|
Будни и праздники отца Иоанна
Александр Юрьевич Калужский
Среди глухих лесов Тверской области, в пятидесяти километрах от города Кимры, на берегу речки Пудицы, расположена деревня Николо-Ям. В прошлом богатая с большим населением, ныне она в запустении. Лишь несколько покосившихся домов, в которых живут одни старики, да несколько дач, куда изредка заезжают отдохнуть москвичи. Пожалуй, единственный ориентир, по которому можно найти деревню, - одинокий, полуразрушенный Никольский храм с высокой колокольней и крестом. И когда непогода бывает, люди заблудятся - видят колокольню, храм, крест. Увидел крест - значит найдешь дорогу домой. Вот как символично
Храм в Николо-Яме был основан купцами в конце прошлого века. В те времена деревня была так велика, что по праздникам жители с трудом умещались в его стенах... В советское время, в 60-х годах, храм был разорен и закрыт, здание церкви превратили в склад для сельхозтехники. Мерзость запустения надолго воцарилась на святом месте...
Иконостас разобрали на дрова, иконы - разворовали. Но остались дивные фрески, на которых изображены угодники Божии - молчаливые свидетели сотворенного кощунства. Словно испытывая страх пред пронзительным взглядом святых, вандалы XX века выкололи на некоторых ликах глаза. Святая Татиана была казнена язычниками в IV веке в Риме. Спустя 16 столетий, уже в России, мученицу как будто вновь обрекли на пытки...
Десять лет назад в Николо-Яме появился постоянный священник - отец Иоанн. В деревне тогда подумали, что долго батюшка не продержится. Где богослужения совершать? Даже жить-то негде.
- Когда я впервые приехал сюда, - рассказывает о. Иоанн, - здесь было запустение, я все делал своими руками. Труд человека облагораживает. Молитва и труд все перетрут... Главное - восстановить храм души, а уж стены храма, Господь даст, - восстановим.
Господь одарил отца Иоанна золотыми руками. Будучи прекрасным плотником и слесарем, он при помощи нескольких местных жителей сам стал восстанавливать разрушенный храм и другие церковные строения. Только вот средств ни на материалы, ни на жизнь, чтобы прокормить семью, - взять было неоткуда. И стал тогда батюшка в перерывах между богослужениями зарабатывать на содержание храма и на хлеб насущный своими руками.
- Когда не хватает на жизнь, приходится брать топор в руки - кому срубить баньку, кому сделать пристройку, кому террасу. Я люблю работу и плотницкую, и слесарную - дал Господь талант, я его стараюсь не закапывать, а умножать.
Молва о трудолюбивом батюшке разнеслась по окрестным деревням. Народ быстро прозвал служителя Божия - "поп Иван-плотник". Кто-то, может быть, посмеется, а кто-то осудит, - мол, не священническое это дело - дрова рубить да дома строить...
Но иерей Иоанн считает, что в этом нет ничего зазорного, ибо Сам Господь трудился и помогал Своему названому отцу Иосифу в плотницком деле. Слава Богу, что в больших городах много жертвуют, и батюшки могут только молиться. Но пусть не заблуждаются те, кто думают, что священники только молятся и ничего не делают - это не так, они не тунеядцы.
Одному только Богу ведомо, сколько скорбей и тягот претерпел отец Иоанн, по бревнышку, по кирпичику восстанавливая порушенный храм святого Николая. Но по молитвам святителя дом Божий постепенно стал оживать. Вновь его стены наполняются церковными песнопениями, на святом алтаре вновь приносится Бескровная Жертва за всех живых и усопших, за весь мир.
Только вот прихожан в храме даже на праздники почти не бывает. Деревня ведь давно вымерла, колхоз разорился. А кто из местных остался, те беспробудно пьют, им не до храма. Но отец Иоанн все равно продолжает служить, его матушка и несколько дачников поют в хоре - вот и весь приход.
В прошлом году в Николо-Яме случилась беда. Во время майской грозы ударила в колокольню молния - купол стремительно охватил огонь. Тушить пожар на такой высоте было невозможно. А когда все доски сгорели, в довершенье беды, с купола рухнул крест и повис на вершине колокольни.
Иерей Иоанн говорит: На все воля Божия. Это знак для наших местных людей - 16 октября было 11 лет как я в этом храме. Мало кто из них приходит, только дачники летом. Слезы к глазам подступают, когда видишь это равнодушие народа, - мимо проходят, и храм им не нужен.
Для нищего прихода в глухой деревне в Тверской области пожар на колокольне - настоящая катастрофа. Восстановить купол и водрузить на прежнее место упавший крест отцу Иоанну и его матушке, конечно же будет не под силу. Но отец Иоанн в отчаянье не впадает. Теплится еще у него надежда на то, что откликнется кто-нибудь на эту беду, не останется равнодушным к чужому горю.
- Если найдутся люди, которые соизволят помочь храму, чтобы восстановить колокольню, не только я, но и те, кто после меня останутся, будут поминать их потому, что каждый человек, который жертвует, записывается в вечный помянник.
А пока стоит колокольня Никольского храма без креста, молчат в Николо-Яме святые колокола. И если заблудишься в пути - креста не увидишь.
Александр Юрьевич Калужский
Телефон отца Иоанна: (8-08236)-3-01-37
Счет на восстановление храма: Никольская церковь,
Кимрский район, село Николо-Ям
Р/сч 407038104000.000.00052
К/сч 301018104000.000.00729
ИНН 692700 3041 БИК 042822729 ОКОНХ 98700 ОКПО
31580474
|