Кто поборник мракобесия?

Андрей Викторович Борисоглебский     

    В прессе разразился скандал, связанный с введением школьного факультативного курса "Основ православной культуры".
    - Нужны ли нашим детям знания основ православной культуры? Иными словами, надо ли изучать то, что существует уже две тысячи лет? - спрашивает у своих оппонентов министр образования РФ Владимир Филиппов и отметает все обвинения: "Ответ, по-моему, ясен. То, что семьдесят лет советской власти, когда огромный пласт культуры замалчивался, мы оказались обделенными, видно на очень простом примере. Бесполезно зазывать детей в Русский музей или в Третьяковскую галерею, где две трети картин отечественных художников связаны с библейскими сюжетами. До тех пор, пока подрастающее поколение не овладеет хотя бы азами православной культуры. Мы оказались духовно нищими..."
    Пояснения министра культуры потребовались после шумихи, устроенной в прессе по поводу рекомендаций Министерства образования по введению в общеобразовательный процесс "Основ православной культуры". Когда я читал и слушал то, что было сказано в эти дни, меня не оставляло чувство стыда. Точно такое же чувство я испытал совсем недавно, во время теракта в Москве, когда правозащитники что-то мямлили с экранов телевизора "о мире во всем мире".
    Ну, ладно, допустим, мы уже все привыкли к откровенно антигосударственным высказываниям разного калибра либералов - от "правозащитного" Ковалева до Немцова. Однако в эти дни невиданную активность в изобличении "клерикалов" проявил не кто-нибудь, а заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин. "Как светское государство, РФ не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение. По-моему, от этого документа веет средневековьем и мракобесием", - высказывается А. Волин и задается риторическим вопросом: "Почему мы считаем, что нравственность - прерогатива одной из десятка мировых религий?"
    Прочитав мнение этого высокопоставленного российского (!) чиновника, так и хочется воскликнуть в ответ: "От ваших слов так и веет средневековьем и мракобесием!", и задаться риторическим вопросом (и не одним): "Откуда вы насчитали аж десяток мировых религий? Знаете ли вы, какая из четырех мировых религий (а если точнее - какая из конфессий этой религии) была основой строительства государства Российского? И, наконец, не считаете ли вы, что нравственность - это прерогатива курсов по сексуальному воспитанию?". На месте президента я бы ввел факультатив "Основы православной культуры" для правительственных чиновников.
    А ведь действительно, дикость и мракобесие - не знать того, что вся наша история, культура, вся великая русская литература, искусство, национальные ценности - неразрывно связаны с Православием. Да и сама школа в России, как, впрочем, и в любой европейской стране - это дитя Церкви. После Крещения Руси именно духовенство стало просвещать народ. Даже само слово "просвещение" - сугубо христианское. С конца X века и до XVIII века образование в России можно было получить только при монастырях или приходах. Нецерковные школы стали появляться при Петре Первом. К началу XIX века в России насчитывалось 21 тысяча церковно-приходских школ и 315 светских, а в начале XX столетия их соотношение уравнялось поровну. И тем не менее, такой предмет, как "Закон Божий" преподавался в Российской Империи и в светских школах.
    Попытка в Советском Союзе заменить веру в Бога идеей классовой исключительности завела общество в тупик. Оно не смогло найти замену великим принципам любви, сострадания, не смогло ничего противопоставить тысячелетнему опыту народа. Однако вспомним, что даже пионерские организации строились, отчасти, на тех основополагающих христианских принципах, без которых люди звереют: человек человеку - друг, товарищ и брат и т. п.
    Известно, что свято место пусто не бывает. Когда в начале 90-х отменили пионерские организации, в школах образовался идеологический вакуум. Попытки заменить нравственное и патриотическое воспитание перечислением подобранных на потребу дня понятий типа прав человека, гражданского общества, правового государства - ни к чему хорошему не привели. В образовавшуюся пустоту валом хлынули оккультисты и сектанты различных мастей, и, конечно же "сексуальные просвещенцы" - натуральные растлители детей. Ну а празднование сатанинского праздника "хелоувин", стало просто всеобщей школьной традицией, после которой зверства детей над кошками, собаками, да и себе подобными, заполняли милицейские сводки и колонки смакующих ужасы и кровь желтых газетенок.
    Первое факультативное введение "Основ православной культуры" состоялось еще в июне этого года по договору между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством образования Московской области. "Нас привела за стол переговоров общая беда и общий страх за наших детей, - сказала министр образования Московской области Лидия Антонова. - Яды для души, для мозга и тела сегодня тиражируются и разносятся по миру легче, чем бациллы сибирской язвы. А что наши дети могут противопоставить им? На что они могут опереться в этом мире? Те авторитеты, на которых нас растили, разрушены. Для нас, работников системы образования, Русская Православная Церковь - это один из немногих сегодня оставшихся в обществе моральных авторитетов, институт, обладающий многовековым опытом моральной помощи, сочувствия и сострадания людям, попавшим в беду, потерявшим ориентиры".
    Для людей, знакомых с принципами образования, - это аксиома: воспитание детей возможно только в рамках какой-то сложившейся системы ценностей. Если мы хотим, чтобы наркотики, мат, сатанизм и уголовная романтика и дальше процветали в среде школьников, - надо все оставить так, как есть. Если же нет - в систему образования необходимо вернуть традиции, что и пытается робкими шажками сделать Министерство образования. Однако и эти попытки вызывают гневную реакцию "либеральной общественности", прибегнувшей к обычным своим трюкам - передергиванию и лжи.
    Во-первых, поясняют специалисты Минобразования и представители Патриархии, "Основы православной культуры" - это не обязательный, а факультативный предмет, то есть преподаваться он будет по желанию школьников и их родителей. Во-вторых, это вовсе не означает введение религиозного образования, которое останется светским. Для религиозного образования есть специальные конфессиональные учебные заведения, воскресные школы. В светской же школе будут даваться знания Православия в контексте изучения культуры страны, а выбор религии останется личным делом каждого, и никакие религиозные взгляды ученикам навязываться не будут. Разумеется, здесь возникают проблемы с подбором кадров. Не получится ли так, что преподавать этот предмет будут люди, совершенно к этому не подготовленные? Но эта проблема решаема. В университетах многих российских регионов уже несколько лет открыты отделения теологии и религиоведения, выпускники которых смогут преподавать "Основы православной культуры". Наверняка и приходские священники, хотя бы на первое время, не останутся в стороне.
    Если же говорить о якобы ущемленных представителях других традиционных для России религий (а их, кроме Православия, всего три - ислам, буддизм, иудаизм), то эта проблема и вовсе притянута за уши. Закон им не воспрещает перенять инициативу Православной Церкви. И об этом тоже со всей определенностью заявил министр образования. Но здесь может возникнуть другая проблема. Они-то как раз, кроме своей религии, мало о чем могут рассказать детям. Потому что нет другой конфессии, которая играла бы такую большую роль в истории и культуре России, как Православие,
    Андрей Викторович Борисоглебский

    Наш комментарий:

    В Москве на сегодняшний день более 100 этнокультурных школ и большая их часть представлена школами с еврейским, а также татарским, турецким и азербайджанским компонентом. Заглянем в утвержденное Правительством Москвы от 19-08.97. № 653 Положение об общеобразовательном учреждении с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве. Оно позволяет не только изучать культурообразующую религию, но также организовывать питание детей в соответствии с ее традициями, использовать национальную религиозную символику( 1.11 и 2.10, 3.2. Положения).
    Так что упреки в лукавстве более уместны в адрес других конфессий, которые под фасадом государственных национальных или этнокультурных школ давно уже организовали не только изучение, но и прямое обучение школьников так называемой культурообразующей религии.
    В этой связи стоит ли удивляться, когда на государственно-конфессиональных мероприятиях, посвященных религиозному образованию, присутствует как ни в чем ни бывало раввин, занимающий должность директора государственной этнокультурной школы. Не является ли это выразительным свидетельством того, что государственные этнокультурные школы, которых особенно много в Москве, это религиозные школы. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто зайти в еврейскую школу. Вы увидите, что дети и учителя ходят в кепе, употребляют кошерную пищу, изучают Тору, пользуются привезенными из Израиля учебниками, содержащими религиозную тематику. И все это в государственной школе, финансируемой из государственного бюджета. Правовая база этнокультурного образования была сформирована 5 лет назад. Однако, почему никто не упрекает этнокультурные школы в нарушении принципа светского характера государственной системы образования? Почему скрытое изучение иудаизма, ислама в государственной школе за счет бюджетных средств считается вполне нормальным явлением?
    Хотелось бы подчеркнуть, что предлагаемое Минобразования РФ примерное содержание учебного предмета "Православная культура" указывает на религиоведческий характер этого курса. И потому не следует отождествлять предмет "Православная культура" с Законом Божиим; этот предмет представляет собой православное религиоведение.

    Ксения Александровна Чернега,
    юрист Координационного совета
    по взаимодействию
    Министерства образования и
    Русской Православной Церкви



Каталог Православное Христианство.Ру


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU