Из
книги Александра Александровича ЗИНОВЬЕВА "Русская судьба,
исповедь отщепенца".
ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ
Средством управления страной в условиях послереволюционной разрухи
и средством создания нормальной системы власти явилось рождённое
революцией народовластие.
Употребляя выражение "народовластие" или "власть народа", я не
вкладываю в них никакого оценочного смысла. Я не разделяю иллюзий,
будто власть народа - это хорошо. Я имею здесь в виду лишь определённую
структуру власти в определённых исторических обстоятельствах и
ничего более. Вот основные черты народовластия. Подавляющее большинство
руководящих постов с самого низа до самого верха заняли выходцы
из низших слоев населения. А это миллионы людей. Вышедший из народа
руководитель обращается в своей руководящей деятельности непосредственно
к самому народу, игнорируя официальный аппарат. Для народных масс
этот аппарат представляется как нечто враждебное им и как помеха
их вождю-руководителю. Отсюда волюнтаристские методы руководства.
Потому высший руководитель может по своему произволу манипулировать
чиновниками нижестоящего аппарата официальной власти, смещать
их, арестовывать. Руководитель выглядел народным вождём. Власть
над людьми ощущалась непосредственно, без всяких промежуточных
звеньев и маскировок.
Народовластие есть организация масс населения. Народ должен быть
определённым образом организован, чтобы его вожди могли руководить
им по своей воле. Воля вождя - ничто без соответствующей подготовки
и организации населения. Были изобретены определённые средства
для этого. Это прежде всего всякого рода активисты, зачинатели,
инициаторы, ударники, герои... Масса людей в принципе пассивна.
Чтобы держать её в напряжении и двигать в нужном направлении,
в ней нужно выделить сравнительно небольшую активную часть. Эту
часть следует поощрять, давать ей какие-то преимущества, передать
ей фактическую власть над прочей пассивной частью населения. И
во всех учреждениях образовались неофициальные группы активистов,
которые фактически держали под своим наблюдением и контролем всю
жизнь коллектива и его членов. Руководить учреждением без их поддержки
было практически невозможно. Активисты были обычно людьми, имевшими
сравнительно невысокое социальное положение, а порою - самое низкое.
Часто это были бескорыстные энтузиасты. Но постепенно этот низовой
актив перерастал в мафии, терроризировавшие всех сотрудников учреждений
и задававшие тон во всём. Они имели поддержку в коллективе и сверху
и в этом была их сила.
Характерным для народовластия было непосредственное обращение
руководства к массам, возбуждение энтузиазма масс и провоцирование
всякого рода "починов" снизу. При этом массам в качестве врагов
противопоставлялись некие "бюрократы" и "консерваторы", засевшие
в бесчисленных управленческих учреждениях. Вожди всех сортов и
рангов выступали в роли защитников "народа" в борьбе против этих
актуальных и потенциальных врагов. Хотя в сталинские годы репрессиям
подвергались миллионы "простых" людей, главное острие репрессий
как средства управления было направлено именно против всякого
рода начальников и начальничков.
Для сталинского периода было характерно своеобразное двоевластие.
Наряду с народовластием, под его защитой и вместе с тем в борьбе
с ним вырастала система партийно-государственной (государственно-бюрократической,
нормативно-законной) власти и управления. Она вырастала из самой
социальной организации населения. Тут имело место живое историческое
противоречие. Сталинизм способствовал созданию её, использовал
её, укреплялся на её основе. Вместе с тем он боролся против неё,
стремился сдержать её разрастание и рост её силы. Постепенно народовластие
с его системой вождей и активистов, с волюнтаризмом, призывами,
массовым энтузиазмом, насилием, репрессиями и прочими атрибутами
стало уступать решающую роль официальной, нормативно-законной,
партийно-государственной власти с её бюрократизмом, иерархией
начальников и подчинённых, рутиной, профессионализмом и прочими
чертами.
Народовластие было эффективно в условиях полной разрухи и бедности,
когда все заводы, стройки, учреждения можно было запомнить одному
человеку, когда функции управления и контроля были сравнительно
примитивны. Развернув грандиозное строительство и начав великую
культурную революцию, сталинизм тем самым подписал себе смертный
приговор: создаваемое им детище не могло уместиться в его утробе
и функционировать по его примитивным правилам. Сыграло роль и
изменение человеческого материала. Тот человеческий материал,
на котором держался сталинизм и который сам держал сталинизм,
в значительной мере был уничтожен, поредел, постарел, утомился,
переродился. Конечно, были пополнения из молодёжи. Но это уже
было не то. Всё равно это были уже другие люди по психологии,
образованию, условиям жизни. Хотя масса новых людей была послушна
и делала всё то, что нужно (одобряла, клеймила, разоблачала, аплодировала),
это всё-таки в самой основе была другая масса. И сказалось это,
в частности, в том, что был нанесён сокрушительный удар по роли
самодеятельного актива, о котором я уже говорил. Над активистами
стали открыто издеваться. Доносы утратили былую эффективность.
Многих самых заядлых и активных сталинистов стали проваливать
на выборах в комсомольские и партийные бюро.
К концу сталинского периода государственно-бюрократическая система
власти и управления разрослась до такой степени и приобрела такую
фактическую силу, что народовластие оказалось излишним и даже
опасным для существования социального строя страны.
СТАЛИНСКИЙ ТИП РУКОВОДСТВА
В сталинскую эпоху обнаружились огромные возможности коммунистической
власти манипулировать массами. Власть присвоила также те функции,
которые раньше выполняли частные владельцы и предприниматели.
Это привело к беспрецедентной гипертрофии волюнтаристского аспекта
власти. Кроме того, коммунизм обнаружил способность быстро поднимать
общество из состояния разрухи на сравнительно высокий уровень.
Возникла иллюзия неограниченных возможностей в развитии общества
и способности власти использовать их, заставить общество стремительно
прогрессировать во всех отношениях. Стремление высшей власти заставить
общество жить и развиваться так, как того хочет высшее руководство
во главе с вождём, стало характерной чертой сталинизма как типа
власти.
Вторая важнейшая черта сталинского типа руководства - создание
аппарата сверхвласти, стоящего над аппаратом партийно-государственным.
Благодаря ему вождь с его кликой мог обращаться к массам непосредственно,
минуя партийно-государственный аппарат и изображая его в глазах
масс как одну из причин недостатков и трудностей.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Сталинский период советской истории был периодом беспрецедентной
в истории человечеств культурной революции, коснувшейся многомиллионных
масс всего населения страны. Это был сложный, многосторонний и
противоречивый процесс. Культурная революция была абсолютно необходимым
условием выживания нового общества.
В решении этой проблемы новое общество продемонстрировало своё
колоссальное преимущество: самым легкодоступным для него оказалось
то, что было самым труднодоступным для прошлой истории, - образование
и культура. Оказалось, что гораздо легче дать людям хорошее образование
и открыть им доступ к вершинам культуры, чем дать им приличное
жильё, одежду, пищу. Доступ к образованию и культуре был самой
модной компенсацией за бытовое убожество.
Культурная революция шла по трём основным направлениям:
1) ликвидация безграмотности и повышение образовательного уровня
взрослого населения;
2) создание колоссальной сети учебных заведений всякого рода
для новых поколений;
3) централизованная и систематическая просветительская деятельность,
создание публичных библиотек и читален, издание книг для массового
читателя, кинофильмы, театры, концерты, радио. Заслуга сталинизма
в организации этого процесса бесспорна.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
После революции и гражданской войны перед партией, захватившей
власть, хотела она этого или нет, сознавала она это или нет, встала
задача - навязать свою партийную идеологию всему обществу. Иначе
она у власти не удержалась бы. А это практически означало идеологическое
"воспитание" широких масс населения, создание для этой цели армии
специалистов - идеологических работников, создание постоянно действующего
аппарата идеологической работы, проникновение идеологии во все
сферы жизни. А с чем приходилось иметь дело сначала? Малограмотное
и безграмотное население, процентов на девяносто религиозное.
В среде интеллигенции преобладали всякие формы "буржуазной" идеологии.
Партийные теоретики - недоучки и болтуны, начётчики и догматики,
запутавшиеся во всякого рода старых и новых идейных течениях...
Короче говоря, задача состояла не в том, чтобы поднять интеллектуальные
хижины до уровня интеллектуальных дворцов, а в том, чтобы низвести
дворцы до уровня хижин. То, что в этих хижинах нельзя было жить,
не играло роли. Они строились не для жилья, а лишь для подобия
жилья. Они казались общедоступными. Они возвышали ничтожества
из интеллектуальной грязи сразу на божественные вершины сверхгениальности.
С такой задачей академические невежды и бездарности могли справиться
лучше, чем академические эрудиты и гении.
Работа Сталина "О диалектическом и историческом материализме"
была фокусом, ориентиром, острием идеологической революции в Советском
Союзе.
После смерти Сталина в среде марксистов стало модным свысока
смотреть на Сталина как на вульгаризатора марксизма. А между тем
именно Сталин обнажил суть марксизма. Он внёс в марксизм некоторую
фундаментальную ясность. После разоблачения Сталина опять расцвело
словоблудие, хотя, по существу, за все послесталинские годы десятки
тысяч философов не прибавили к марксизму ни крупицы нового. То,
что сделал Сталин, примитивно, убого, нелепо. Это так. Но это
необходимая предпосылка создания жизненной идеологии. Сейчас наступил
идеологический спад. Причин тому много. И одна из них - возврат
марксизма к досталинскому словоблудию. Идеология растворилась
в научно-популярной и псевдонаучной болтовне.
Предметом насмешек также стал язык Сталина. А между тем его языком
говорила эпоха. Идеологическое учение должно быть изложено именно
как идеологическое. Не обязательно его излагать так, чтобы любой
смог его понять. Не обязательно даже излагать его так, чтобы его
нельзя было не понять. Его надо изложить так, чтобы никто не осмелился
его не понять!
ИДЕОЛОГИЯ ВМЕСТО РЕЛИГИИ
Общеизвестно, какая настойчивая и ожесточённая борьба против
религии и Церкви велась в Советском Союзе после революции. Почему?
Дело тут главным образом в том, что массы населения, совершенно
незнакомые с марксистской или иной доктриной, сами с ликованием
ринулись в безбожие как в новую религию, сулившую им рай на земле
и в ближайшем будущем. Это была трагедия для многих людей.
Подобно тому как многомиллионные массы населения в революцию
и в Гражданскую войну сбросили путы социального гнёта, игнорируя
всё их позитивное значение и не имея ни малейшего представления
о том социальном закрепощении, которое их ожидало в будущем, они
даже не подозревали о том, какого рода духовное закрепощение идёт
ему на смену.
Коммунистическая идеология должна была занять в обществе то место,
какое до революции занимала религия, причём всемерно и всесторонне
расширить и усилить эту роль.
МАСШТАБЫ ЭПОХИ
Сталинская эпоха была великой по масштабам событий и мероприятий.
Последние измерялись миллионами участников. Вступление в партию
- миллионы. Образование слоя начальников - миллионы. Ликвидация
класса единоличного крестьянства - миллионы. Репрессии - миллионы.
Стройки - миллионы. Ликвидация безграмотности - миллионы. Армия
- миллионы. Потери в войне - миллионы. И так во всём. Страна превращалась
в единый социальный организм в муках и с потерями, но в муках
грандиозных и с потерями грандиозными. И с результатами грандиозными.
Страна стала коммунистической, выстояла в годы великого строительства
и великого террора, победила в беспримерной в истории войне, вынесла
послевоенные трудности. И всё это было связано с именем Сталина.
Хрущёвский "переворот", сыграв свою историческую роль, вместе
с тем унизил и опошлил самый великий период советской истории.
Брежневизм создал карикатуру на него. Горбачевизм, имея скрытую
тягу к нему, соединил в себе пошлость, карикатурность и неблагодарность
хрущевизма и брежневизма. Именно отношение к Сталину и к сталинской
эпохе обнаруживает мелкость деятелей сегодняшней советской истории,
обнаруживает мелкую и подлую натуру всего советского общества,
рождённого в великих исторических муках и победах. Карлики становятся
судьями деяний великанов. Карлики убивают великанов, чтобы самим
выглядеть великанами. Великая историческая эпоха становится предметом
смеха и демагогии для ничтожеств.