы можем усвоить. И все святые отцы говорят, что Писание необходимо читать ежедневно. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Послушайте те из вас, кто живет в миру (не священник и не монах, но обременён женою и детьми). Вам апостол Павел особенно советует чтение Писания: "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростию" (Кол. 3,16). Святитель Амвросий Медиоланский говорит: "Как в раю Бог ходит в Священном Писании, ища человека. Открывай Священное Писание каждый день, и Бог найдет тебя. Он ходит там и ищет тебя, чтобы дать тебе утешение и надежду".

Сегодня, когда совершается такое разорение России, где всё делается, чтобы превратить человека в бессловесное существо и слишком многие изнемогают от уныния, мы должны дорожить этим священным убежищем. "Всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду" (Рим. 15, 5).

Лучшими своими мыслями и чувствами наша русская культура обязана Писанию. Ф.М. Достоевский был четыре года в Сибири на каторге, проходя, как он сказал, через "невыразимые и нескончаемые страдания". Единственное, благодаря чему он выжил, была маленькая книга Нового Завета, которую две женщины-христианки дали ему по дороге в Сибирь. Она спасла его от гибели.

Особенно когда у нас горе и беда, мы должны обращаться к слову Божию. Одна прихожанка нашего храма рассказывала, что ей предстояла серьёзная операция. Она боялась, хотя знала, что делать операцию будет лучший хирург и что многие друзья молились за неё. Духовный отец изо всех сил старался успокоить её, но она всё равно боялась. В больнице, лежа одна в палате, она открыла Библию на том месте, где начиналась Псалтирь, и полностью прочитала её. Через несколько дней после операции она сказала своему батюшке: "Перед операцией я всю ночь читала Псалтирь. Я не помню ни слова из того, что я читала, но у меня родилось твердое убеждение реальной близости Бога, убеждение в том, что Он со мной, и страх исчез". Одна женщина рассказывала, что она вышла замуж за богатого человека, за "нового русского", и испытывала страшную пустоту в своей жизни. Ничто не радовало её. И она пристрастилась к винопитию. Брак был на грани распада. Поняв однажды, что никакие психиатры ей не помогут, она начала читать Священное Писание и обрела чудесное чувство мира и освобождения. Её пустоту заполнил Бог. И муж тоже изменился.

Многие из вас, наверное, помнят рассказ митрополита Антония (Блюма) о том, как он, будучи неверующим человеком, начал по обязанности читать Евангелие, кажется, для подготовки к зачёту в университете, и во время чтения ему открылся Воскресший Христос.

Мы настойчиво повторяем, что истинное значение Священного Писания открывается только в Церкви. Конечно, Господь предваряет и неверующих людей Своею благодатью, но только для того, чтобы привести их в Церковь.

Спроси каждый себя: как бы я мог узнать имя Христово, если бы не Церковь? И всё, что раскрывает тайну имени Его, - Сын Божий, Господь, Спаситель. Не просто имя, но жизнь Его и Сам Он. Без Церкви услышал бы я о Нём просто как о величайшем Человеке, одном из многих, в ряду других, может быть, более ярком, более глубоком, чем другие, и всё. Поэтому другая опасность - полагать, будто у нас есть Евангелие, и больше нам ничего не надо. Нет! Без Церкви нет никакого Евангелия - слова Божия, которое родилось из среды верующих, знающих Его лично как Бога людей. И они передали нам его, чтобы мы знали Бога лично. И если бы даже оно дошло до нас само по себе, это был бы только интересный исторический документ. Но не было бы в нём благой вести, огненного благодатного слова, которое одно только способно зажечь жизнь человеческую навеки. Этой встречи с Богом Живым, которая способна исцелить душу всякого человека от смертельного отчаяния.

Нет большего утешения, чем то, которое даёт Сам Бог. Однако мы должны помнить, что слово Христово - всегда крестное слово. И принимать его - всё равно, что причащаться Святых Христовых Тайн, которые могут быть нам либо во оправдание и освящение, либо в суд и осуждение. Всё равно, что проходить через великое испытание, пройдя через которое человек не остаётся таким, каким был. Он становится либо сильнее, либо слабее, и, наконец, он выбирает, каким ему быть.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU