Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Меч стальной и меч духовный

Юрий Юрьевич ВОРОБЬЕВСКИЙ

 

 

Острее клинка обоюдоострого

 

Благочестие сокровенно, а зло всегда на виду. Тогда, в 1993 году, православные журналисты, в том числе и автор этих строк, подробно рассказали о душегубе, этом лысеньком плюгавом человечке. О том, что Николай Аверин слышал голос: если не убьёшь монахов, мы проиграем битву... О том, как несчастный даже на допросах восторженно восклицал: сатана - бог, свет и любовь! О том, как в фантасмагорическом сне увидел реки крови и меч, которым он сражался с Божией ратью. Себе Аверин изготовил точно такой же меч. С тремя шестёрками и надписью "сатана"... Но уже готовы были мечи иные, незримые, духовные: "...ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасёт меня, но Ты спасёшь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас" (Пс. 43, 7).

Об убиенных - иеромонахе Василии, иноках Трофиме и Ферапонте - было известно немного. И лишь постепенно пришло понимание: Вседержитель, как всегда, претворил зло в добро. Страшное преступление увеличило рать новомучеников, молитвенников за Россию у Престола Вышнего. И если Аверин хотел принести жертву диаволу то они принесли её Богу. А ведь Господу приносится лучшее. Лучшие! Очистившиеся молитвой и постом... Иеромонах, участвовавший в переоблачении убиенных, свидетельствовал потом, что хоронили мощи сугубых постников. Какими же были они?

Теперь свидетельств собрано немало. Многие из них вошли в изданную недавно книгу Нины Павловой "Пасха красная".

По-разному биографии этих трёх "советских людей" превращались в жития новомучеников Христовых. Старец Паисий Святогорец писал, что сейчас Господь собирает своё "малое стадо" персональными повестками - как перед началом войны. Так и есть - идёт война. Идёт сражение, о готовности к которому говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: "...и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие".

Владимир Пушкарёв, молчаливый сибиряк, неприметный среди новоначальной, пылкой молодой братии, был облачён в подрясник и стал иноком Ферапонтом в день памяти сорока мучеников Севастийских. Тогда отец Василий сказал проповедь: "Кровь мучеников и поныне льётся за наши грехи. Бесы не могут видеть крови мучеников, ибо она сияет ярче солнца и звезд, попаляя их. Сейчас мученики нам помогают, а на Страшном Суде будут нас обличать, ибо до скончания века действует закон крови: даждь кровь и приими Дух"...

В армии Владимир, имевший стать богатырскую, изучал боевые искусства Востока. И даже признавался братии, что в помыслах иногда "крутит меч". Но не стальным клинком предстояло ему побеждать врага.

Когда ещё он работал лесником, к нему явился из тайги старичок. Оказался колдуном, дал книгу по магии и велел учить. Владимир учить-то не учил, но по легкомыслию своему устроил из этого игру для сельских девчат: они писали записочки, а он потом "читал" их на расстоянии. "Игра едва не закончилась трагически, - пишет Н. Павлова. - Володя, по словам его друга, пережил собственную смерть. Душа его отделилась от тела и попала в царство ужаса. Он погибал. И тогда явился ему Ангел Господень и сказал, что вернёт его на землю, если он после этого пойдёт в храм. И Володя сразу уехал из лесхоза".

Всё это уж больно похоже на красивую легенду! - воскликнет человек, который духовное трезвение путает с дешёвым скептицизмом. Так реагировали порой и на рассказ самого инока Ферапонта. Один из Оптинской братии вспоминал, как разговаривали они о пути каждого к вере: "Инок Ферапонт молча слушал и вдруг стал рассказывать, как после обращения в Православие на него обрушился ад - бесы являлись воочию, нападали, душили и... "Ферапонт, кончай этот бред! - оборвал его инок Макарий, но подумав позже, поправился - а почему бред? Всё это есть в житиях древних отцов".

У отца Ферапонта был дар молитвы. Одна монахиня, бывшая тогда в Оптиной паломницей, вспоминает, как, выглянув в окно, увидела однажды стоящего на коленях, склонённого инока. Через полчаса -он на том же месте. Заснул, что ли? Под мокрым снегом! Через два часа - то же самое. Неподвижен. А в руке мерно движутся чётки. Монашеский меч, что отсекает прилоги и помыслы греховные... В последние дни Великого поста, перед смертью, этот молчальник вообще не ложился спать. Молился ночами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мира и от человеков. Не вступив в брань с духами и не выдержав её как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им в сем и будущем веке". Подобное было и с иноком Трофимом (в миру Леонидом Татарниковым). Одному священнику он поведал, как видел бесов, силящихся столкнуть его вместе с трактором в овраг. "Лишь молитвой Иисусовой и отбился", - рассказывал он.

А ещё вспоминают, как о. Трофим не раз зарекался: "Всё - не буду больше за бесноватых молиться. Бесы больно бьют". Но мог ли он отказать, когда слёзно просили: "Трофимушка, помолись".

После смерти нашли в его келье множество переписанных молитв от вражьей силы. По вере было дано ему видеть врага и вести с ним битву. Из вечности помогает он вести брань с диаволом и поныне. Говорят, что на его могиле бесноватые получают исцеления. Вот одно из свидетельств. Врач Ольга Анатольевна Киселькова вспоминает: "Однажды я привела на могилы новомучеников девушку, страдающую наркоманией. У могилы о. Трофима она сказала: "Ох, и бьёт тут сильно! Как же сильно бьёт!" Потом её родители рассказывали мне, что девушка исцелилась".

Ещё до заклания все трое словно знали, что их ждёт. Инок Ферапонт, как будто вспоминая проповедь отца Василия, пишет в дневнике: "Да, наши грехи можно только кровью смыть". Незадолго до смерти он раздаёт свои вещи, причём, будучи плотником, даже инструменты. Иеромонах Василий отдал своё распятие, освящённое на Гробе Господнем, монастырскому иконописцу игумену Ипатию. Тот повесил святыню на стену, рядом с Красным углом. "Позже обнаружилось, - пишет Нина Павлова, - что о. Василий принёс этот Голгофский крест на место своей личной Голгофы: он был убит возле мастерской иконописцев, упав напротив креста". В тот же, 1993 год, в день великомученика и целителя Пантелеймона, распятие стало мироточить. Таково было ещё одно послание из мира иного, где смерти нет...

Отца Василия Господь наделил многими талантами. В миру Игорь Росляков был знаменитым спортсменом. Хочется сказать иначе - добрым богатырём. Сохранившиеся дневники его, стихи, выдают в нём человека удивительно способного к слову. Но вот он узнал Слово иное, не плотское, а Божие, духовное; и произошло в душе его великое чудо, - когда душа претворяется от неверия к вере.

"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4,12).

 

НАБАТ ЗВУЧИТ

 

После смерти трёх Оптинских насельников чудо преображения, возрастания произошло в душах многих, кто их знал. Неверующие воцерковились. Воцерковленные миряне стали монахами. Кровь мучеников - семя христианства. Так было и так есть.

Трое Оптинцев победили. И сегодня они спрашивают всех нас: готовы ли к духовной брани русские люди, русская страна?

Вспоминаю, как десять лет назад реагировали на слова Аверина именитые профессора из института имени Сербского, куда убийца был доставлен на экспертизу. Слышит голоса? - наш клиент! (Хотя это, чаще всего, признак не психического, а духовного расстройства). Спутал добро со злом? - "манихейский бред". Назвали явление именем старинной гностической секты - и всё. А дальше что? (Как писал старец Паисий Афонский, если бы и евангельские бесноватые обратились к психиатрам, те лечили бы их электрошоком). Вспоминаю и следователей из Калужской области. Как снисходительно усмехались эти "профессионалы" предположениям православных о заговоре сатанистов. А теперь ведь стало известно немало свидетельств, подтверждающих эту версию. Да разве мало организованных преступлений на почве сатанизма произошло за минувшие годы? Статистика ужаснула, наконец, и "профессионалов". Объявлено, что в правоохранительных органах создаётся специализированная структура. Она будет работать по чёрным сектам. А кто конкретно будет работать?

Вопрос не праздный. Я знаком с одним замечательным специалистом в этой области - православным человеком, полковником Андреем Игоревичем Хвылей-Олинтером. В МВД занимал он пост немалый - заместителя начальника информационно-аналитического управления. А изучение и противодействие деструктивным сектам вёл, по сути, на общественных началах. Выдерживал немало косых взглядов коллег и начальства. Потом и вовсе - молодой ещё офицер отправлен был в отставку... Зато недавно стал он отцом Андреем - рукоположен во диаконы. Кто всё-таки будет противостоять растущему дьяволопоклонничеству на уровне государственном? С явным сатанизмом - когда убивают людей и сжигают храмы - бороться, кстати, проще, чем со скрытым, который прикидывается "своим", едва ли не православным, и, как оборотень Аверин, подкрадывается сзади.

Да, правоохранительные органы численно растут. Они украшаются грозными эмблемами, в которых центральное место занимает меч. Но это всего лишь меч человеческого правосудия. Боюсь, что даже не стальной, а бутафорский. Нужен же меч духовный. В очередной раз повторю мысль, которую уже высказывал: всякий неправославный сотрудник милиции, спецслужб, прокуратуры, дипломат, правительственный чиновник - профнепригоден. Ибо главная борьба идёт в незримой плоскости. "Нет преступления, коего бесы не были бы зачинщиками", - напоминает святитель Игнатий. Не знают этого в МВД. Потому и раскрываемость низкая. Не там ищут... А, может быть, не все и хотят искать? Может быть, давно уже поняли правила игры в обществе, где едва ли не каждому из "сильных мира сего" на плечо опущен посвятительный меч?! Это не тот виртуальный меч, которым киношный "горец" рубит головы врагу. Это оружие, которое привиделось Аверину, о котором юный Карл Маркс писал: "Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне".

...Они звонили в пасхальные колокола. А сзади уже подкрадывался оборотень. Сначала страшный удар в спину получил инок Ферапонт, потом - Трофим. Он упал. Но было воскресное утро, и звонарь воистину "восста из мертвых". Подтянувшись на верёвках, ударил в набат, раскачивая колокола уже мёртвым телом.

Этот набат звучит. Его надо слышать. Но будем помнить и другое. Как в Страстную Пятницу, на выносе Плащаницы, иноки Трофим и Ферапонт зазвонили вдруг по-пасхальному. "Ошибка" оказалась промыслительной.

Есть ещё на Руси люди, воскресающие к жизни вечной. Поэтому и длится пока

седьмой день творения.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU