Надо что-то делать…

Наталия Евгеньевна Лаврова     

    Вот уже месяц прошел, как побывала я в Клину, в доме благочестивой русской женщины, рабы Божией Валентины, в ее обыкновенной небольшой квартире с крошечной клейкой, в которой от потолка до пола - иконы. Большие, маленькие, писаные, "софринские", известные, малоизвестные, самые разные. Икон много, не сосчитать.
    - И все-таки, сколько, Валентина Михайловна?
    - Точно и не скажу, но больше тысячи...
    И все они - мироточат. Миро истекает с них обильно, явно, капельками, струйками, даже фонтанчиками. Чудо... Благоухание уже от порога, а уж как вошел в келейку, уж как глянул на лики иконные, щедро покрытые благодатной росой, так одно и остается - встать на колени да заплакать, слез не стыдясь, от трепета сердечного, страха священного, от близости Божьего к нам прикосновения.
    Вот уже целый месяц по возвращении из Клина я ищу слова. Да, конечно надо рассказать о чуде тем, от кого наш подмосковный Клин - за тридевять земель и кто не имеет возможности приехать сюда помолиться да поплакать. Но - нет слов. Вернее, есть, да какие-то все мелкие, убогие, несовершенные, ими о чуде говорить боязно, даже - греховно. И решила я не говорить ничего о самом чуде, не сумею, только нагрешу. О клинском "феномене" наслышаны многие и вряд ли кто упрекнет меня в фантазиях и журналистских преувеличениях. Перед Богом свидетельствую я о нем. Но сказать хочу о другом.
    Сейчас мироточивые иконы - явление привычное, ими уже никого не удивишь. И в храмах есть источающие миро образа, и в красных углах православных домов. Не наше дело судить да рядить, да упражняться в богословских толкованиях, наше дело - глаза долу, знамение крестное, благодарение Господу. Но, все же, каждый из нас задумывается, не может не задумываться - зачем? Гоним мысли, а они одолевают, священников спрашиваем, благочестивых старцев "пытаем": Что значит такое массовое мироточение? Чего ждать нам, беды, радости, утешения, скорби?
    Хотелось бы радости и утешения, но это уже как Господь благословит...
    Мироточивая икона в храме - особая святыня. Перед ней свечи возжигают, шепчут просьбы помочь да вразумить. А если в доме, - то хозяевам особое испытание. Вроде уже и жить как прежде нельзя, надо менять характер, привычки. У Валентины Михайловны в квартире больше тысячи (!) мироточивых икон. Уже и квартирой ее не назовешь, а святым местом, откуда подается обильно из другого, неведомого нам физического измерения, в попрании земных законов земного бытия, - чудо Божие, непостижимое. Какие же силы, духовные и физические, нужны домочадцам, кои сподобились в своих домах этого явного Божьего посещения? Валентина Михайловна такими силами наделена. Вот уже два года (!) мироточат в ее доме иконы, вот уже два года ее квартира мало похожа на привычное жилье, с утра до потемок идут люди. Первое время выстраивались длинные очереди от подъезда по лестнице вверх, к входной двери. Сейчас очередей нет, но идут, идут... Издалека приезжают, просят, умоляют - на минуточку, только одним глазком глянуть. А ее не надо умолять. Она - на послушании у этих чудотворных икон, истекающих благодатным миром и благоухающих на всю квартиру. Раба Божия Валентина привечает всех. Всех помажет миром, тропарь Кресту пропоет, даст с собой пузыречек с Божьим "гостинцем". И уходят люди утешенные, напитавшие душу молитвой, притихшие, потрясенные. А на пороге уже новый посетитель:
    - Мне бы на минуточку, одним глазком...
    Когда отдыхает, когда готовит обед, когда стирает, когда... Молится? Ночью. Сколько может выдерживать этот жизненный ритм, эти нечеловеческие нагрузки маленькая женщина далеко не завидного здоровья? Привыкла?
    - Если думаете, что к этому можно привыкнуть, то ошибаетесь.., - сказала она мне при встрече.
    Но я и помыслить не могла - о привычке. Можно ли привыкнуть к земному поклону перед Гробом Господним, к яркому пламени Благодатного Огня в Страстную Субботу, к кому в горле перед ракой великого Божьего угодника? Помню, когда я вернулась домой из Клина, мне казалась какой-то странной, неуместной посуда на кухне, шампунь на полочке в ванной, коврик у порога. Меня вернули - откуда-то. Благодатный дождь Небесных Чертогов пролился реальными капельками мира на мою утомившуюся от земных попечений душу. И, вглядевшись в заоблачные высоты, она запротестовала против земного. Но ведь я приехала и уехала, а Валентина Михайловна?! Помоги Господи, в верном служении Тебе Твоего верного чада, рабы Божьей Валентины, рабы послушной, кроткой и жертвенной. Истекающие миром иконы в маленькой келейке кричат о Божьих чудесах. Два года. Приехал ко мне в гости батюшка из Краснодара, отец Евгений Иванов, рассказала ему - была в Клину...
    - И я прошлым летом сподобился.
    Мы стали вспоминать, рассуждать. И батюшка вдруг взял да и сформулировал мою блуждающую в сознании мысль:
    - Надо что-то делать.
    И подумалось нам в тот вечер: Господь таким долгим постоянством чудесного явления в Клину требует от нас чего-то большего, чем посещение квартиры Валентины Михайловны и умилительного рассказа о чуде сродникам и знакомым. Ведь бывает много случаев, когда обильно мироточившие иконы вдруг "затихают" и благодатная влага высыхает на святых ликах. А здесь - уже два года... Валентина Михайловна молится ночами перед истекающими миром иконами, но разве это только ее дело? Мы-то ведь не с боку-припеку, и, явив чудо и нашим иссохшим душам, Господь вправе спросить и с нас. Конечно, просто: съездил в Клин, постоял перед образами, принял из рук хозяйки пузырек с миром и - уехал. А ведь Господь особо спрашивает с тех, кому особо являет Свою милость. Все, кто был в доме Валентины Михайловны, могут считать, что эту особую милость получили. И - теперь только молитвенная постоянная вахта, только упорное взывание: открой, Господи, что Ты сообщаешь нам через посылаемое чудо, к чему понуждаешь и чего от нас ждешь? Молитва перед мироточивыми иконами должна совершаться неусыпно. Одной Валентине Михайловне этого не понести. Хорошо бы всем православным Клинского благочиния "едиными усты" возносить такую молитву. И еще. Простите мою дерзость, православные. Но квартира Валентины Михайловны для жилья непригодна. Нет-нет, у нее не прорвало трубы, не подмокают стены, не искрит электропроводка. Но у нее в квартире вершится чудо! И оно требует особого духовного состояния. А в повседневной жизни допускаются и несовместимые с этим духовным состоянием дела - стирка грязной одежды, банные дни, да сами знаете... Может быть, купить квартиру для Валентины Михайловны и ее семьи, а эту, с иконами, оставить как часовню? Думаете, не потянем? А если всем миром? Мы ведь так любим говорить - всем миром... Объявим сбор средств, заведем счет. У Валентины Михайловны в Клину не одна тысяча православных перебывала, вот от них-то (от нас!) первая лепта. А там пойдет... Сколько храмов на Руси построили, сколько часовен соорудили, колоколов отлили. А квартиру не купим? Можно, наверное, и в рассрочку договориться. Сейчас в маленькой Валентиновой келейке иконы в тесноте, друг на друге. И для молитвы перед ними места совсем нет, лишь маленький пятачок, покрытый паласом. А тогда можно будет расположить их в свободе, подсвечники перед ними поставить - молитесь, просите, кайтесь. Господь благословляет честный и жертвенный труд. Думается, и наши усилия не останутся втуне. Если только будут они без корысти, без желания "засветиться" в благородном деле, усилия - ради Божьего страха и Божьего к нам благоволения.

    Наталия Евгеньевна Лаврова,
    г. Клин
    Московской области



Каталог Православное Христианство.Ру


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU