В человеке все должно быть прекрасно

Священник Вячеслав Караулов     

    Бытует представление о православном, как о каком-то отжившем, архаичном человеке, который соответственно и ведет себя, и одевается… И почему-то считается, что это является хорошим тоном и соответствует православному миросозерцанию. На самом же деле такое показное смирение, по сути дела, является тайной гордыней, укором окружающему тебя обществу - дескать, все смотрите - мы отличаемся от вас, мы лучше вас!
    А между тем нигде у святых отцов я не встречал утверждения, что прилично одеваться - греховно. Здесь я хочу уточнить, что имею в виду не современную молодежную моду с мини-юбками, топиками и серьгами в пупке. И не экстремальную моду, которую показывают на подиумах. А одежду, соответствующую своему времени. Во все времена эры Христовой христианин одевался согласно традициям места проживания и той эпохе, в которой он жил. Так одевался даже сам Спаситель. Из Евангелия мы знаем, что у Него был добротный и красивый хитон, тканный руками Самой Богоматери. И об одеждах Его, уже распятого на Кресте, желая завладеть ими, метали жребий римские солдаты - отнюдь не самые бедные граждане Империи.
    Не чурались хорошей одежды и святые отцы. Достаточно вспомнить святого праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Филарета Московского. Но это не мешало их аскетическим подвигам и не помешало им войти в Царствие Небесное и стать великими святыми, потому что они одевались красиво - для Бога.
    А и действительно, посмотрите на наших предков: они старались идти в храм Божий в самом нарядном, как на праздник. Например, Иван Шмелев описывал в чем ходили в церковь люди сто лет назад. Мужчины-крестьяне надевали блестящие сапоги, а на сапоги еще и галоши. Почему галоши? Ведь грязи-то не было. Потому что галоши - это было украшение в то время. Это была модная, красивая вещь, поэтому люди старались украсить себя, идя в Божий храм. Купцы и приказчики надевали жилетки, красные рубахи, часы на цепочке. Девушки начала XX столетия отнюдь не надевали кокошники XVII века. Все они одевались соответственно своему времени: со вкусом и не вызывающе.
    Один батюшка из нашего города, который раньше служил в глухой деревне, рассказывал, что на службу бабушки-прихожанки доставали из сундуков и надевали все самое лучшее, что у них было, и как невесты ходили по храму. Это нормальное восприятие богослужения христианином. Богослужение - это праздник.
    Разумеется, есть определенные дни, например, Великий пост, когда принято надевать и скромную темную одежду, которая, однако, не должна быть мятой и неопрятной. К примеру, посмотрите на монахинь: все скроено, все подобранно, ни единой морщинки. Стоят, как свечечки. Действительно, невесты Христовы. Любо-дорого посмотреть.
    Возможно, у меня найдутся оппоненты, которые приведут пример пустынников или Христа ради юродивых. Но здесь уже совершенно другое. Здесь подвиги, которые нам не по силам. Ведь юродивые ходили и вовсе без одежды. Блаженная Ксения Петербургская носила мужскую одежду. Но это не значит, что мы их должны слепо копировать и подражать им чисто внешне. Мы должны подражать им в их вере, в их добродетелях. А в плане одежды мы пример с них брать не вправе. Здесь иной пласт бытия, иной подвиг.
    Как приходскому священнику мне доводилось сталкиваться и со случаями кликушества, связанными с элементами одежды, причем не только у неграмотных старушек. Один мой знакомый священник, например, был категорически против галстуков. Дескать, галстук надевать нельзя, на нем Иуда повесился... Как-то я отпевал одного молодого мужчину, так с него приехавшие родственники пытались судорожно снять галстук, мол, иначе он в рай не попадет!
    Приходят некоторые на исповедь и говорят: "Грешна! Попользовалась душистым мылом!" Другая пользовалась духами - тоже тяжко согрешила. Но какой же это грех? Почему от человека должно пахнуть потом или чесноком? Другое дело, если она на себя склянку духов вылила, и от нее разить будет за километр, да выйдет на улицу с теми помыслами, чтобы увлечь кого-то! Это будет уже грех. А соблюдать правила гигиены и женщине умеренно украшать себя - в этом нет никакого греха.
    Как-то я прочитал в самарской православной газете, в рубрике "На вопросы отвечает священник", что, дескать, женщинам носить серьги категорически нельзя - это аксессуар блудниц. Прямо так и было написано. Я надеюсь, что автор статьи вовсе не имел в виду того, что вышло, иначе это будет хула на наших жен и матерей. Ведь понятно, что женщине свойственно испытывать тягу к украшениям. Ей хочется нравиться. Бог и заложил такой инстинкт в женщину для продолжения рода человеческого. И ничего не будет дурного, если у нее - скромные сережки, колечко. Другое дело, если на ней серьги будут висеть с полпуда, да на каждом пальце по большому перстню, да еще и в носу! Во всем нужна умеренность и скромность.
    Что же касается косметики, то здесь, конечно, разговор особый. Хотя у нас, на Руси, косметика и была популярна еще во времена Иоанна Грозного: щеки румянили свеклой, брови углем подводили... Сейчас это смешно. Сегодня косметика стала куда более утонченной. Но если подходить строго, то использование косметики - искажение образа Божьего. Да и нужна ли она? Ведь нет некрасивых женщин. Каждая женщина красива. К тому же если она со вкусом . оденется и хорошо причешется. Вот и достаточно. У нас в церкви на службе я вижу красивые чистые русские девичьи лица. Как они прекрасны! Одну девушку я привык видеть без косметики. А однажды, на какой-то праздник, она пришла подкрасив губы - и уже что-то ушло из ее облика... А бывает, что на исповедь придут уже немолодые женщины - раскрашенные, словно боевые индейские вожди, - просто не по себе становится! Но, разумеется, если из-за того, что ты резко перестала использовать косметику, тебя начала обуревать гордыня (я лучше других!), то лучше уж из двух зол выбрать меньшее: немножко подкраситься. Но в дальнейшем, постепенно, постараться изжить из себя эту привязанность.
    В разговоре о том, как должен выглядеть христианин, уместно вспомнить и притчу о званных на брачный пир, когда человек был во внебрачной одежде и хозяин велел вывести его вон и бросить во тьму кромешную. Конечно же, мы должны идти к Богу, прежде всего с хорошими, чистыми помыслами. Но и за телом своим тоже надо следить. Тело - храм Божий. Мы должны по возможности хорошо (но без излишеств) одеваться и быть чистоплотными.

    Священник Вячеслав Караулов,
    Самарская епархия, г. Тольятти.



Каталог Православное Христианство.Ру


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU