Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

IV Крестовый поход. 800 лет

Протоиерей Александр МАРТЫНОВ

 

(Окончание. Начало в №3)

 

На константинопольский престол был возвращён Исаак II с сыном Алексеем. Рыцари встали лагерем в Галате, напротив стен города, и сразу запросили плату за услуги. Колоссальную сумму в двести тысяч марок не могли найти в обанкротившейся казне. Греки стали затягивать время выплаты долга, отделываясь обещаниями. Но долго кормиться словами "благочестивые паломники" были не намерены. Постепенно они перешли к мародёрству и грабежам.

В то же время венецианские корабли опустошали берега Босфора. Население заволновалось. Ближайший сподвижник царя, которому полностью доверяли, совершил переворот. Новый император Алексей V Мурзуфл из рода Дука, после подавления мятежа, неправильно оценив свои возможности, пошёл на резкую конфронтацию с крестоносцами, но был разбит и чуть не попал в плен.

Примечательна здесь и позиция католической церкви. Римская курия полностью поддержала разгром христианской Византии. Накануне решающего сражения латинские епископы и священники усердно отпускали грехи участникам предстоящего штурма, уверяя, что разгром православного города - это "правое и богоугодное дело".

12 апреля 1204 г. западные варвары захватили укрепления крепости и взломали ворота Константинополя, а ночью подожгли город. На следующий день начался грабёж.

"Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди, - как бы в оцепенении вспоминал дикие сцены, разыгравшиеся тогда в Константинополе, Никита Хониат, свидетель трагедии, - бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу.

Тому же, что нечестивые творили в Великой церкви (храм св. Софии), трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнём и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывающий удивление у всех народов, был разбит и разделён на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные. Когда же им понадобилось, словно добычу, вывезти пресвятые сосуды и церковную утварь непревзойдёного искусства и изящества, созданную из редких материалов... (далее идёт перечисление многочисленных уникальных произведений искусства), в святая святых были введены мулы и осёдланный вьючный скот, но так как некоторые животные скользили и не могли стоять на ногах на до блеска отполированном каменном полу, латиняне закалывали их мечами. Так что пол был осквернён не только помётом, но и кровью зверей...

Противник проводил время в бесчинствах, в забавах, причём самых нечестивых, и в высмеивании обычаев ромеев... большинство возили на лошадях изнасилованных ими женщин.., целыми днями латиняне пировали и пьянствовали".

Войдя в азарт, пьяные латаны заставили танцевать на главном престоле храма обнажённых уличных женщин. Как похоже вели себя их цивилизованные потомки в последующее время! Потомки крестоносцев много раз повторяли "подвиги" своих предков. От погромщиков, закованных в рыцарские латы, не отставали и грабители в сутанах. Католические священники рыскали по городу в поисках православных святынь. Сохранились имена некоторых из наиболее усердных "слуг церкви", без зазрения совести предававшихся "благочестивому" воровству. Из них больше всех отличился аббат Мартин Линцкий: присоединясь к одной из рыцарских банд, он участвовал в разграблении знаменитого монастыря Пантократора.

Позже католические прелаты сами описали всё, что они "приватизировали" во время крестового похода. В Западной Европе не осталось ни одного монастыря или костёла, который бы не обогатился после тех событий. Среди награбленного оказался и знаменитый Убрус - Спас Нерукотворный, вывезенный из Царьграда и потерянный во время шторма при перевозке в Италию.

Вандализм католиков, грабежи и разбой, учинённые в горящем Константинополе, засвидетельствованы и русским очевидцем, автором летописной повести "О взятии Царьграда от фряг": "Церкви в граде и вне града пограбиша все, им же не можем числа, ни красоты их сказати".

От пожаров и грабежей латинских разбойников погибли не только церковные святыни. Навсегда утрачены замечательные творения античных художников и скульпторов. Западные варвары ничего не смыслили в искусстве. Они ценили только золото. Произведения, сделанные из мрамора, дерева, кости, скульптурные и архитектурные памятники подверглись полному уничтожению. Погибли бесценные константинопольские библиотеки.

Погибли тысячи православных греков. Но это не цена для осуществления планов папы, "наместника Бога на земле". Ведь цель оправдывает средства. И на какое-то время Рим добился своего. На месте славного и независимого Константинополя образовалось маргинальное государство - Латинская империя, Романия.

Императором новоявленной Латинской империи был избран 9 мая 1204 г. граф Балдуин Фландрский. В "патриархи" оккупанты поставили венецианца Томмазо Морозини. Казалось, для папства всё складывается благополучно. Впервые греческая Церковь находилась в подчинении у латинского первоиерарха. А новый император, "скромно" названный вторым Константином (и это при том, что латинские мародёры начисто разграбили гробницу равноапостольного самодержца), признал вассальную зависимость от римского папы. Но варварство и ненасытность завоевателей сделали невозможным долговременное существование Романии. Ещё догорали пожарища, а латиняне уже перессорились из-за добычи. Так "новый Константин", а проще Балдуин, невзирая на договорённости, летом 1204 г. оккупировал Македонию и захватил Солунь. По мартовскому сговору эти земли должны были перейти к Бонифацию Монферратскому. Разумеется, Шампанский маршал обиделся. Он поспешил жениться на вдовствующей венгерской королеве, чтобы отомстить за свою обиду. Лишь титанические усилия венецианского дожа Дандоло помогли избежать серьёзной междоусобицы.

К осени 1204 г. началась оккупация материковой Греции, чуть позже - Малой Азии. "Император" Балдуин завоевал Фракию. Маркиз Бонифаций утвердился в Фессалии, Аттике и Беотии (территория северной Греции). Виллардуэн стал распоряжаться в новообразованном княжестве Ахейском. Но далеко не все титулованные особы обзавелись землями. Многие рыцари ничего не получили. Православные греки не собирались легко сдаваться "братьям по вере". Независимыми остались территории в большей части Малой Азии и на островах Эгейского моря.

Возникли сложности и у папы. Поддержка разгрома христианского государства вместо освобождения Святой Земли вызвала недовольство в самой Европе. Вот что писал понтифик в конце 1210 г.: "...не перестают роптать, будто по замыслу апостольского престола войска латинян свернули в Константинополь, дабы покорить его...".

Но больше всего проблем у Римской курии было с православным населением "освобождённой" земли. Греки никак не хотели принимать "истинную" веру. Паписты проводили всевозможные диспуты, но, будучи малограмотными, регулярно терпели поражение от высокообразованных православных священников. С горькой иронией писал в то время афинский архиепископ Михаил, брат сенатора и историка Никиты Хониата: "...варвары-латиняне не в состоянии понять древних авторов даже в переводе". Разумеется, после мирных убеждений представители западной цивилизации прибегали к более привычным методам - устрашениям, пыткам и казням. Особенно преуспел в этом уполномоченный апостольского престола кардинал-епископ Пелагий при содействии рыцарей небезызвестного ордена Тамплиеров. Родоначальники масонства пролили кровь многих тысяч православных греков. Католики так никогда и не смогли понять, что веру кулаком насадить невозможно. После варварского разгрома, учинённого в Константинополе, не могло быть и речи об унии. Об этом свидетельствовали сами оккупанты. "Греки затаили к нам ненависть и затаили в сердцах своих злобу", - писал Виллардуэн.

К тому же после разгрома Константинополя на окраинах государства, уцелевших от латинских завоеваний, образовались независимые греческие государства. На западе Балкан - Эпирский деспотат (княжество), в Малой Азии - Никейская и Трапезунтская империи. Они стали очагами греческого сопротивления, наследниками Византии. Большую помощь угнетённым оказало Второе Болгарское царство. Этому способствовало невообразимое тщеславие и самопревозношение крестоносцев. Они не могли и подумать о болгарском царе, как о равном. Место славян на обочине истории - вот незыблемое убеждение "просвещённой" Европы.

По своей природе Латинская Романия была нежизнеспособным государством. Она держалась на насилии. Кучка рыцарей, которая правила там, была заинтересована только в наживе. Проблемы чуждого населения не волновали их. Крестоносцы постоянно воевали с соседями. Казна всегда была пуста. Для пополнения её были хороши все средства: грабёж монастырей и храмов, непосильные налоги с греческого населения, попрошайничество на Западе, распродажа православных святынь. Так император Романии Балдуин II продал французскому королю Людовику IX Терновый Венец Христа, Пелены, Копие, Губку, Цепь Страстей Господних, Моисееву свирель, большую часть Честной Главы Иоанна Предтечи и многие другие святыни.

Освободительное движение набирало силы. Уже в 1222 г. была освобождена Солунь. Православные постепенно объединялись вокруг Никеи. Патриарх, который жил там, призывая греков бежать от латинян, писал народу: "...папежники всё попирают когтями, попирают ногами и разрушают кругом...". Наконец в 1261 г. император Михаил VIII Палеолог освободил Константинополь. Он воспользовался случаем взять город, когда рыцари вместе с венецианцами покинули его для очередного грабежа на Чёрном море. Крестоносцы не смогли больше вернуться в столицу. Остатки их постепенно были вытеснены почти из всей Византии. Лишь юг Греции остался под латинянами. Страна стала возвращаться к нормальной жизни.

Но последствия западной агрессии были слишком разрушительны. Никогда больше Византия не смогла обрести былое величие и славу.

Пример трагической судьбы Византийской империи показывает нам, к каким последствиям может привести всеобщее безразличие к судьбе собственного государства, преклонение перед Западом, вера в его непререкаемую цивилизованность.

Что касается Крестовых походов, то компания 1202-1204 годов полностью раскрыла цели западных идеологов во главе с Римской курией. Главное, что интересует просвещённых европейцев - это нажива в любой форме. Примечательно, что IV Крестовый поход стал последним победоносным походом западных рыцарей.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU